Ваки‘ ибн Аль-Джаррах, учитель имамов Аш-Шафии и Ахмада

19 Февраль 2021
3149

Ваки‘ ибн Аль-Джаррах ибн Суфьян является одним из видных учёных ранних веков Ислама, надёжным передатчиком хадисов, имамом мухаддисов, морем знаний. Ваки‘ ибн Аль-Джаррах был учителем великих имамов Аш-Шафи‘и, Ахмада ибн Ханбаля и других.

Ваки‘ ибн Аль-Джаррах родился 129 году по хиджре в благопристойном интеллигентном доме. Его отец был одним из знатных людей Куфы и интересовался хадисами Пророка , поэтому он отправил своего сына Ваки‘ с детских лет учиться и слушать хадисы.

Ваки‘ ибн Аль-Джаррах слушал хадисы от Аль-А‘маша, Хишама ибн ‘Урвы, Аль-Авза‘и, Ибн Джурайджа и других. Затем он перешёл на учёбу к имаму того времени Суфьяну Ас-Саври, получил у него знания и слушал все риваяты хадисов, которые он рассказывал.

Ваки‘ ибн Аль-Джаррах запомнил все хадисы, рассказанные имамом Ас-Саври, за что его называли передатчиком хадисов от Ас-Саври. Он странствовал по разным краям и учился у великих учёных. Таким образом, он собрал множество хадисов вместе с цепочкой их передатчиков.

У Ваки‘ ибн Аль-Джарраха была хорошая память, и он очень легко запоминал всё, что слышал. Когда он был молодым, его учитель Ас-Саври подзывал его к себе и спрашивал: «Что ты слышал?», и он начинал говорить: «Мне рассказал такой-то…», а Суфьян улыбался, удивляясь его памяти, и говорил: «Этот предводитель в будущем станет важным человеком».

Ваки‘ ибн Аль-Джаррах действительно стал таким важным человеком, что сам великий и досточтимый имам Ас-Саври передал от него хадис. А после смерти Суфьяна Ас-Саври в 166 году по хиджре Ваки‘ ибн Аль-Джаррах сел на его место на маджлисах хадиса.

Ваки‘ ибн Аль-Джаррах был одним из знамений Аллаха в запоминании хадисов и точности их рассказа. У него была настолько феноменальная память, что он запоминал всё, что слышал, а то, что запомнил, никогда не забывал.

Такой памяти он добился, отказавшись от всего греховного. Один из учеников спросил у Ваки‘ ибн Аль-Джарраха, как улучшить память, и он ответил: «Откажись от всего греховного, и ты не найдёшь ничего лучше для улучшения памяти».

Несмотря на свою известность и занятость учениками Ваки‘ ибн Аль-Джаррах много поклонялся, был аскетом, постоянно соблюдал пост, даже когда находился в пути, проводил ночи в поклонении, обычно завершал чтение всего Корана в течение одной недели, постоянно был занят чтением вирдов и азкаров. Таким образом, он не тратил зря ни мгновения, распределяя всё своё время с пользой для себя и людей. Утром он садился и давал уроки хадиса до восхода солнца.

Потом он уходил поспать перед полуденной молитвой, затем совершал обеденный намаз и направлялся на водопой. Там он учил людей чтению Корана, предписаниям религии и другим религиозным знаниям, в которых они нуждались. Этим он занимался почти до наступления времени послеобеденного намаза.

Далее он возвращался в свою мечеть и совершал там намаз. После намаза в мечети преподавал Коран и до вечера поминал Аллаха, а потом возвращался домой, чтобы разговеться. После ночного намаза он ложился спать, чтобы встать для ночного поклонения. Вскоре он вставал и до рассвета не спал.

В своё время Харун Ар-Рашид несколько раз предлагал Ваки‘ должность верховного кадия, но он категорически отказался. Ваки‘, как и его учитель Ас-Саври, старался держаться как можно дальше от правителей и их собраний, более того, он сторонился тех, кто как-то был связан с государственными делами. По этой причине он прекратил общение со своим самым близким другом Хафсом ибн Гиясом, когда его назначили на должность верховного кадия.

Великий имам Ваки‘ ибн Аль-Джаррах занимает важное место в плеяде хафизов уммы. Несмотря на то, что в век, когда жил Ваки‘ ибн Аль-Джаррах, жили многие хафизы и выдающиеся имамы, Ваки‘ был их предводителем, которого восхваляли больше всех.

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Я никогда не видел подобного Ваки‘ в области науки, в запоминании знаний, осведомлённости о цепочках передач хадисов и разделах (фикха), с такой же смиренностью и набожностью».

Имам Ахмад сказал это, несмотря на то, что он видел таких великих людей того времени, как Хашим, Ибн ‘Уяйна, Яхья Аль-Каттан и другие. Имам Ахмад очень уважал и прославлял Ваки‘.

Ибн ‘Аммар сказал: «Во времена Ваки‘ не было в Куфе более образованного, знающего фикх и хадис человека, чем Ваки‘. Он был выдающимся знатоком, который никогда не смотрел в книгу, а всё читал по памяти».

Абдурраззак ибн Хаммам сказал: «Я видел Ас-Саври, Ибн ‘Уяйну, Ми‘мара, Малика и многих других, но я никогда не видел учёного, подобного Ваки‘».

Испытание Ваки‘ ибн Аль-Джарраха

Это испытание началось в том году, когда Ваки‘ ибн Аль-Джаррах совершил хадж. Когда люди в Мекке узнали о прибытии Ваки‘, хафиза Ирака, они собрались вокруг него и организовали маджлис хадиса.

Ваки‘ начал рассказывать хадисы и в числе прочих рассказал хадис, который передаёт ‘Абдуллах Аль-Бахи от Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллаха). Этот хадис гласит о том, что происходило с телом Пророка после его смерти.

Учёные решили, что этот хадис является отрезанным (мункати‘ – хадисом, иснад которого имеет разрыв) и порицаемым (мункар – хадисом, который передавал ненадёжный передатчик и который противоречил тому, что передавал рассказчик, достойный доверия). Причиной же этого было, что ‘Абдуллах Аль-Бахи не застал в живых Абу Бакра Ас-Сиддика, следовательно, Абу Бакр не мог видеться с ним и тем более передать ему хадис.

Когда курейшиты услышали, что Ваки‘ рассказывает этот хадис, они подняли шум, ибо предполагали, что этот хадис умаляет достоинство Пророка . Группа курейшитов собралась у наместника Мекки Аль-‘Усмани и приняла решение убить и распять Ваки‘. Чтобы привести приговор в исполнение, они схватили и заключили Ваки‘ под стражу.

В тот же год совершал хадж халиф Харун Ар-Рашид. Когда до халифа дошли вести о случившемся, он собрал учёных и потребовал вынесения фетвы по делу Ваки‘. Ибн Раввад дал фетву, что его следует казнить, но имам Суфьян ибн ‘Уяйна сказал, что его не положено казнить, ибо человек услышал хадис и только рассказал людям то, что услышал. После фетвы Ибн ‘Уяйны Ваки‘ освободили и отпустили.

После освобождения Ваки‘ отправился в Медину. Но наместник Мекки Аль-‘Усмани был очень огорчён освобождением Ваки‘ и решил во чтобы то ни стало убить его. С этой целью мекканцы написали мединцам письмо, в котором изложили всё, что произошло с Ваки‘ в Мекке, и добавили: «Как только он прибудет в Медину, не полагайтесь на наместника, а сразу начинайте побивать его камнями, пока он не умрёт».

Некоторые учёные Медины узнали об этом письме и о намерении мединцев убить Ваки‘ и написали ему, чтобы он не шёл в Медину. Получив это письмо, Ваки‘, который был уже на подступах к городу, не войдя в Медину, отправился в Куфу.

После этих событий Ваки‘ долгое время не мог совершить хадж, таким образом, между ним и между Меккой и Мединой была поставлена непреодолимая преграда. Также после этих событий некоторые невежды начали осуждать его и необоснованно подозревать в шиизме и рафидизме.

Несмотря на всё это, в 197 году по хиджре Ваки‘ всё-таки набрался смелости отправиться в Мекку и совершить хадж. Во время возвращения из хаджа по пути из Медины в Куфу Ваки‘ умер в местности Файда и был похоронен там же.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

 

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.