Терроризм и анализ псевдорелигиозного экстремизма

29 Июль 2009 1347

Терроризм и анализ псевдорелигиозного экстремизмаИз истории терроризма

Терроризм, как специфическое явление общественно-политической жизни имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять истоки и основные концепции терроризма.

Терроризм является постоянным спутником человечества. Еще в I веке нашей эры в Иудее действовала секта сикариев (сика - кинжал или короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами. Еще Фома Аквинский допускал идею убийства правителя, враждебного, по его мнению, народу.

Широко действовали костры инквизиции, уничтожая инакомыслие.

Члены закрытой секты хариджитов убивали своих противников из мусульманской знати и правителей. В Средние века представители секты ассасинов убивали префектов и халифов. В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии и Китае, на территориях современного Ирана, Афганистана и некоторых других стран.

В 1848 г. немецкий радикал Карл Гейнцген доказывал, что запрет убийства неприменим в политической борьбе и что физическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из “высших интересов человечества”. Гейнцген явился в какой-то мере основоположником теории современного терроризма. Он считал, что силе и дисциплине реакционных войск нужно противопоставить такое оружие, с помощью которого небольшая группа людей может создать максимальный хаос. И здесь Гейнцген надеялся на отравляющий газ, ракеты, а также требовал поиска новых средств уничтожения. Это и есть так называемая “философия бомбы”, которая появилась в XIX веке, хотя ее корни уходят к оправданию тираноубийства в греческой истории.

Концепция “философии бомбы” получила дальнейшее развитие и углубление в “теории разрушения” Бакунина, который отстаивал мысль о признании лишь одного действия - разрушения. В качестве средств борьбы он предлагал яд, нож и веревку. Революционеры, считал Бакунин, должны быть глухи к стенаниям обреченных и не должны идти ни на какие компромиссы, русская почва должна быть очищена мечом и огнем.

Доктрина “пропаганды действием” была выдвинута анархистами в 70-е годы XIX века. Суть ее в том, что не слова, а только террористические действия могут побудить массы к давлению на правительство. Эта же мысль проходит позднее и у Кропоткина, когда он определяет анархизм как “постоянное возбуждение с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита”.

К концу XIX века особая роль в пропаганде терроризма в Европе и США принадлежит Иоганну Мосту, который проповедовал “варварские средства борьбы с варварской системой”.

Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни со второй половины XIX века. Его представители - русские народники, радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции 90-х годов, а также аналогичные движения в Италии, Испании, США.

До Первой мировой войны терроризм считался орудием левых. Но, по существу, к нему прибегали индивидуалисты без политических платформ, а также националисты не только левых, социалистических ориентаций. С окончанием войны террор на свое вооружение взяли правыенационал-сепаратисты и фашистские движения в Германии, Франции и Венгрии, “железная гвардия” в Румынии. Крупнейшими терактами того времени были политические убийства Карла Либкнехта и Розы Люксембург в 1919 г., югославского короля Александра и французского премьер-министра Барту в 1934 г. В основе этих движений находятся разные идеологические платформы, но фактически те и другие руководствуются положениями доктрин “философии бомбы” и “пропаганды действием”.

В XX веке спектр мотивов для использования методов террора существенно расширился. Если Русские народовольцы, первомартовцы и эсеры рассматривали террор, как средство достижения своих целей на благо общества, то для “красных бригад” он служил способом и средством самоутверждения. «Красный террор» и «черный террор» фашистского, неонацистского толка стоят недалеко друг от друга. У современного терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком “благе общества” здесь и говорить не приходится.

В XX веке состоялся перенос терроризма на государственный уровень, чего до этого не было. Террористическое государство “давило” своих граждан беззаконием внутри страны, заставляло их постоянно ощущать свое бессилие и слабость. Оно не меняло поведения и за пределами своих границ. Исторический пример - фашистская Германия. В последние годы многие действия США на международной арене стали очень близки по своему характеру к террористическим.

После развала СССР бандитская традиция пустила корни во многих регионах и уголках постсоветского пространства. Попытки насилием добиться целей, даже самых благородных, вызвали появление на древе политического терроризма новых диких ростков - вооруженных конфликтов на территории Грузии, Азербайджана, Армении и Молдовы, в Таджикистане и Киргизии и т.д. Сегодня миру уже грозят ядерным терроризмом, терроризмом с применением отравляющих веществ. Характер эпидемии приобрели похищения людей в целях шантажа или получения выкупа. Сегодня многие люди испытывают на себе все “прелести” информационного терроризма. Мотивы действий современных террористических организаций, групп и отдельных лиц весьма и весьма далеки от “высоких идеалов”.

Понятие и сущность терроризма

Разработка понятия терроризма является одной из сложных проблем мировой науки и практики борьбы с преступностью.

1. Понятие терроризма. В русском языке понятие терроризм толкуется главным образом как устрашение, насильственное действие, насилие или угроза действием (насилием).

В современной отечественной юридической литературе под терроризмом (от латинского слова terror – страх, ужас) принято понимать использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.

Под терроризмом следует понимать преступное деяние, состоящее в применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц, либо группы лиц, сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности с целью оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения. При этом, цели террористов могут быть различными: политическими, экономическими и т.д. И прикрываются эти цели всякого рода идеями, в том числе и религиозными.

Сущность терроризма

Под сущностью терроризма можно понимать совокупность оригинальных признаков, характерных черт и отличительных особенностей, присущих терроризму как социально-политической и правовой категории, и составляющих его внутреннее содержание. В современной литературе, посвященной проблемам терроризма, выделяют следующие отличительные признаки терроризма, как преступного деяния.

Во-первых, отличительной чертой терроризма является то, что он порождает высокую общественную опасность, возникающую в результате совершения общеопасных действий, либо угрозы таковыми.

При этом, умыслом террориста охватывается причинение смерти лицам, которые захватываются в качестве заложников, находятся вблизи мест взрывов и т.п.

Во-вторых, терроризм отличает публичный характер его исполнения. Другие преступления обычно совершаются без претензии на огласку, а при информировании лишь тех лиц, в действиях которых имеется заинтересованность у виновных. Терроризм же без широкой огласки, без открытого предъявления требований не существует.

В-третьих, отличительной особенностью терроризма является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности. При этом, создается эта обстановка страха, напряженности не на индивидуальном или узкогрупповом уровне, а на уровне социальном и представляет собой объективно сложившийся социально-психологический фактор, воздействующий на других лиц и вынуждающий их к каким-либо действиям в интересах террористов или принятию их условий.

В-четвертых, отличительной чертой терроризма является то, что при его совершении общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие в целях склонения к определенному поведению оказывается на других лиц, то есть насилие здесь влияет на принятие решения потерпевшим не непосредственно, а опосредованно – через выработку (хотя и вынужденно) волевого решения самим потерпевшим лицом (физическим или юридическим, или группой лиц) вследствие созданной обстановки страха и выраженных на этом фоне стремлений террористов.

Терроризм, если его рассматривать как крайнюю форму проявления экстремизма, можно разделить на виды:

  • психический и преступный (Дж. Белл);
  • революционный, субреволюционный и репрессивный (П. Уилкинсон, Р. Шульц);
  • ядерный, экономический, технологический, экологический и др.

По нашему мнению, терроризм можно классифицировать на следующие самостоятельные виды:

по территориальному признаку:

  • международный;
  • внутригосударственный;

в зависимости от преступной мотивации:

  • политический;
  • религиозный;
  • националистический;
  • экономический.

Вместе с тем, в международном терроризме наиболее значительно проявление псевдорелигиозно-политического терроризма. Ведущую роль в детерминации псевдорелигиозно-политического терроризма занимают различные причины, одной из которых является столкновение политических интересов в каком-либо регионе, где религии отводится роль инструмента для достижения этих политических целей.

Механизм разворачивания этой «большой игры» представляет собой на первом этапе тщательное изучение региона с учетом национальной, религиозной и социально-политической специфики. Следующий этап – это навязывание нетрадиционных для данного общества религиозных и социально-политических нововведений, что приводит к обострению внутриполитических конфликтов внутри самого государства. Далее ошибки в национальной политике используют для целенаправленного разжигания национальной и религиозной розни отдельными людьми, группами, партиями. Этноконфессиональный фактор - это излюбленный и безотказный элемент, используемый с давних времен для нагнетания конфликтных ситуаций. Сегодня в мире происходит этническая интеграция, народы смешиваются и этнический фактор кое-где отходит на второй план, уступая место религиозному фактору, поскольку невозможно быть наполовину мусульманином, а наполовину иудеем или христианином. Посему кураторами глобальных игр на мировой арене основная ставка делается на религию Ислам, и религиозный экстремизм теперь пытаются связать с Исламом и представить как его производное.

Но возникает вопрос. Может ли сама религия, как особая форма культуры, быть причиной экстремизма, терроризма или национализма? Содержит ли религия нормы и предписания, призывающие к насилию, убийствам, геноциду и т.д. - или же ее главная функция – это проповедь общечеловеческих, гуманистических норм и призыв к гармонии?

Ответ очевиден, религия не призывает к насилию и терроризму. Идейным обоснованием терроризма служат те разновидности религиозных течений, которые носят экстремистский, тоталитарный характер. Все они отпочковываются от истинной религии, подвергая ее определенной ревизии. Они тенденциозно трактуют основные положения, вырывая из контекста, делая акценты на одних догматах в ущерб другим.

Следует подчеркнуть, что понятие «религиозный терроризм» не имеет под собой никакой почвы, поскольку основные религии мира в их традиционном каноническом содержании противостоят терроризму, провозглашая целый ряд высоконравственных постулатов. Многие ученые, например, касаясь этого вопроса, вполне справедливо отмечают, что мировые религии, в том числе и Ислам, поддерживают базовые духовные или общечело­веческие ценности. Но, тем не менее, религия как наиболее массовая идеология в каждую историческую эпоху с большей или меньшей активностью использовалась и используется различными социально-политическими силами, в том числе экстремистской направленности, для реализации своих целей, весьма далеко выходящих за рамки религиозных.

Заинтересованность в подобного рода обстановке может быть вызвана различного плана интересами геополитического, экономического, военно-стратегического и иного характера.

Таким образом, основным рычагом экстремистской стратегии явилась идеология, послужившая суррогатом религии, в данном случае Ислама, на которой она паразитировала и от имени которой выступала.

Одним из ключевых элементов, используемых, как рабочий инструментарий достижения этой цели, является ваххабизм, который представляет собой политико-религиозное учение, формирующее суррогат Ислама путем искусственного присвоения внешних форм и атрибутов мусульманской религии.

Используя фактор информационно-идеологической незащищенности, ваххабизм получает распространение, подменяя собственными лозунгами каноны Ислама и умаляя тем самым свободу вероисповедания миллионов мусульман.

Что же это за учение такое – ваххабизм?

Ответить на этот вопрос без религиоведческих отступлений невозможно. Чаще всего слово «ваххабизм» употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с Исламом. Ваххабизм в узком и точном смысле слова означает учение, сформулированное в XVIII веке аравийским религиозным реформатором Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом. Под ваххабитами подразумеваются либо носители идей, составляющих учение Ибн-Абд-аль-Ваххаба, либо члены группировок, которые руководствуются этим учением. Как ваххабитское характеризуется то, что к этому учению имеет отношение.

Однако, есть одна сложность, связанная с ваххабизмом. Сами ваххабиты стремятся не называть ваххабизмом ни религиозное учение Ибн-Абд-аль-Ваххаба, ни идеологию движений и групп, принимающих и распространяющих ваххабитские представления и реализующих ваххабитские установки в мире (в том числе в России).

Самая главная причина нежелания ваххабитов называться ваххабитами состоит в том, что тогда имплицитно будут признаны обвинения, выдвигаемые мусульманами против ваххабитов, – в том, что ваххабиты в рамках Ислама являются еретиками (в исламской терминологии мубтади‘а), то есть людьми, которые следуют особому религиозному учению, разработанному конкретным человеком (Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом) в конкретный период времени (XVIII в.) и не существовавшему прежде в таком виде и с таким содержанием. Арабское слово ересь (бид‘а) происходит от бада‘а, вводить новое, и означает порицаемое, отвергаемое новшество.

С момента возникновения ваххабизма, всеми мусульманами мира ему была дана крайне негативная оценка и все действия ваххабитов были охарактеризованы как смута и новшество. Многие мусульманские ученые осудили деятельность Ибн-Абд-аль-Ваххаба, они написали множество трудов по этому поводу.

Поэтому ваххабиты не любят называть себя ваххабитами и именуют себя либо просто мусульманами, либо салафитами, «последователями благодетельных предков» (салафийюн).

Ваххабизм, появление которого в XVIII веке было инспирировано англичанами с целью внесения раскола в арабский мир, противостоявший завоевателям, носил явно химерные и антисистемные черты. Исторически течение ваххабизма, представлявшее сугубо политическую субстанцию, служило инструментом разворачивания внутриисламского конфликта, при котором активно происходившее разобщение мусульман достигало критической массы своего развития и перерастало в противоборство, а в ряде случаев, при удачном для колониальной Англии стечении обстоятельств, приобретало характер вооруженных столкновений. «Игра на религиозных чувствах» могла приобретать такой степени размах, при котором создавалась ситуация невозможности контролирования Османским государством собственных территорий, что не только гарантировало ослабление мусульманского государства на международной арене, но и ставило под угрозу целостность его существования. Подобная расстановка сил в полной мере соответствовала интересам колониальной политики и вполне успешно претворялась в жизнь.

И сегодня эта политика, направленная на разрушение Ислама, продолжается и успешно выполняет поставленные перед ней задачи.

Ваххабизм это идеология, выбранная в качестве катализатора вдохновения и привлечения новых ресурсов в большую авантюру под названием «война против Ислам».

Внедрение ваххабизма обязательно приводит (об этом свидетельствует опыт его распространения в мире) к расколу национального мусульманского сообщества в той или иной стране.

Исламский фактор удачно используется для создания опасности мировому сообществу в виде терроризма и дальнейшая борьбы с ним дает возможность вмешательства и влияния на внутреннюю политику стран, выбранных в качестве ресурсно-сырьевых доноров. В рамках этой программы было уже заявлено о необходимости переустройства Аравийского полуострова, создание новых государств на территориях Ирана и Ирака путем разделения их на более мелкие страны.

Причины терроризма.

Во всем мире ученые постоянно уделяют внимание проблеме причин терроризма. Эта проблема является одной из основных проблем при разработке и совершенствовании правовых мер борьбы с терроризмом. От того, насколько точно будут установлены причины этого особо опасного преступления, будет зависеть эффективность принимаемых мер по борьбе с ним и их дальнейшее совершенствование.

К причинам, как правило, относятся: воспитательные, правовые, социально-экономические, организационно-управленческие, идеологические, психологические, социально-политические и другие причины и условия, или процессы и явления, вызывающие преступность в этих сферах жизни.

Коренной причиной распространения идеологии религиозного экстремизма является слабая религиозная просвещенность населения, отсутствие истинных знаний в области религии.

Среди общих причин отмечают: бедность, недостатки воспитания, безработицу, несовершенство системы образования и подготовки кадров, отсутствие жизненных перспектив, отчуждение и маргинализацию населения, обострение социального неравенства, ослабление семейных и социальных связей, негативные последствия миграции, разрушение культурной самобытности, нехватку объектов культурно-бытового назначения, распространение средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости, внушение населению всесильности и вседозволенности террористов и другое.

Вместе с тем, в международном и внутригосударственном терроризме наиболее значительно проявление политического терроризма. Ведущую роль в детерминации политического терроризма, как и всей политической преступности, занимают политические причины.

Предупреждение терроризма

Для предупреждения терроризма необходима грамотная превентивная политика по борьбе с терроризмом. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения.

Для противодействия терроризму, в основе которого лежит религиозный фанатизм, необходима массовая разъяснительная работа среди населения с привлечением специалистов в области теологии, обществоведения, психологии, юриспруденции, средств массовой информации. Ввести в программы учебных заведений (школы, вузы) преподавание основ традиционных религий (по выбору обучающихся и их опекунов), что позволит выработать иммунитет у подрастающего поколения по отношению к псевдорелигиозным учениям и сектам.

Необходимо дальнейшее проведение научных исследований по проблеме терроризма, с учетом современных тенденций развития мирового сообщества, которые существуют в настоящее время и оказывают влияние на современный терроризм.

Настоятельной задачей сегодняшнего дня является обучение подрастающего поколения основам традиционных религий, которых придерживаются родители детей и с которыми дети изъявляют желание познакомиться, начиная со школьной скамьи, кончая вузами, что, несомненно, явится мощным антитеррористическим мероприятием.

Из цикла статей о проблемах современности

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.