Как известно, Казикумух является родиной многих выдающихся личностей, среди которых и учёные-богословы, и духовные наставники. В данной статье мы поведаем ещё об одном учёном-богослове из этого края, преподавателе религиозных наук в Османском халифате – шейхе Абдуррахмане-афанди аль-Гизигумуки, да смилуется над ним Творец.
Досточтимый шейх Шуайб-афанди аль-Багини (1857–1912) в своём агиографическом труде «Табакат аль-хаджакан», приводя биографию своего духовного наставника Ахмада ат-Талали (1835–1903), пишет, что у последнего были и славные, почтенные и мудрые преемники.
«Наиболее знатным из них является султан учёных-преподавателей, имам совершенных имамов, учёный и правовед своей эпохи, мой господин, шейх и хаджи Абдуррахман Афанди аль-Газигумуки», – отмечает досточтимый шейх.
Шейх Шуайб-афанди также характеризует его как славного учёного-богослова, прекрасного мусульманского апологета, обладавшего красноречием и делавшего людям искренние наставления, превосходившего своих сверстников, владевшего удивительным даром разъяснять религиозные положения. Он ещё отмечает, что в своё время султан Османского халифата Абдульхамид II (правил в 1876–1909 гг.) дал Абдуррахману аль-Газигумуки официальное разрешение на преподавание всех наук.
Из этого явствует, что в течение определённого времени шейх Абдуррахман аль-Газигумуки служил религиозным преподавателем в Османском халифате, и, вероятнее всего, это имело место в восьмидесятые годы 19 столетия.
Шейх Шуайб-афанди повествует, что в дальнейшем, когда Абдуррахман вернулся и обосновался у себя на родине, его любовь к познанию Всевышнего Аллаха усилилась. Так, он вступил под духовное воспитание шейха Джабраила-афанди (умер в 1891 г.) из Цахура.
Пройдя под его опекой определённый путь духовного совершенствования, Абдуррахман «прибыл к нашему шейху и достиг искомой цели, поднялся на [высокие] духовные степени». Он обладал способностью к многочисленным чудесам-караматам, сверхъестественным явлениям.
«Он перешёл к милости Всевышнего Аллаха 3 числа месяца Шавваль 1309 года по мусульманскому летоисчислению, да смилуется над ним Всевышний Аллах. Похоронен на кладбище селения Тала рядом с большой дорогой», – завершает своё повествование шейх Шуайб-афанди и добавляет, что люди посещают его дорогую святыню для снискания божественной благодати.
Приведённая дата кончины шейха Абдуррахмана аль-Газигумуки соответствует 30 апреля 1892 года по григорианскому календарю. Под словами шейха Шуайба-афанди «прибыл к нашему шейху» подразумевается великий шейх Ахмад ат-Талали, преемник популярного наставника Махмуда Афанди аль-Алмали (1810–1877). А Тала – это село и административный округ нынешнего Закатальского района Азербайджанской Республики, раньше оно входило в состав Дагестана. Вероятно, шейх аль-Газигумуки, вступив под воспитание шейха Ахмада ат-Талали, остался в селении до конца своих дней.
Ещё один важный аспект и радостная весть
Несколько лет тому назад в одной дагестанской частной библиотеке мы обнаружили книгу «Мизан ат-танкид фи тамйиз арбаб ат-таджрид», владельцем которой, предположительно, являлся известный дагестанский учёный-богослов, кадий и шейх Сайфулла-кади Башларов (1851–1919). Книга довольно объёмная (80 страниц рукописного текста) и посвящена суфизму: этическим нормам, терминологии, практике и т. д.
Переписана книга с автографа автора неким Гази, сыном ас-Саййида Хасан-Хусайна аль-Гумуки в 1321 году хиджры, что соответствует 1903-1904 годам григорианского календаря. А автором этого ценного произведения является аль-Хаджи Абдуррахман аль-Газигумуки. И, вероятнее всего, речь идёт именно об упомянутом нами досточтимом шейхе Абдуррахмане из Казикумуха, да смилуется Всевышний Аллах над ним и наделит нас его заступничеством в Судный день!
Жизнь и деятельность шейха Абдуррахмана аль-Газигумуки, его семейство и религиозно-творческое наследие ещё предстоит изучить.
Мухаммад Гаджиев