Сайид Амир Кулали

15 Июль 2009
2685

Сайид Амир КулалиСайид Амир Кулали (да будет свята его душа) родился в 717 г. по хиджре в селении Сухара недалеко от Бухары. Его мать рассказывала, что когда Сайид Амир находился в чреве, она не могла есть сомнительную пищу – у нее начинал болеть живот, поэтому она старалась есть только халал (дозволенную пищу). Достигнув совершеннолетия, Амир Кулали начал заниматься борьбой. Он был прекрасным борцом. Для того, чтобы сразиться с ним, отовсюду приезжали известные борцы, и наблюдать за поединками с ним собиралось множество людей.

Однажды один из зрителей удивился тому, как может Сайид Амир – благородный сайид – беспечно заниматься борьбой, прожигая свою бесценную жизнь. И сразу его сморил сон. Во сне он увидел наступление Судного дня, как он по самую грудь завяз в грязи и не может выбраться. Неожиданно появился Сайид Амир Кулали (да будет свята его душа) и с легкостью вытащил его из грязи. Когда он проснулся, Амир Кулали подошел к нему и сказал: "Ты понял теперь высоту моих помыслов и смысл моей борьбы?"

В другой раз шейх Мухаммад Баба Саммаси (да будет свята его душа) со своими мюридами пришел на место проведения борцовских состязаний. Один из его мюридов удивился тому, что шейх может смотреть на людей, прожигающих свою жизнь, т.е. на тех, кто, забыв Творца и поклонение, полностью отдались борьбе. А Мухаммад Баба Саммаси (да будет свята его душа), которому раскрылись эти мысли, посмотрел на него и промолвил: "На этом маджлисе присутствует высокочтимый человек, благодатью которого будет наставлено множество людей на путь Истины". Он направил свой сердечный взгляд на Сайида Амира, и тот почувствовал это. После того, как Мухаммад Баба Саммаси (да будет свята его душа) ушел, Амир Кулали оставил борьбу и, следуя за шейхом, пришел в его дом. Баба Саммаси научил его основам тариката и сказал: "С сегодняшнего дня ты мой сын". После этого никто и никогда не видел Амира Кулали занимающимся борьбой на базарных площадях. У него было четыре сына: Амир Бурхан, Амир Хамза, Амир Шах и Амир Омар. И все они были обладателями совершенства, времени и положения.

Сайид Амир (да будет свята его душа) учился под руководством шейха двадцать лет. Каждый понедельник и четверг, проходя 5 миль из Сухары, он посещал шейха Саммаси. Своим усердием и старанием на пути тариката он поднялся на высокий уровень муршида. У него было 4 преемника (халифа) (да будут святы их души):

1. ‘Ариф Дик Карани

2. Джамалуддин Дасатани

3. Ядикар аль-Кунсуруни

4. Шейх Бахауддин Накшбанди.

Сайид Амир Кулали (да будет свята его душа), прожив около девяноста лет, умер 8 числа месяца джумад-уль-ахир 772 г. хиджры (28 ноября 1370 г. по григорианскому календарю). Его зиярат находится в трех километрах от зиярата Мухаммада Накшбанди.

Рассказывают, что однажды несколько приверженцев тасаввуфа из Мекки и Пресветлой Медины пришли повидать, Амира Кулала, после ухода его святости из этого бренного мира. Пришли они в Бухару и спросили деревню Сухари, а жители Бухары спросили:

– Вы откуда пришли и кого ищете?

Те ответили:

– Мы пришли повидать Амира Кулала.

Жители Бухары сказали:

– Его святость Амир Кулал переселился из этого бренного мира в мир вечности.

Братья вздохнули и промолвили:

– Раз мы не застали его живым, найдем его детей.

Тогда они пришли в Сухари и нашли детей Амира, которые спросили:

– Откуда вы знаете его святость Амира, ведь он никогда не посещал Пресветлую Медину и Величайшую Мекку.

И они ответили:

– Мы также ранее никогда не приходили в эти места, однако мы мюриды его святости Амира, и все жители Мекки и Медины заключили с ним договор (бай‘ат), и вот уже тридцать два года мы совершаем ритуальный обход вокруг Каабы (таваф) по его благословенным стопам и совершаем хадж. Однако, в этом году он не пришел. В нас возобладало влечение к его святости, мы пришли, чтобы обрести его благословенную красоту, но и это не осуществилось. Спросив разрешения у всех детей Амира (да будет свята его душа), они отправились в путь. И говорили те братья:

– Как жаль, что в этом краю никто не знал достоинства и [высокой] степени Амира (да будет свята его душа). Его степень известна в нашей стране, и знают его совершенства люди Медины и Мекки.

Рассказывают, что однажды Амир (да будет свята его душа), погруженый в ма‘рифа, рассказывал друзьям об обрядах, совершаемых во время хаджа, да так, что присутствовавшие в этом собрании были поражены, и сообщал он о некоторых стоянках, и рассказывал о единых и различающихся мнениях богословов. Был среди них один человек, который подумал: "Когда это Амир видел Каабу, чтобы рассказывать [о ней]? Чтобы рассказывать об этом, следовало бы увидеть".

Через некоторое временя Амир (да будет свята его душа) встал, взял того человека за руку и сказал:

– О невежда! Открой свои глаза и посмотри вверх, дабы увидеть!

Взглянул тот человек и видит: дом Каабы совершает ритуальный обход вокруг благословенной головы Амира. Увидев это, он упал к ногам его (да будет свята его душа) и покаялся. После этого Амир промолвил:

– О невежда! Если человек не обладает чем-то, он полагает, что и другой [также] ничем не обладает. До тех пор, пока глаза [твоего] сердца не будут открыты, ты ничего не увидишь.

Рассказывают, что однажды его святость Амир с несколькими из своих сподвижников пожелал навестить его святость хаваджу [Мухаммада-Баба]. Пройдя часть пути, они наткнулись на льва, он стоял на их пути и не собирался уходить. Сподвижники испугались, однако Амир (да будет свята его душа) не испугался. Он подошел ко льву и, взяв его за гриву, увел с дороги, оставив в степи. Когда сподвижники проходили, они увидели, что лев опустил голову, как человек, оказывающий почтение. Сподвижники спросили у Амира:

– О господин, что это такое мы видели?

Амир (да будет свята его душа) промолвил:

– О друзья, знайте, кто выкажет страх перед Аллахом Всевышним и Всеблагим и во внешних проявлениях, и в глубине души, Великий и Славный Аллах заставит все вещи бояться его.

И он также добавил:

– Создатель ничто не сделает властвующим над человеком, чтобы он этого боялся, но все это будет бояться человека при том условии, что тот будет бояться Аллаха. Надо постоянно испытывать страх перед Всевышним Аллахом и сдерживать обиду, на что бы то ни было. В результате этого вы достигнете спасения и высокой степени [совершенства].

Амир (да будет свята его душа) также говорил:

– Если кто-либо окажется в саду, где будут деревья без счета, и на каждом дереве множество ветвей, и каждая ветвь с листьями без числа, и на каждом листе будет сидеть птица и громким и выразительным голосом говорить: "Мир тебе, друг Аллаха!" – ему следует быть осторожным, чтобы не возгордиться, он должен найти в своем сердце место для страха перед Всевышним (как во внешнем проявлении, так и в глубине души).

И молвил он:

– Временами [сей] раб настолько боится Аллаха, как будто Ад создан только ради него, а временами так радуется милости Всевышнего, будто бы грехи всего мира пред Его взором – ничто. И основа всех дел – богобоязненность.

Рассказывают, что когда его святость Амир (да смилуется над ним Аллах) был в Саммаси у хаваджи Мухаммада-Баба (да будет свята его душа), несколько человек поссорились между собой, в результате одному из них выбили зуб. После этого они хотели отправиться к уважаемым людям и взять с виновного выкуп за зуб. Один из них сказал:

– Непозволительно, чтобы мы сделали что-нибудь без указания хаваджи Мухаммада-Баба (да будет свята его душа). Сначала нам надо ему доложить. Что он прикажет, то мы и сделаем.

И когда эти люди пришли к хавадже (да будет над ним милость) и рассказали ему о случившемся, он промолвил:

– Принесите мне зуб.

А когда принесли [его] и вручили его хавадже (да будет над ним милость), хаваджа отдал его Амиру и велел:

– Дитя, сделай так, чтобы они помирились.

Амир (да будет свята его душа), взяв зуб, приставил его на место и, попросив помощи у равхани шейхов, прочитал молитву. После чего, по милости этого благодетельного человека и по его молитве, зуб прирос. Хозяин зуба, изумленный, отказался от вражды, а остальные, узрев все это, раскаялись в содеянном и стали приверженцами пути Истины.

Некоторые из праведных путников говорили:

– Ученые – это те, чьи речи лучше их поступков, а мудрецы – это те, чьи поступки лучше их речей. А цель всех наук – богословие и действие в соответствии с тем, что знаешь.

Также из откровений шейха Амира Кулали (да будет свята его душа):

– Действие должно быть основано на знании и знание – на действии. Деятельный человек награждает себя довольством Аллаха.

Признак богословия заключается в боязни перед Всевышним как внешне, так и внутренне, ибо корень всего – богобоязненность: как только познал Бога, бойся Его, а став богобоязненным, попадешь в Рай. Всевышний сказал (смысл): "Это для тех, кто боится своего Господа" (сура "аль-Баййина", аят 8). То есть тот Рай, о котором ты слышал, – для боящихся [Бога]. Многое известно о том, что богобоязненный спасется, а тот, кто превратил богобоязненность в самоцель, достигнет всех целей и чаяний и лицезреет Аллаха. А тот кто прочитает многие книги на земле и все запомнит, но не будет действовать в соответствии с ними, не получит ничего, кроме стыда.

Рассказывают, что однажды шейх Амир (да будет свята его душа) направлялся в джума-мечеть Бухары со своими сподвижниками. В это время один человек работал на своем поле со слугою. Этот слуга спросил у господина:

– Что это за люди идут?

Хозяин ответил:

– Они поедатели приношений.

Как только он сказал это своему слуге, шейх Амир (да будет свята его душа) промолвил:

– О друзья, его святость и наш господин хаваджа ‘Абдул-Халик Гудждувани (да смилуется над ним Аллах) так изволил сказать: "Всякий, кто смотрит на шейхов с презрением, не уйдет из этого мира, пока не запаршивеет".

И собратья его, удивились, отчего его святость произнес эти слова, не слышавшие разговора господина со слугой. Через некоторое время у того человека внутри словно загорелся огонь, так что ему не было покоя и облегчения. И когда он увидел возвращающихся из джума-мечети Амира (да будет свята его душа) и его сподвижников, он понял, что эта стрела попала в него из их лука. И приказал он:

– Пусть отнесут меня к Амиру, ибо я сказал лишнее.

И когда его привели к шейху, Амир (да будет свята его душа) молвил:

– В этого брата попала стрела из лука, болезнь его не поддается лечению, отправьте его домой.

И не достигнув еще своего дома, он покинул этот мир.

Рассказывают, что однажды имамы Бухары решили пойти повидать шейха Амира Кулала (да будет свята его душа). И каждый из них задумал следующее: если шейх Амир действительно близок к Аллаху (вилайат) и способен совершать чудесные деяния (карамат), пусть перед каждым из них положит по вареному гусю, а каждому из их слуг даст по утке. Более того, Хвандшах дерзнул сказать:

– А поверх того гуся, которого дадут мне, пусть будет еще нож, чтобы тем ножом я его разрезал и съел.

В то время сайид Амир Хамз (да будет свята его душа) принес много гусей, к шейху Амиру (да будет свята его душа). Тот трижды прочел благопожелательную молитву Амиру Хамзе и сказал:

– Идут к нам имамы Бухары, и то, что они просили, вы принесли.

Тут же гусей приготовили и стали ждать имамов. Когда те приехали и уселись в доме шейха Амира (да будет свята его душа), он приказал Амиру Хамзе:

– Вам следует расстелить скатерть перед этими братьями, и вы должны будете прислуживать, чтобы удостоиться их милости.

И при этом Амир (да будет свята его душа) велел:

– Когда подойдете к Хвандшаху, положите на гуся нож и поставьте перед ним, чтобы он свою долю разрезал этим ножом, он нас об этом просил.

И когда гусей поделили, все имамы были поражены и признали совершенство шейха Амира. А Хвандшах взял нож и хотел вонзить в гуся и разрезать его, но так попал по своей руке, что кровь никак не останавливалась. Вдруг шейх Амир (да будет милость над ним) вошел и сказал:

– О сын глупца, никто шейхов не проверяет.

И из-за этой оплошности Амир дал ему прозвище Гули . После этого Амир (да будет свята его душа) молвил:

– О братья, знайте, что этих гусей Амир Хамза поймал и принес к вам, дабы вы изволили обратить к нему свой взор. У старейшин тариката был такой обычай: все, что является достоинством, они видели в других, а не в себе и все, что является недостатком, видели у себя. А в наше время все наоборот.

И шейх Амир (да будет над ним милость), указывая на Амира Хамзу, промолвил:

– О братья, знайте, что после нас представителем этой семьи будет он.

И на том же собрании он высказал свое благоволение к нему.

Выдержки из завещания Сайид Амира Кулали (да будет свята его душа) мюридам

Рассказывают, что однажды, когда тело шейха Амира (да будет свята его душа) ослабло, сказал он своим сподвижникам:

– О друзья! Завещаю вам, чтобы вы ни на шаг не отступали от поисков знания и от следования Шариату Избранника (мир ему и благословение), ведь в этом вы найдете счастье.

"Поиск знаний (наук) – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки". То есть стремиться к знаниям, к изучению наук обязаны все мужчины и женщины. Первая наука – о вере, вторая наука – о молитве, третья наука – о посте, четвертая наука – о закате, пятая наука – о хадже, шестая наука – как служить матери и отцу, если хотите, чтобы Всевышний Аллах был вами доволен, ведь Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Довольство Всевышнего в довольстве родителей".

Седьмая наука – о проявлении милости и уважения к соседям, наука о купле и продаже, наука о различении дозволенного и запретного. Много поминайте Всевышнего Аллаха и во время зикра отвергайте все, кроме Аллаха, словами "Ля иляха илля Ллаху", что означает: нет никого, кроме Всевышнего Аллаха, достойного поклонения и служения. И когда вы это познаете, станете поминающими Аллаха. А значение этих слов состоит в следующем: "Я принял мусульманскую веру и то, что в ней есть, и испытываю отвращение к отрицанию Аллаха и того, что в этом отрицании". А некоторые говорят: "Я верую в то, во что верит Мухаммад (да благословит его Аллах и приветстсвует) – Посланник Аллаха, и испытываю отвращение к тому, к чему испытывает отвращение Мухаммад (да благословит его Аллах и приветсвует) – Посланник Аллаха". И еще у этих благородных слов есть много значений, которых не счесть. А некоторые говорят так, что значение этих слов есть принятие всех велений, отвергание всего суетного. И когда вы постигнете значение этих слов и будете действовать [в соответствии с ними], тогда будете вы поминающими Аллаха, и вас можно будет назвать суфиями. И знайте, что одежду очищает вода, а недостатки в восхвалении Господа и вашу веру очищает постоянное совершение намаза, а ваше имущество очищает закат, а путь ваш очищает удовлетворение врагов, а тело ваше от всего предосудительного очищает воздержание.

Рассказывают, что однажды шейх Амир (да смилуется над ним Аллах) говорил своим друзьям:

– Лелейте искреннюю любовь к Аллаху, чтобы найти избавление, и воспитывайте в себе страх перед Ним, чтобы найти спасение. И знайте, что чистоты сердца и языка добиваются при помощи дозволенной пищи, потому что желудок человека подобен водоему, а в нем чистая проточная вода. И всякий цветок или плод, который вырастает из той воды и земли, будет чистым и полезным. Его святость Посланник Аллаха (мир ему и благословение) изрек: "Тот, кто сорок дней вкушает дозволенную пищу (халяль), тому Всевышний Аллах откроет в его сердце и на языке глаза знания и мудрости и просветлит его сердце". А это достигается тогда, когда благочестие у человека становится привычкой. Каждый, кто спасся в этом мире, спасся также и в том.

И еще необходимо, чтобы вы были кающимися, ибо раскаяние есть начало всякого богослужения. А раскаяние состоит в том, чтобы вы в сердце сокрушались о содеянных грехах и высказывали намерение впредь эти грехи не совершать. И постоянно пребывайте в страхе перед Всевышним и просите помилования за свои грехи. Сделайте своих врагов довольными, плачьте и рыдайте столько, чтобы узреть в себе следы [своего] раскаяния, чтобы вы оправдывали название "кающийся". И необходимо изгнать из своего сердца печаль о хлебе насущном, следует печалиться о загробном мире и стараться верно служить, ибо это есть основа всех дел.

И еще шейх Амир (да смилуется над ним Аллах) говорил:

– Что есть искренняя любовь? Искренняя любовь есть требование Господа Всевышнего, оставление предосудительных деяний, верность обету, честность, отвержение предательства, осознание своей вины и принижение своих деяний.

Все время, постоянно занимайтесь восхвалением Господа Всемилостивого и Всевышнего и не начинайте ничего без упоминания имени Всевышнего, чтобы в день Страшного суда не было вам стыдно. А если вы хотите начать какое-нибудь дело, прежде подумайте, а потом уже начинайте работу.

Исполняя повеления Господа Всевышнего, питайте надежду и, в каком бы месте вы ни были, не оставляйте стремления пополнить знания. А если вам придется пройти через огонь и воду, пройдите и обретите знания.

– При любых обстоятельствах соблюдайте требования Шариата, не забывайте о дозволенном и запретном. Постоянно отвергайте то, что не соответствует Шариату, в том числе и предосудительные новшества. Помните этот аят (смысл): "О вы, которые уверовали! Оберегайте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого будут люди и камни – дабы не пропасть на Страшном суде" (сура "ат-Тахрим", аят 6).

Рассказывают, от Фудайла ибн Ийяда (да смилуется над ним Аллах). Однажды в холодный день ‘Утба ибн аль-Гулам стоял в тонкой одежде, и по его благословенному телу тек пот. Фудайл спросил: "О шейх, почему вы вспотели?" Он ответил: "Это оттого, что однажды здесь было совершено незаконное деяние, и я мог его предотвратить, но не предотвратил. И оттого у меня это волнение, что я не знаю, каким же образом избавлюсь от этого греха на Страшном суде, как улажу это дело!" Вы только подумайте: каждый день мы отвергаем столько добрых дел, как относительно себя, так и в отношении других!

Основа тариката – соблюдение Шариата и границ, которые установил Всевышний и Всемогущий Аллах. Однако мудрый человек должен обдумать, сколько может быть конфликтов если преступить те границы, которые существуют между рабами. Тогда каковы же те границы, что существуют между рабом и Господом – Всевышним и Всемогущим Аллахом? Это границы во времени и пространстве, во взгляде, в разговоре и слушании, в уходе и приходе, в еде и питье, в расходах на жизнь и милостыне, в оставлении и забирании – и в этих делах возможно соблюдение их (границ), ведь сейчас время действовать. Надо использовать возможность делать то, что явится причиной спасения.

Зарабатывайте себе на пропитание, а пропитание свое приобретайте дозволенным ремеслом, путем добродетели и в количестве, необходимом для существования. Но не ради хвастовства и расточительности. Добывайте пропитание, чтобы можно было прокормить семью, как положено по Шариату, не путем расточительства или жадности, но придерживайтесь середины, потому что это одобряет Пророк (мир ему и благословение): "Добро в делах – середина". И надо это делать так, как дозволено.

Все, что ты отсюда возьмешь, будет сохранено, и в день Великого Суда тебе все это вручат. И поэтому необходимо, чтобы приобретенное из припасов загробного мира приобреталось тобой при жизни в соответствии с велением Шариата.

Уповай [на Бога], не допускай неверия, верь в Его милость. А если ложишься спать, спи ровно столько, [сколько необходимо], чтобы у тебя появлялась сила для поклонения, однако не отправляйся ко сну без упоминания Господа Всевышнего, поскольку его святость Пророк (мир ему и благословение) так изволил говорить: "Сон ученого лучше, чем поклонение невежды". Знай, что такой сон и есть поклонение.

Соблюдай границы поста, а это бывает в год один раз. Условие его в том, чтобы с утра до ночи искренне воздерживаться от еды, питья и сближения со своей женой в соответствии с Шариатом. И это есть видимое соблюдение поста, а внутреннее соблюдение поста состоит в том, чтобы удерживать свои глаза – от созерцания недозволенного, свои уши – от слушания недозволенного – руки свои от взятия недозволенного, а ноги свои – от недозволенного хождения, и это внутреннее соблюдение [поста]. А истина поста состоит в том, чтобы очистить сердце от гордыни, зависти, алчности, лицемерия, двуличия, мстительности и высокомерия во всех обстоятельствах, а особенно во время поста.

Надо выказывать большое усердие в выплате заката, потому что это одна из границ, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) так изволил сказать: "У того, кто не дает закат с имущества, ни молитва его, ни пост, ни его хадж, ни джихад и никакое дело его не будет принято". И еще молвил: "Скупой далек от милости Господа Всевышнего, далек от сердец [Его] рабов, далек от Рая, но близок к Аду. Благородный человек близок к милости Всевышнего, близок к сердцам рабов [Его] и далек от Ада". И еще изволил сказать: "Ничто веру людскую так не исправляет, как хороший нрав и благородство".

И шейх Амир (да смилуется над ним Аллах) произнес эти заветы и молвил:

– Хочу я, чтобы печатью дел моих и моих сподвижников было соблюдение этих заветов и чтобы большинство наших шейхов продвижение своих мюридов сопровождали этими заветами, а те их выполняли. И я также надеюсь на то, что Господь Всевышний и Всемогущий сделает успех товарищем друзей моих.

И еще шейх Амир (да будет свята его душа) изволил сказать:

– Знайте, о друзья наши, что люди далеки от соединения [с Аллахом] по причине пренебрежения [этой] дорогой, этот низменный мир стал им помехой. А суфию необходимо иметь праведную уверенность в познании единства Господа Всевышнего, быть далеким от заблуждений и предосудительных новшеств и не быть в вере подражателем, для каждого слова иметь готовый довод и доказательство. Друзья! Ничего не бывает хуже, когда вам говорят о религии, а вы этого не знаете, и это доказательство вашего невежества, потому что скрытое для других этим людям (суфиям) открыто, и то, что для других в познании является целью, этим людям уже дано Всевышним. Ведь другие суть люди доказательств, а эти – люди единения. Какое же сравнение может быть между теми и этими?! И знайте, о друзья, что нет такой эпохи, в которую Господин величия – Господь Всевышний и Всемогущий не поставил бы среди этих людей одного из Своих друзей [авлия], дабы его милостью оберегать всех от невзгод. Смотрите же, друзья, и вы тоже ищите такого человека, чтобы было вам счастье в обоих мирах. Вам следует служить ученым людям, сближаться с ними, поскольку они являются светочем веры общины Мухаммада (мир ему и благословение) и наследниками его святости Посланника (мир ему и благословение). Ведь о них его святость Посланник Аллаха милостиво сказал: "Ученые наследуют пророкам". Смотрите же, друзья, не удаляйте из своего сердца (любовь к знанию и ученым), чтобы быть спасенными в обоих мирах.

Держитесь подальше от позволений, чтобы действовать в соответствии со своими решениями, а действовать по позволению – дело слабых. А если вы ищете большего, чем это, то в заветах полюса познавших, доказательства ищущих истину, наставника идущих по пути хаваджи ‘Абдуль-Халика Гудждувани (да будет свята его душа) извольте прочесть: "Идущему по пути надо удовольствоваться этим. Умному достаточно и намека".

Из книги "Святыни Узбекистана"

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.