Прекрасные качества Пророка ﷺ – справедливость

16 Ноябрь 2020
6552

Всевышний Аллаh наделил Пророка Мух'аммада (мир ему и благословение Аллаhа) самым лучшим нравом. В истории человечества известны личности, которые обладали различными качествами, но все они обладали ограниченным количеством таких прекрасных черт характера. Только Пророк Мух'аммад (мир ему и благословение Аллаhа) обладал всеми прекрасными качествами в полной мере, и они у него были выражены совершеннее, чем у остальных.

Пророк Мух'аммад – образец справедливости

Одним из прекрасных качеств Посланника Аллаhа была его справедливость, которая удивляла его современников и всех, кто знакомится с его жизнеописанием. Всевышний Аллаh одарил своего Посланника справедливостью высшей степени.

Благодаря своему прекрасному нраву, прежде всего справедливости и способности воздействовать на людей, Посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) удалось превратить людей, известных в доисламской Аравии как варваров, в прекрасных людей с чистыми нравами.

Отстаивая справедливость, Пророк разъяснял своим последователям истину, неустанно побуждал их к добру и удерживал от злодеяний. Он всегда восстанавливал попранные права и никогда не выносил несправедливые решения.

Примером его наивысшей справедливости стал случай, когда девушка из одной из самых благородных племён Мекки совершила кражу. Эта девушка ожидала соответствующего за кражу наказания, но люди собрались, чтобы походатайствовать за неё, полагая, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) простит её.

Однако Посланник Аллаhа показал великую справедливость и сказал удивительные слова, которые укрепились в Исламе, как стойкая основа и незыблемая опора. Этими словами он установил, что когда нарушены границы Ислама, то ходатайство не принимается и прощения в этом нет.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллаh) передаётся:

أَنَّ قُرَيْشًا أَهَمَّهُمْ شَأْنُ المَرْأَةِ المَخْزُومِيَّةِ الَّتِي سَرَقَتْ، فَقَالُوا: وَمَنْ يُكَلِّمُ فِيهَا رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ؟ فَقَالُوا: وَمَنْ يَجْتَرِئُ عَلَيْهِ إِلَّا أُسَامَةُ بْنُ زَيْدٍ، حِبُّ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَكَلَّمَهُ أُسَامَةُ، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَتَشْفَعُ فِي حَدٍّ مِنْ حُدُودِ اللَّهِ، ثُمَّ قَامَ فَاخْتَطَبَ، ثُمَّ قَالَ: إِنَّمَا أَهْلَكَ الَّذِينَ قَبْلَكُمْ، أَنَّهُمْ كَانُوا إِذَا سَرَقَ فِيهِمُ الشَّرِيفُ تَرَكُوهُ، وَإِذَا سَرَقَ فِيهِمُ الضَّعِيفُ أَقَامُوا عَلَيْهِ الحَدَّ، وَايْمُ اللَّهِ لَوْ أَنَّ فَاطِمَةَ بِنْتَ مُحَمَّدٍ سَرَقَتْ لَقَطَعْتُ يَدَهَا

«В своё время некоторые курайшиты, обеспокоенные делом одной женщины из рода племени Бану Махзум, которая совершила кражу, стали говорить: "Кто поговорит о ней с Посланником Аллаhа ?", на что другие сказали: "Кто же осмелится на это, кроме Усамы бин Зайда, любимца Посланника Аллаhа ?".

Однако, когда Усама обратился к нему по этому вопросу, Посланник Аллаhа сказал: "Неужели ты обращаешься с ходатайством, когда дело касается одного из наказаний, установленных Аллаhом?".

А после этого он встал и обратился к людям с проповедью: "Поистине, жившие до вас были уничтожены по той причине, что когда кражу совершал знатный из их числа, они не трогали его, когда же её совершал слабый, они подвергали его установленному наказанию! Клянусь Аллаhом, если бы украла Фатима, дочь Мух'амада, то я обязательно велел бы отрубить руку и ей"». (Имам Ахмад, 15149; Бухари, 3475; Муслим, 1689; Ан-Насаи, 2900)

Посланник Аллаhа всегда и во всём был справедлив и побуждал верующих к соблюдению справедливости, особенно когда речь шла равенстве между детьми в вопросах, касающихся даров. Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) подчёркивал это в нескольких хадисах.

От Ан-Ну‘мана ибн Башира (да будет доволен ими обоими Аллаh) передаётся:

أَعْطَانِي أَبِي عَطِيَّةً، فَقَالَتْ عَمْرَةُ بِنْتُ رَوَاحَةَ: لاَ أَرْضَى حَتَّى تُشْهِدَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَأَتَى رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: إِنِّي أَعْطَيْتُ ابْنِي مِنْ عَمْرَةَ بِنْتِ رَوَاحَةَ عَطِيَّةً، فَأَمَرَتْنِي أَنْ أُشْهِدَكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَالَ: أَعْطَيْتَ سَائِرَ وَلَدِكَ مِثْلَ هَذَا؟، قَالَ: لاَ، قَالَ: فَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْدِلُوا بَيْنَ أَوْلاَدِكُمْ، قَالَ: فَرَجَعَ فَرَدَّ عَطِيَّتَهُ

«Однажды мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха сказала: "Я не соглашусь с этим, пока ты не попросишь Посланника Аллаhhа (мир ему и благословение Аллаhа) засвидетельствовать этот дар". Тогда мой отец пришёл к Посланнику Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) и сказал: "Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о Посланник Аллаhа".

Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) спросил: "А сделал ли ты такие же подарки всем остальным своим детям?". Мой отец ответил: "Нет". Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: "Побойтесь Аллаhа и будьте одинаково справедливы ко всем вашим детям", – после чего мой отец вернулся и забрал свой подарок». (Бухари, 2587)

В той версии этого хадиса, которую передаёт Муслим, сообщается, что Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

فَأَشْهِدْ عَلَى هَذَا غَيْرِي، ثُمَّ قَالَ: أَيَسُرُّكَ أَنْ يَكُونُوا إِلَيْكَ فِي الْبِرِّ سَوَاءً؟ قَالَ: بَلَى، قَالَ: فَلَا إِذًا

«Тогда пусть свидетелем этого будет кто-нибудь другой». Далее он спросил: «Хотелось бы тебе, чтобы они одинаково хорошо относились к тебе?» Мой отец ответил: «Конечно». Он сказал: «Тогда не поступай так». (Муслим, 1623)

Посланник Аллаhа всю свою жизнь строго придерживался справедливости, и книги, которые написаны о его жизнедеятельности, переполнены повествованиями о случаях из его жизни, которые удивляют читателя.

Он был одинаково справедлив по отношению к себе, своей семье и к окружающим, независимо от того, шла речь о наказании от Всевышнего или о вопросах войны и мира.

Однажды некий лицемер высказал сомнение в справедливости Посланника Аллаhа, но он своим категоричным ответом поставил на место этого мунафика и отбросил все сомнения.

От Абу Са‘ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллаh) передаётся:

بَيْنَمَا نَحْنُ عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَهُوَ يَقْسِمُ قِسْمًا، أَتَاهُ ذُو الخُوَيْصِرَةِ، وَهُوَ رَجُلٌ مِنْ بَنِي تَمِيمٍ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ اعْدِلْ، فَقَالَ: وَيْلَكَ، وَمَنْ يَعْدِلُ إِذَا لَمْ أَعْدِلْ، قَدْ خِبْتَ وَخَسِرْتَ إِنْ لَمْ أَكُنْ أَعْدِلُ

«Мы были рядом с Посланником Аллаhа (мир ему и благословение Всевышнего), когда он распределял военные трофеи. К нему подошёл Зуль Хувайсыра, человек из племени Бану Тамим, и сказал ему: "О Посланник Аллаhа, будь справедлив". Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) ответил: "Горе тебе! Кто же будет справедливым, если я не справедлив! Воистину, вы будете в убытке, если я не справедлив». (Имам Ахмад,14820; Муслим, 1063; Ибн Маджах, 172; Ибн Хиббан, 4819)

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.