История Абдуллы ибн Умму Мактума
Согласно статистике, одна десятая часть населения Земли имеет тот или иной врождённый или приобретённый физиологический дефект. Для восьмимиллиардной человеческой расы это очень много.
Оказавшись в статусе инвалида или калеки, люди переживают этот опыт по-разному. Кто-то продолжает жить и даже становится паралимпийским чемпионом, а кто-то доживает свои дни, ропща на судьбу.
Выбравшие первый путь живут, а не просто существуют. Они понимают, что жизнь на этом не заканчивается и прилагают неимоверные усилия, чтобы быть важной частью социума. И в этом смысле показательна история незрячего сподвижника Пророка ﷺ Абдуллы ибн Умму Мактума (да будет доволен им Аллах).
Именно под этим именем он получил известность среди жителей Медины, хотя иракцы и называют его иначе — ‘Амром. То, что его имя отнесли к матери (Умму Мактум), а не к отцу, никак не умаляет его достоинства.
Обычно арабы не упоминали имя отца в случае, если ребёнок был незаконнорождённым, но были и исключения. Например, сподвижник Пророка ﷺ Ибн Хабта (да будет доволен им Аллах) тоже назывался по матери. Или другой яркий пример — Мухаммад ибн аль-Ханафия — сын четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).
Отцом Абдуллы ибн Умму Мактума был Кайс ибн Заида, который приходился дядей первой жене Пророка ﷺ Хадидже (да будет доволен им Аллах). Таким образом, герой нашего рассказа был племянником Хадиджи.
Абдулла не родился незрячим, он потерял зрение до совершеннолетия, предположительно в возрасте 7–9 лет.
Ангел Джибриль через нашего Пророка ﷺ спрашивал Абдуллу о потере зрения. Получив ответ, Джибриль сказал: «Всевышний Аллах сказал: "Когда я забираю самое дорогое у человека, то не нахожу для него лучшего воздания, нежели Рай"».
Но, пожалуй, самый яркий след Абдулла ибн Умму Мактум оставил в Мекке, ведь из-за были ниспосланы аяты Корана в суре ‘Абаса. Когда Посланник Аллаха ﷺ был занят призывом таких видных курайшитов, как Абу Джахль, Умая ибн Халяф, Утба ибн Рабиˈа и др., Абдулла подошёл к нему и попросил дать ему наставление.
Пророк ﷺ, посчитав, что наставление вождей курайшитов на тот момент является более приоритетным, отвернулся от него и нахмурился. По этому случаю Всевышний ниспослал следующие аяты Корана, в которых упрекнул Пророка ﷺ:
(смысл): «Он нахмурился и отвернулся из-за того, что к нему пришёл слепой. Откуда ты знаешь, возможно, он очистится или примет наставление, и оно принесёт ему пользу? Тому же, кто решил, что ни в чём не нуждается, ты уделяешь внимание. Но не будет твоей вины, если он не очистится. А того, кто приходит к тебе, спеша и боясь [Аллаха], ты оставляешь без внимания». (Сура Абаса: 1–10)
Комментируя эти аяты, Ибн Касир писал: «Из этого понимается, что Всевышний повелел своему Посланнику ﷺ не ограничивать увещевание (призыв) кем-либо, а относиться одинаково справедливо к знатному и не знатному, бедному и богатому, господину и рабу, мужчине и женщине, ребёнку и взрослому. А дело наставления на истинный путь во власти Всевышнего».
Но при этом мы отмечаем благонравие Посланника Аллаха ﷺ, который ни словом, ни делом не обидел Ибн Умму Мактума, а слегка нахмуренное лицо Пророка ﷺ он физически не мог видеть. После этого Пророк ﷺ с большим почтением встречал Абдуллу и при этом говорил: «Приветствие тому, кем меня упрекнул мой Господь».
Абдулла ибн Умму Мактум прошёл с Пророком ﷺ весь исламский путь. Он был одним из первых переселенцев в Медину, переехав в город Посланника Аллаха ﷺ после Мус‘аба ибн ‘Умайра (да будет доволен им Аллах).
Наряду с Мус‘абом он выполнял в Медине функцию учителя и проповедника в одном лице. Они были первыми мусульманами, заложившими фундамент исламского призыва в Медине.
Уже после масштабной хиджры в Медину в обязанности Ибн Умму Мактума вошли два важнейших пункта — призыв на молитву (азан) и управление Мединой в отсутствие Пророка ﷺ. Абдулла стал муэдзином Ислама, и они с Билялом (да будет доволен им Аллах) дополняли друг друга.
Касательно управленческой роли Абдуллы — он 13 раз руководил Мединой при выезде Пророка ﷺ в военные походы. Сложно вообразить, какие чувства овладевали Ибн Умму Мактумом, ведь он был лишён возможности принимать участие в священных газаватах.
Хотя он и имел более чем уважительную причину, но мечтал принять участие в джихаде на пути Аллаха. Его мечта сбылась в 15 году по хиджре, во время правления Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), когда состоялось сражение при Кадисии против Сасанидской империи.
Облачившись в кольчугу и держа в руках чёрное знамя мусульман, Ибн Умму Мактум вышел на поле битвы. С учётом того, что первой мишенью противника обычно являются знаменосцы, шансов выжить у Абдуллы было немного.
Впрочем, он выходил на поле брани не с целью выжить, а с целью отдать свою жизнь во имя Ислама. Его тело обнаружили рядом с телами бесчисленных шахидов, павших в Кадисии, а его руки крепко держали исламское знамя. Враги смогли убить его, но не сломить.
В лучезарной Медине проживал ещё один незрячий, его звали Мирба‘ ибн Кайзи. Он был лицемером, про которого Посланник Аллаха ﷺ сказал: «У него слепое сердце и слепые глаза». У Абдуллы ибн Умму Мактума тоже были слепые глаза, но его сердце было зрячим.
Мурад Гайдарбеков