От ненависти до безграничной любви к Пророку Мухаммаду

5 Май 2011
15502

Миссия Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) на примере Икримы.

От ненависти до безграничной любви к Пророку МухаммадуПророки, посланники Всевышнего … Для них исполнение Божественной миссии, донесение Божественных постулатов до людей – причина их сотворения.

Подобно тому, как солнце, каждый день даруемое нам Аллахом, является проявлением Его милости и щедрости, ведь оно согревает нас, освещает нашу жизнь и показывает то великолепие, что рассеяно на этой Божественной «выставке» даров – так и посланники Аллаха, в особенности тот, о ком в Коране сказано: «Мы ниспослали тебя как милость всем мирам (салляллаху аляйхи васаллям)» [1], являются отражением щедрости и благодеяния нашего Творца.

Если бы не посланники Божьи, мы бы так и блуждали в незнании, не понимая, кто мы, откуда пришли и куда направляемся?

Если бы не посланники Божьи, мы так и не смогли бы понять смысла своего прихода в эту жизнь.

Подобно хищным зверям, блуждали бы во мраке и безверии.

Если бы не посланники Божьи, кто мог бы объяснить истинную суть смерти и то, что ждёт после неё. Осознание ежеминутного приближения к этому неизбежному исходу всего живого наполнило бы нашу жизнь волнением и тревогой.

«Если бы не посланники Божьи…» Эти слова можно повторять до бесконечности, вновь и вновь подтверждая неизмеримую милость Аллаха в посланных нам пророках (мир им).

В Коране сказано: «О уверовавшие, ответьте на призыв Всевышнего и Посланника Его (салляллаху аляйхи васаллям), когда призывает к тому, что даёт вам жизнь [то есть к тому, что вас всесторонне оживляет]» [2]. В другом аяте мы читаем: «Неужто тот, кто мёртвым был, и Мы вернули его к жизни и даровали свет ему, с которым он идёт среди людей, сравнится с тем, кто пребывает во тьме и мраке, не выходя из них?» [3]

Удивительно, в этих аятах безверие и отрицание Творца сравниваются со смертью и мраком. Вера же во Всевышнего – с жизнью и светом.

«О уверовавшие, ответьте на призыв Аллаха и Посланника (салляллаху аляйхи васаллям), когда призывает к тому, что оживляет вас, даёт вам жизнь».

Нести жизнь, озарять сердца и души… Заключительный Посланник Всевышнего (салляллаху аляйхи васаллям), осознавая ответственность, возложенную на него, стремился донести Божье слово до всех людей. Идя из дома в дом, из племени в племя, он искал тех, кто способен прислушаться к его призыву, кто сможет оживить душу, найти правильный ориентир на жизненном пути. Душа Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) томилась и не находила себе места, когда люди отворачивались, не желая даже прислушаться к сказанному им, и, наоборот, ликовала особой Божьей радостью при встрече тех, кто был готов ответить на его призыв. Муки и страдания, переживаемые человеком в момент сильного голода или жажды, когда он не находит того, чем можно их утолить, или боли, испытываемые при отсутствии возможности дышать, он испытывал, не находя чистой души, готовой внять его зову. Подобно тому, как ангелы живут восхвалением Аллаха, он жил призывом людей к вере, донесением до людей возложенной на него миссии.

Нанесённые обиды, унижения, оскорбления – всё это не становилось преградой на его пути. Даже к ярым врагам он обращался по нескольку раз в надежде найти в их сердцах отклик и понимание. Таковыми были его сподвижники (да будет доволен им Аллах), и должны быть все те, кто считает себя последователями Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

Сподвижник Икрима ибн Абу Джахль.

Чтобы подтвердить сказанное, вспомним о сподвижнике Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) по имени Икрима (да будет доволен им Аллах). Кем же был этот человек до принятия Ислама и как он изменился, заняв место рядом с сахабами Пророка (да будет доволен им Аллах)?

В доме, где вырос Икрима (да будет доволен им Аллах), каждый был проникнут чувством вражды ко Всевышнему и Его Посланнику (салляллаху аляйхи васаллям). Ведь хозяином дома был Абу Джахль, коварными замыслами, его ухищрениями восхищался сам сатана. Абу Джахль был буквально пропитан ненавистью к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Набросать ли колючки на дорогу Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям), насыпать ли землю на его голову, унизить или оскорбить – во всём этом Абу Джахль был первым.

В своде хадисов имама Муслима со слов Абу Хурайры передаётся следующая история. Как-то Абу Джахль обратился к группе мекканцев: «Вы видели, как Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) трёт своё лицо о землю?» [4] – «Да»– ответили те. «Клянусь богами ал-лят и аль-узза, если я увижу его таким снова, то наступлю ему на шею и измажу его лицо в земле и пыли!» – воскликнул Абу Джахль. Подойдя к Каабе, он застал Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) совершающим молитву. Абу Джахль поспешил наступить ему на шею, но внезапно в страхе и ужасе попятился назад, изо всех сил отмахиваясь руками. Окружавшие в удивлении спросили: «Что с тобой, Абу Джахль?» – «Между мною и Мухаммадом (салляллаху аляйхи васаллям) огненный ров, а это – крылья», – ответил он. Позже Посланник Всевышнего (салляллаху аляйхи васаллям) скажет: «Если хоть на шаг он приблизился бы ко мне, тогда ангелы схватили бы его и разорвали на кусочки!»5.

Икрима (да будет доволен им Аллах), сын Абу Джахля, был проникнут теми же чувствами к Исламу, что и его отец. Более того, он будто соревновался с ним, кто больший вред и унижение нанесёт Исламу и Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям). Не было оскорбления, причинённого Абу Джахлем, в котором не участвовал бы его сын Икрима.

Эта неприязнь приняла мстительный характер и появилась в сердце Икримы после битвы Бадр, в которой был убит его отец Абу Джахль. Икрима прилагал все усилия, чтобы потушить свет Божий, не дать ему распространиться. Но пророческую миссию ничто не могло остановить. Ведь покровителем её был сам Господь миров.

Пришёл день, и была освобождена Мекка. Даже в тот момент, когда врата покаяния и прощения были открыты перед всеми, Икрима вместо того, чтобы воспользоваться этой возможностью, собрал группу мекканцев и вступил в бой против довольно большого мусульманского войска. В непродолжительной схватке Халид ибн Валид разбил эту кучку.

Несколько противников были убиты, остальные в страхе и ужасе убежали. Среди бежавших был и Икрима ибн Абу Джахль. Вспоминая причинённые Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) унижения и оскорбления, и сопоставляя их с силой и могуществом мусульман, он понимал, что у него нет другого выхода, кроме как бежать. И он направился в Йемен.

Жена Икримы, Умму Хаким, эта достойная особого уважения женщина, приняла Ислам и вошла в число сподвижников, при упоминании которых мы добавляем «Да будет доволен ими Аллах!». Она покорно, по своей воле отправилась в путь вслед за своим мужем Икримой с целью уговорить его вернуться в Мекку. После долгих поисков, застала его на берегу моря в области Тихама. В тот момент Икрима (да будет доволен им Аллах) договаривался с моряком-мусульманином, чтобы тот переправил его на другой берег. Моряк повторял:

– Очистись перед тем, как я тебя перевезу!

Икрима (да будет доволен им Аллах) в недоумении спросил:

– Как я могу очиститься?

– Скажи: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единственного Господа, и что Мухаммад – Его раб и посланник (салляллаху аляйхи васаллям)».

Икрима в ужасе воскликнул:

– От этого я и бегу!

Умму Хаким приблизилась к ним и обратилась к мужу:

– Икрима, я пришла к тебе от самого благонравного, самого добродушного, от лучшего из людей – Мухаммада ибн Абдуллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Он пообещал тебе безопасность. Не губи же себя!

Икрима долго переспрашивал и уточнял, пока не согласился вернуться в Мекку.

Незадолго до прихода Икримы и Умму Хаким Посланник Всевышнего (салляллаху аляйхи васаллям), предвещая будущее и принимая во внимание род Икримы и его положение, обратился к людям со словами: «Через некоторое время к вам придёт Икрима ибн Абу Джахль верующим и совершившим хиджру (переселение). Не оскорбляйте его отца. Поистине, оскорбление умерших причиняет боль живым, но не доходит до покинувших сей мир» [6].

Действительно, через некоторое время прибыли Икрима и его супруга. Посланник Всевышнего (салляллаху аляйхи васаллям) сидел в кругу сахабов. Завидев же издалека Икриму (да будет доволен им Аллах), он вскочил от радости и устремился ему навстречу. С его уст сошли слова: «Приветствую того, кто совершил хиджру!».

Мы знаем, что период хиджры, особо выделенный в истории Ислама, на тот момент уже закончился. Но Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) подчёркивает это обстоятельство не зря. Ведь Икрима (да будет доволен им Аллах) тоже вернулся из долгого пути. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) встречает его словами: «Приветствую того, кто совершил хиджру!». И этих слов было достаточно, чтобы растопить сердце Икримы. Он воскликнул: «Нет бога, кроме Аллаха, и ты – Посланник Его (салляллаху аляйхи васаллям)!» А затем произнёс: «Я причинил столько боли и зла. Помолись за меня, попроси у Аллаха прощения для меня!» Пророк милости (салляллаху аляйхи васаллям), воздев руки, взмолился: «О Всевышний, прости Икриме ту неприязнь и вражду, что он испытывал ко мне и к Исламу! Прости ему все пути, что он прошёл, пытаясь потушить Твой свет! Прости ему все оскорбления, что сошли с его уст!» Икрима (да будет доволен им Аллах) переполнился чувствами и на его глазах выступили слезы. Он не ожидал подобного отношения, так как до этого ставил Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) на один уровень со всеми. Икрима (да будет доволен им Аллах) воскликнул: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), клянусь Всевышним, сколько сил и имущества я потратил во вред Исламу – так теперь в два раза больше я потрачу на пути его распространения!» [7]

Икрима (да будет доволен им Аллах) сдержал данное им слово. Ярким подтверждением тому стала битва Ярмук, произошедшая после смерти Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) между мусульманами и византийцами. Ираклий, византийский император, направил огромное войско во главе с Маханом, прославившимся храбростью. Численность византийских воинов составляла 140 тысяч. В некоторых источниках упоминаются и большие цифры. Что касается мусульман, то, после того как до Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) дошла весть о невозможности противостояния византийцам лишь отрядом Абу Убайды (да будет доволен им Аллах), он приказывает другому военачальнику – Халиду ибн Валиду (да будет доволен им Аллах) – с войском переместиться из Ирака в Шам на помощь Абу Убайде (да будет доволен им Аллах) и встать во главе мусульманских воинов, численность которых составляла 40 тысяч [8]. Бои были очень тяжёлые. Несколько раз под натиском врага приходилось отступать.

В какой-то момент Икрима (да будет доволен им Аллах) слез с коня и попытался ворваться в стан вражеских рядов. Халид, завидев это, окликнул его: «Не делай этого!» Икрима (да будет доволен им Аллах) воскликнул: «Оставь меня, Халид! Ты сражался рядом с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) и сделал многое на пути распространения Ислама. Я же и мой отец больше всех причинили боли Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Дай же мне возможность искупить прошлое!» Потом он воскликнул: «Как я могу отступить, когда столько раз сражался против Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)? Нет, этому не бывать!» - и воззвал к воинам: «Кто даст присягу на смерть?» И в окружении примерно четырёхсот человек он ворвался в ряды византийцев. [9] В какой-то миг он был глубоко ранен и перенесён в шатёр. Видя смертельные раны, его жена Умму Хаким не могла сдержать слёз. Икрима (да будет доволен им Аллах) же промолвил: «Не плачь. Не увидев победы, я не умру». Через какое-то время в шатёр вошёл Хишам: «Благая весть! Аллах даровал нам победу». И тогда Икрима (да будет доволен им Аллах) попросил: «Приподнимите меня! В шатёр зашёл Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)!» Чувствуя духовное присутствие Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), он промолвил: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), сдержал ли я данное мною слово?» На последнем издыхании с его уст сошли слова: «О Аллах, дай мне уйти из этой жизни мусульманином и причисли меня к праведным!» [10].

1 См.: Коран, 21:107.

2 См.: Коран, 8:24.

3 См.: Коран, 6:122.

4 В этой издёвке Абу Джахль подразумевал совершение Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) земных поклонов (суджуд) возле Каабы.

5 См.: Аль-Мубаракфурий С. Ар-рахик аль-махтум [Нектар, скреплён¬ный печатью]. Каир: Дар аль-хадис, [б. г.]. С. 87.

6 См.: Ра’фат аль-баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба [Эпизоды из жиз¬ни сподвижников]. Каир: Дар аль-адаб аль-ислями, 1997. С. 120–123

7 См.: Аль-Кяндахляви М. Хаят ас-сахаба [Жизнь сподвижников]. В 4 т. Каир: Дар ар-райян, 1987. С. 163; Ра’фат аль-баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 123, 124; Гюлен Ф. Сонсуз нур [Бесконечный свет]. Стамбул: Феза, 1994. С. 176.

8 См.: Хасан Ибрахим Хасан. Тарих аль-ислам [История Ислама]. В 4 т. Бейрут: аль-Джиль, 1991. С. 185, 186.

9 См.: Ра’фат аль-баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба. С. 125.

10 См.: Гюлен Ф. Сонсуз нур. С. 176.

Ильдар Аляутдинов, имам-хатыб Московской Соборной мечети.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.