‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) вырос под строгим присмотром своего отца и унаследовал от него твёрдость, не знающую слабости, решительность, которой не сопутствует колебание, и настойчивость, не приемлющую полумер.
Он стал одним из самых благородных курайшитов среди знати. Курайшиты в доисламскую эпоху всегда доверяли ему дела, касающиеся дипломатии. Если у них между собой или с другими племенами возникал конфликт, они всегда выбирали ‘Умара в качестве посредника или посла.
‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) добивался большого успеха в этих делах, потому что был человеком внушительного телосложения, статным, сдержанным, он обладал твёрдым и решительным сердцем, которое не знало колебаний, и он никогда не позволял себе высказывать противоречивые или разрозненные мысли.
Он был сильной личностью и всегда вёл себя цельно, держась во время переговоров одной последовательной линии. Где бы ни присутствовал ‘Умар, он проявлял свои личностные качества – был порядочен и последователен, подобно армии, движущейся твёрдым шагом в одном направлении.
‘Умар ибн Аль-Хаттаб был чист душой, как небо Мекки в ясную погоду, прямолинеен в своих делах без всяких зигзагов и изгибов, непоколебим в решимости и твёрд, подобно горам, среди которых он в детстве и юности пас овец. Он обладал прекрасными качествами, сверкающими, как яркие звезды в небесной вышине.
Всеми этими качествами – своей решимостью, твёрдостью и отвагой – ‘Умар ибн Аль-Хаттаб пользовался и в противостоянии истинной религии, когда Посланник Аллаха ﷺ начал призывать людей объединиться в единобожии и отречься от идолов.
До принятия Ислама ‘Умар находился в первых рядах тех, кто враждовал с Исламом. Он изливал все свои силы в море многобожия и яростно бился против нового призыва. Он проявлял в этом деле такое упорство, что любая надежда на его обращение в Ислам и на то, что однажды он будет стоять рядом с верующими, казалась утопией.
Тот вред, который он принёс мусульманам, равнялся вреду, который нанесли им все курайшиты в совокупности. От него не спаслась даже его родная сестра и зять Саид бин Зайд (да будет доволен им Аллах). Но, несмотря на всё это, Посланник Аллаха ﷺ надеялся, что ‘Умар примет Ислам, потому что он знал, какой силой обладает этот человек, однако он использовал её не на пути истины.
Приверженность верованиям предков, мнению курайшитской знати и их лидеров, а также их враждебности к новому призыву – всё это не позволяло ‘Умару принять Ислам. Чтобы заставить открыться твёрдое сердце ‘Умара, была необходима убойная силаи блестящая логика.
‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) пришёл в Ислам на третий день после того, как принял Ислам дядя Пророка ﷺ‘Аббас (да будет доволен им Аллах). ‘Умар встретил человека, который сообщил ему, что его сестра Фатима и зять Са‘ид бин Зайд стали мусульманами. Узнав об этом, ‘Умар направился прямо к сестре и, подойдя к её дому, услышал тихое бормотание. Войдя в дом, он спросил, что он только что услышал, но ему никто не ответил. ‘Умар настаивал на своём, пока не взял зятя за голову и не ударил его. Тут к нему подошла сестра и, взяв обеими руками за голову, сказала: «Как бы ты ни был против, но это был Коран».
‘Умар устыдился, увидев слезы у неё на глазах, присел и попросил дать ему то, что они только что читали. Сестра отказала ему, сославшись на то, что к Корану нельзя прикасаться неочищенным (без омовения). Тогда ‘Умар совершил омовение, и ему дали листок. Написанное так подействовало на ‘Умара, что он почувствовал к написанному большое уважение, и он воскликнул: «Разве от этого бегут курейшиты?»
Затем он, узнав у сестры, где находится Посланник Аллаха ﷺ, отправился к нему – в дом Аль-Аркама – и постучал в дверь. Услышав его, все внутри притихли и прислушались. Хамза (да будет доволен им Аллах) распорядился, чтобы ему открыли дверь. «Если он пришёл к нам с миром, мы его примем, а если окажется против нас, то мы его убьём», – сказал Хамза. Услышав это, к ним вышел Посланник Аллах ﷺ, и перед ним ‘Умар произнёс слова свидетельства (шахаду), а все присутствующие произнесли такбир так громко, что его услышали и в мечети.
Начался новый этап в распространении Ислама. Мусульмане, которые до этого скрывались в Мекке, после принятия Ислама ‘Умаром и Хамзой стали открыто проповедовать свою религию. ‘Умар, бросив вызов курейшитам, молился прямо рядом с Каабой, а другие мусульмане молились рядом.
Итак, во всех своих делах ‘Умар ибн Аль-Хаттаб проявлял твёрдость и решительность. Он остался таким же твёрдым и решительным после того, как стал правителем правоверных и начал управлять огромным государством.
От Сувайда ибн Гафаля передаётся, что однажды, когда они вместе с правителем правоверных ‘Умаром ибн Аль-Хаттабом находились в Шаме, к нему пришёл жаловаться избитый набатеец (иудей). Правитель правоверных очень рассердился и приказал Сухайбу найти того, кто сделал это. Этим человеком оказался ‘Авф ибн Малик Аль-Ашджа‘и. Сухайб нашёл ‘Авфа, предупредил его, что правитель правоверных очень рассержен на него, поэтому рекомендовал ему взять с собой Му‘аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах). Му‘аз пришёл вместе с ним к правителю правоверных.
Завершив намаз, ‘Умар спросил: «Где Сухайб?» Тот ответил: «Я здесь, о правитель правоверных». Он спросил: «Ты привёл человека, который ударил иудея?» «Да», – ответил Сухайб. Тут к ‘Умару подошёл Му‘аз и сказал: «О правитель правоверных, этот человек ‘Авф ибн Малик. Послушай его и не спеши наказывать».
‘Умар спросил ‘Авфа: «Что у тебя случилось с этим человеком?» Тот ответил: «О правитель правоверных! Я увидел, как этот человек преследовал женщину-мусульманку. Он подгонял её осла стрекалом, чтобы он сбросил её, но она удержалась. Потом он толкнул женщину, и она упала с осла, а он стал осыпать её землёй. Тогда я сделал то, о чём вам известно».
‘Умар сказал: «Приведи ко мне ту женщину, чтобы она подтвердила твои слова». ‘Авф пошёл к женщине и сказал ей о повелении ‘Умара. Однако её отец и муж сказали: «То, чего ты хочешь от нашей женщины, может опозорить её». Но женщина сказала: «Клянусь Аллахом, я непременно пойду вместе с ним к правителю правоверных». Увидев, что она настроена решительно, её отец и муж сказали: «Мы доведём твои слова до правителя правоверных».
Отец и муж той женщины пришли к ‘Умару и подтвердили рассказ ‘Авфа ибн Малика. Тогда ‘Умар сказал иудею: «Клянусь Аллахом, не о таком мы заключили договор с вами», – и приказал распять его. После этого ‘Умар сказал: «О люди! Исполняйте договор Пророка Мухаммада ﷺ, но кто бы из них ни сделал такое, по отношению к нему нет обязательств». (Байхаки, «Ас-Сунан аль-Кубра», 18712)
Также от ‘Асима ибн ‘Умара ибн Аль-Хаттаба передаётся, что однажды ‘Умару (да будет доволен им Аллах) привезли деньги, и он повелел отправить их в казну мусульман (байт аль-маль). Потом пришёл ‘Асим, тогда ещё маленький мальчишка, нашёл один дирхем и взял его.
Потом он спросил его: «Откуда у тебя этот дирхем, о ‘Асим?» Он ответил: «Мне его дала моя мама». Он отправил человека к его матери, чтобы у неё спросили, дала ли она своему сыну этот дирхем. Её ответ был: «Нет».
Тогда он опять сказал ему: «Расскажи мне о нём (дирхаме)». ‘Асим ответил: «Я нашёл его в комнате или во дворе». Он забрал у него этот дирхем, передал кому-то и сказал: «Брось его между проходом и дверью». (‘Умар Ибн Шабба, «Тарих Аль-Мадина»)
‘Умар Ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был человеком, отличающим истину от лжи, посредством которого Ислам возвысился. Несмотря на то, что ещё при жизни он получил радостную весть о Рае, он был очень набожным, отрешённым от мирского человеком, продолжал оставаться благодарным Аллаху, искренне соблюдал Его предписания и жил с ощущением, будто Судный день наступит уже завтра.
Мухаммад Султанов