Дагестан – один из тех регионов, в разных уголках которого на протяжении многих столетий жили алимы, учёные-богословы, благочестивые мусульмане. Слава и молва о них идёт через поколения и вызывает уважение потомков.
На земле Южного Дагестана в разные эпохи жило много праведных мусульман. Один из них – почитаемый людьми своего времени Шабан из агульского селения Буршаг.
Его имя окутано легендами, которые передаются из уст в уста. Особую популярность праведник Шабан получил из-за своих выдающихся способностей лечить душевнобольных людей и своей проницательности, дальновидности в анализе хода событий. Вокруг таких людей часто случаются истории – как реальные, так и вымышленные, которые потом перерастают в легенды и мифы.
Благочестивый Шабан жил в начале ХХ века и совершал свои добрые дела до середины 30-х годов. Односельчане знали и ценили его, но авторитет его среди соседей – табасаранцев и кайтагцев – был особенно велик. Старожилы вспоминали, что при его приближении к селу дорогу устилали коврами, а самого праведника несли на руках.
Наиболее состоятельные и последовательные мусульмане ещё в старину совершали изнурительное, длившееся около года паломничество в Мекку. Ещё в XIX веке в Буршаге хадж совершили представители родов Джаргат, Бачавур, Пашавур, Агурар.
Для совершения хаджа нужно было раздобыть 16 золотых монет. Жители окрестных сёл и районов посещали Буршаг с целью совершить зиярат в село, семь жителей которого ещё в старину побывали в Мекке.
Родственники праведного Шабана вспоминали, что они потеряли надежду на его возвращение из хаджа, куда он отправился пешком в одиночестве, и целый год от него не получали никаких вестей. Вернулся он также один, проделав путь через Табасаран и Кайтаг.
В быту этот праведный человек был очень скромным и простым. Не чурался обычной хозяйственной работы. Жил скромно, не бедствовал, но и не имел ничего лишнего. Старался делиться с людьми тем, что у него имелось.
Бывало, дарил нуждающемуся корову, овцу, домашнюю утварь. Никогда не копил, не занимался собирательством. Жил неприхотливо, без излишеств. Любил ходить пешком и много путешествовал.
В горах мало кто разводил пчёл, а он любил свою работу с пчёлами и со многими делился полученным мёдом – кому дарил как лакомство, кому приносил как лекарство. Пчёлы стали главным увлечением его сына Мазаная, который прожил 108 лет и умер в 80-х годах ХХ века.
Почитание праведного Шабана было настолько глубоким в народе, что это распространилось и на его тухум Паши. В Буршаге, как и в других сёлах, были тухумы, мольбы которых, как считалось, принимаются Аллахом.
В наше время уже многие буршагцы совершили хадж в Мекку. Здесь в особом почёте люди образованные, благочестивые. По свидетельству известного арабиста и востоковеда профессора Амри Шихсаидова, мечети Буршага более 650 лет.
Одним из самых известных и уважаемых буршагцев в современную эпоху считается Багаутдин Сулейманов, который в 60-70-х годах был приглашён работать имамом джума-мечети города Дербента.
Профессор Ангара Булатова и известный историк, односельчанин Шабана из Буршага Шарафудин Ахмедов описывают обряд вызывания дождя в их селении:
«О даровании небесной влаги в Буршаге, считалось, наиболее эффективно мог просить уважаемый всеми представитель тухума Паши, который окунал руку в воды определённого источника и произносил мольбу такого содержания: “О Аллах, пусть будет вода в реках такой же мутной, пусть скорее пойдёт дождь”».
Все присутствующие при этом также просили дождя, читали молитвы, раздавали в качестве милостыни продукты.
Неизвестно, почему просьба представителя именно этого тухума считалась наиболее действенной, возможно, это было связано с тем, что могила Шабана из тухума Паши почиталась в селении Буршаг как могила праведника.
Кстати, могила праведного старца ничем не выделялась среди других могил. Он завещал похоронить его как простого человека и строго наказал родственникам не украшать его могилу. До сих пор на сельском кладбище могила его никак и ничем не выделяется. Наследники считают невозможным нарушать завещание своего предка.
В Буршаге есть два больших кладбища шахидов, павших в бою между отрядами князя Аргутинского и Хаджи-Мурата. Отряд наиба Шамиля понёс многочисленные потери в результате жесточайшей битвы в окрестностях Буршага, которая разыгралась 11 июля 1851 г.
На этих кладбищах выделяется святое место, где, как гласит молва, похоронены 30 павших на поле битвы, и только оно в селении Буршаг обозначено как особое место захоронения.
Все другие почитаемые люди, похороненные в этом селении, покоятся на общих кладбищах в обычных могилах. Праведник Шабан был против возвеличивания его личности. Он предпочитал творить и созидать, а не получать почитание.
Известно, что праведник Шабан владел многими языками. Он хорошо знал не только дагестанские, но и арабский и турецкий языки. В личных библиотеках его сыновей Гашума и Мазаная хранились книги, которые принадлежали ему. Среди них были не только религиозные, но и научные и познавательные книги на тюркском литературном и арабском языке.
По стопам Шабана из Буршага пошёл его сын Гашум, который стал кадием в своём селении и был одним из самых образованных людей того времени. У Гашума арабской грамоте учились мутаалимы из Табасарана, Кайтага и других соседних сёл. Ранняя смерть прервала насыщенную праведными делами жизнь Гашума. Он не смог осуществить всех планов и поручений своего отца.
В советские времена было рискованно собирать материалы о жизни и деятельности благочестивого Шабана. Многое забылось, исчезло. Многое было просто уничтожено. Но в народе осталась память об этом праведнике, так как дагестанцы почитают благочестивых и набожных мусульман, богословов, алимов и шейхов, посему из уст в уста передавались легенды и рассказы об этом удивительном человеке.
Профессор Шабан Мазанаев