Крупный учёный-богослов, досточтимый духовный наставник, хафиз, знавший священный Коран наизусть, знаток хадисов Пророка ﷺ, правовед, муфтий, поэт, литератор и шейх ‘Умар Зияуддин Ад-Дагистани родился в 1849 году в селении Миатли Салатавского округа Дагестана (ныне в Кизилюртовском районе РД) в многодетной семье учёного-богослова Абдуллаха и Фатимы.
Первоначальное религиозное образование Умар получил в родовом селении под руководством отца, а затем поступил в сельское медресе. Далее усовершенствовал свои знания у известных отечественных и зарубежных учёных-богословов и наставников.
Впоследствии, живя уже в Османском халифате, ‘Умар Ад-Дагистани рассказал о своей ранней жизни следующим образом: «В Дагестане, на своей родине, я обучался, пока не дошёл до науки о вероубеждении (‘акиды)».
Дагестан с давних пор славился своими образовательными центрами. В этой связи даже профессор Принстонского университета Майкл Рейнольдс отмечает: «Мастерство религиозных учёных Дагестана было широко известно, даже в Аравии знали о том, что в Дагестане готовят учёных-экспертов в области исламских наук и арабского языка».
Таким образом, образовательная база, заложенная в Дагестане, определила для ‘Умара направление исламских наук и подготовила его к будущему, к освоению вершин наук.
После падения Имамата Шамиля (в 1859 году) многие дагестанцы по политическим и религиозным мотивам эмигрировали в Османский халифат. В их числе был и ‘Умар Ад-Дагистани вместе с семьёй.
А по окончании русско-турецкой войны 1877-1878 годов, по словам сына шейха Юсуфа Зия Бинатли, он направился в столицу Османского халифата Стамбул вместе с другими жителями Дагестана.
Там он продолжил своё образование у популярнейшего в исламском мире учёного-богослова, автора многих ценных произведений и шейха Ахмада Зияуддина Аль-Кумушханави, который сыграл важную роль в его дальнейшей жизни.
Шейх ‘Умар пишет: «Затем я отправился в обитель дервишей к Ахмаду Зияуддину Афанди. Здесь я получил свою инвеституру – иджазу». Таким образом, ‘Умар-хаджи вступил под духовную опеку шейха Аль-Кумушханави и параллельно стал совершенствовать свои экзотерические знания при мечети Фатима Султан.
Учёный-богослов, муфтий, мухаддис
Благодаря серьёзному отношению к учёбе, трудолюбию и искренности ‘Умар Ад-Дагистани стал одним из самых любимых учеников шейха Аль-Кумушханави. И поэтому шейх вскоре дал ему прозвище Зияуддин (Свет религии), сказав: «Сын мой, я даю тебе имя Зияуддин, живи долго со своим именем».
С тех пор он стал известен как Умар Зияуддин. Когда он переезжал с одного места на другое, имя Зияуддин, данное ему известным шейхом, внушало к нему доверие со стороны людей.
Рассказывают, что однажды наставник назвал его «хафиз Умар», и той же ночью Умар начал заучивать Коран и в течение около шести месяцев смог выучить его наизусть. Он отличался прекрасной памятью и выучил весь Коран довольно быстро. Это прибавило ему почёта.
От своего шейха Аль-Кумушханави шейх ‘Умар Зияуддин получил инвеституру по экзотерическим и эзотерическим наукам, в частности, по толкованию Корана (тафсиру), хадисоведению, исламской юриспруденции. Будучи известным наставником суфийского пути накшубандия, впоследствии он дал ‘Умару возможность продолжить и суфийскую традицию.
Примечательно, что известный учёный и имам Аль-Кавсари в одном из своих трудов описывает шейха Умара Зияуддина как мухаддиса, то есть знатока хадисов Посланника Аллаха ﷺ.
По завершении образования, получив соответствующее свидетельство, в декабре 1879 года ‘Умар-хаджи был направлен в город Эдирну в качестве муфтия девятнадцатого полка Второй армии. Он оставался на этой службе в течение около 15 лет.
Далее он около 10 лет служил в Малкаре в качестве заместителя судьи. В марте 1906 года ‘Умар-хаджи был назначен заместителем судьи Текирдага. Проработав в этой должности в течение двух лет, в августе 1908 года он ушёл со своего поста, вернулся в Стамбул и поселился там.
Когда в Османском халифате свершилась Младотурецкая буржуазная революция и была принята вторая Конституция страны, в декабре 1908 года ‘Умар-хаджи написал книгу на арабском языке «40 хадисов о правах султана», в которой он восхвалял халифат, защищал права и систему правления султана и подверг критике судебные и правовые реформы нового младотурецкого правительства. Он представил свою работу Султану Абдулхамиду II, и в ответ султан подарил ему 60 золотых монет.
Хорошо понимая проблемы общества, ‘Умар-хаджи пытался стать членом парламента, но ему было отказано. Султан Абдулхамид II уже не имел былого могущества.
В наказание за позицию, занятую ‘Умаром-хаджи по отношению к новому правительству страны, в 1909 году он был приговорён к пожизненному тюремному заключению. Через некоторое время по прошению самого шейха ‘Умара приговор был изменён на пожизненную ссылку в Медину.
В Медине он познакомился с египетским хедивом Аббасом Хильми-пашой (1892–1914), который взял его под своё покровительство. Сын шейха Юсуф Зия Бинатли поведал следующую интересную историю о первой встрече отца с египетским пашой:
«Я слышал эту историю от моей матери, которая услышала её от моего отца и хедива. Хедив Египта Аббас Хильми-паша увидел во сне Пророка Мухаммада ﷺ, который сказал ему: “Возьми этого человека под свою опеку”, и добавил, что этого человека зовут Хафиз ‘Умар. Паша видел этот сон три ночи подряд, затем он взял свою свиту и отправился в Медину.
Сначала он решил вместе со своей свитой посетить святыню Пророка Мухаммада ﷺ. Пока он шёл, преисполненный славы и великолепия, некий человек в чалме и длинном одеянии встал перед ними и остановил их, сказав: “Место, куда вы собираетесь, – это могила Пророка ﷺ. Иди туда со смирением, осторожно ступай по земле. Никогда не иди туда, преисполненный славы. К чему вся эта роскошь и блеск?!”
Аббас Хильми-паша сказал ему: “Ты тот самый посланец Пророка ﷺ. Подойди, позволь мне обнять тебя, о Хафиз ‘Умар!”, а затем сам подошёл и обнял его.
Мой отец с удивлением взглянул на него – он понял, что это был важный человек. Хедив заплакал и рассказал о случившемся. Они отправились в Египет, и мой отец поселился в Александрии».
Он провёл в Медине семь месяцев, занимаясь преподаванием, а в апреле 1910 года, согласно архивным документам, отправился в Египет, где жил во дворце Аббаса Хильми-паши. В «Энциклопедии Ислама» сын шейха отмечает, что он принял на себя обязанности имама и наставничество во дворце хедива.
По религиозным вопросам хедив советовался с ним, он также выносил для хедива фетвы (богословско-правовые решения) по различным вопросам. Тесные отношения хедива и шейха продолжались в последующие годы.
Юсуф Зия Бинатли рассказывает, что во время Первой мировой войны англичане пытались нанять египтян для войны против османов. Тогда шейх ‘Умар выступил против такой политики, говоря: «Мусульмане – братья. Мусульманин не направляет оружие на другого мусульманина».
Хотя пресса тогда в Египте была под контролем англичан и действовала цензура, он опубликовал несколько раздаточных материалов и брошюр с призывом не сражаться в армии англичан. Так он защищал единство и территориальную целостность халифата, существование которого он стремился поддержать.
Он печатался в газетах большим тиражом, выносил фетвы и представил доказательства из исламских источников относительно своего призыва к египтянам. Англичане, которые знали о влиянии ‘Умара Ад-Дагистани на египтян, арестовали его, посадили в тюрьму в Гизе и приговорили к смерти.
После начала Первой мировой войны англичане в декабре 1914 года сняли хедива Аббаса Хильми-пашу с должности и держали его за пределами Египта, в Швейцарии. Тогда ‘Умар Ад-Дагистани остался без покровительства хедива. Когда хедив услышал о затруднительном положении ‘Умара Ад-Дагистани и о том, что англичане заключили его в тюрьму, он немедленно вмешался и использовал своё влияние на англичан.
Юсуф Бинатли повествует: «Когда хедив узнал о произошедшем, он отправил английскому королю Георгу V сообщение такого характера: “Он (шейх ‘Умар Зияуддин) – человек, доверенный (аманат) мне Пророком ﷺ. Вы не можете тронуть его”. И попросил помиловать его. По указу короля мой отец был освобождён из тюрьмы, и он вернулся во дворец, где мы жили». Однако англичане и по освобождении из тюрьмы продолжали следить за ним, даже после окончания Первой мировой войны.
После всеобщей амнистии шейх ‘Умар-хаджи вернулся в Стамбул в 1919 году в возрасте семидесяти лет. Это было тогда, когда приблизилось время смерти накшубандийского шейха Исмаила Неджати, который также был преемником шейха Ахмада Аль-Кумушханави.
После его кончины ‘Умар Ад-Дагистани стал главой в текке – обители Аль-Кумушханави, которая находилась рядом с мечетью Фатимы-султан. В 1919 году он стал преподавателем в медресе Сулеймание в Стамбуле. Он оставался на этой должности в течение двух лет до своей смерти, занимаясь наставничеством и преподаванием религиозных наук.
Тем временем османское государство было на грани исчезновения. Султан османской империи Мехмед VI (Вахидуддин) предложил ‘Умару Ад-Дагестани занять должность шейх уль-Ислама – высший духовный чин в Османском халифате – и по сути стать вторым по влиянию человеком в государстве. Но ‘Умар отказался от этого предложения, сказав, что не видит смысла в этой должности в стране, находящейся под оккупацией.
Кончина
Шейх ‘Умар Зияуддин Ад-Дагистани скончался в ноябре 1921 года и был похоронен на кладбище при мечети Сулеймание в секции, предназначенной для шейха Ахмада Зияуддина Аль-Кумушханави и его преемников.
В Турции сохранилась память о великом шейхе и мужественном человеке, оставившем после себя глубокий след и большое наследие. Его потомки и сейчас проживают в Стамбуле и бережно хранят историю своего великого предка. В роду шейха на сегодняшний день насчитывается примерно 100 человек.
Творческое наследие
Шейх ‘Умар оставил после себя ценное религиозно-научное наследие в различных отраслях наук. По собственному признанию шейха, его перу принадлежат около двадцати произведений по хадисоведению, корановедению, истории Ислама, жизнеописанию Пророка ﷺ, суфизму, вероубеждению и т. д.
Шейх ‘Умар отмечает: «Я говорю и пишу на арабском, турецком и на дагестанских языках. И на этих языках у меня более двадцати произведений, поэтических и прозаических – в печатной версии и манускриптов».
Некоторые из его трудов вышли в свет в Дагестане и за его пределами, некоторые были переведены на национальные языки Дагестана, а другие ждут своих исследователей. Следует отметить, что во времена советской власти произведения шейха ‘Умара Миатлинского сыграли большую роль в сохранении религиозных знаний среди дагестанцев, особенно знаний о нашем благородном Пророке ﷺ.
Отрадно, что труды ‘Умара-хаджи продолжают издаваться, и его многогранное творческое наследие становится объектом научного интереса и отечественной науки. Большой вклад в их исследование внёс доктор филологических наук А. Муртазалиев и профессор С. Хайбулаев.
В последнее время благодаря стараниям наших братьев из Татарстана вышел в свет очередной труд ‘Умара Ад-Дагистани – «Зубдат аль-Бухари». Будучи в Египте, шейх ‘Умар продолжил свою научную деятельность и написал этот ценный труд.
После соответствующего одобрения учёных-богословов книга была впервые опубликована в Египте в 1911-1912 гг. Как следует из названия, она стала выжимкой знаменитого сборника хадисов «Сахих аль-Бухари», который после Корана является одной из самых достоверных и авторитетных книг в Исламе (он содержит 7275 хадисов).
‘Умар Ад-Дагистани сократил эту книгу, исключив дублирующиеся версии хадисов с одинаковым значением, переданные от разных сподвижников Пророка ﷺ. Таким образом, он уменьшил количество хадисов до 1527 и назвал труд «Зубдат аль-Бухари». Позднее эта работа была опубликована в разных издательствах, в том числе в Турции. Теперь, хвала Всевышнему, она вышла и в русском переводе.
В конце хочется отметить, что, характеризируя дагестанских учёных и их огромный вклад в развитие культуры, науки и образования мусульманских народов, академик И. Ю. Крачковский писал: «Дагестанцы и за пределами своей Родины, куда их закидывала судьба, оказывались общепризнанными авторитетами для представителей всего мусульманского мира».
И несомненно, одним из таких наиболее ярких представителей мусульманской интеллигенции Дагестана является шейх ‘Умар Зияуддин Ад-Дагистани, приложивший немало усилий для того, чтобы удержать мусульман от бессмысленного кровопролития, и ради поддержания мира и порядка в общине в начале ХХ века.
Да смилуется над ним Всевышний Творец и удостоит нас благодатью его трудов.
Мухаммад Гаджиев аль-Инчхи