«Так хочется всё воплотить!»

28 Август 2012
1063

Лучше воспитать счастливого дворника, чем учёного невротика…

Юлия ЗамалетдиноваЮлия Замалетдинова окончила Московский городской психолого-педагогический университет, по профессии – специальный психолог, защитила кандидатскую диссертацию. Религиозное образование получила в медресе на Поклонной горе и на вечернем отделении Московского исламского университета. Работала в МГППУ педагогом-психологом, в НИИ ИКП РАО младшим научным сотрудником, в школе для глухих детей с психоневрологическими заболеваниями, в государственном детсаду. Сейчас в декретном отпуске, является редактором детского журнала «Светлячок и его друзья».

У Юлии вышло две книги: «Люди с нарушениями слуха и зрения в Исламе» (2009), «Психологический возраст в структуре самосознания слышащих и глухих детей 6–8 лет» (2011). Ю. Замалетдинова – автор различных статей в научных и популярных журналах. Редактор книги «Об Исламе в загадках» (2011). Замужем, 2 детей.

–  Юлия, насколько мне известно, книги были Вашей мечтой. Так ли это?

–  Да нет, я никогда не мечтала издавать книги. Просто, когда я училась в университете, видя книги своих преподавателей с фотографиями на задней обложке, тайно думала о том, что вот было бы здорово, если бы у меня была такая книга «светской» тематики с моей фотографией. Чтобы все-все в мире знали, что «мусульманки» не значит «неглубокие поверхностные домохозяйки», что они тоже многое умеют и знают! И чтобы это было большим дааватом для всего мира.

Тогда я думала: для меня это недостижимая мечта! Я полагала, что для простого человека издать
книгу нереально сложно. В то время были чеченские кампании, было не так много мусульманок, тем более в хиджабе, не так много было сестёр с высшим образованием. Сейчас, альхамдулиллях, ситуация иная, нежели более 10 лет назад.

И вот Аллах услышал меня и спустя столько лет ответил на тайное дуа студентки-максималистки.

–  Как случилось, что была выпущена Ваша первая книга?

–  Выход книги «Люди с нарушениями слуха и зрения в Исламе» был плавным, поэтапным и, наверное, естественным процессом. Во время учёбы в вузе нам часто рассказывали, как относятся в Христианстве к людям с нарушениями развития, но никогда не рассказывали о позиции других религий. Принято считать, что Ислам враждебен к таким людям, причём подобное мнение я лично встречала среди весьма высокопоставленных в сфере образования людей, имеющих докторские степени. Об этом же даже приходилось читать в некоторых научных публикациях! Как-то раз моя начальница попросила подготовить справочный материал для нового сборника, в который должна была войти информация, где могут получить самую различную помощь слепоглухие мусульмане России. «Вот, например, приезжает слепоглухой буддист в Москву, а мы даём ему адрес, по которому он сможет проехать и пообщаться со своими единомышленниками. А куда могут обратиться слепоглухие мусульмане?» – спросила меня тогда начальница… Мне стало страшно и стыдно, потому что я понимала, что нет у нас таких мест, у нас даже книги-то про таких людей не имеется…

Потихоньку я всё больше приходила к мысли о том, что надо собирать материал, в котором я синтезировала бы свои религиозные знания, получаемые в медресе, и светские знания, получаемые на псих-факе. Эту информацию я обязана была донести до общества, но её оказалось немало – собралась целая книга. Я точно могу сказать, что на тот момент это была первая и единственная книга на русском языке о положении людей с нарушениями развития в Исламе. Но началось самое сложное! Поиск издательства, который взялся бы её опубликовать.

Здесь всю работу от начала до конца сделал мой супруг Алмаз Абдрахманов, за что ему огромное спасибо!

Он нашёл редактора, корректора, дизайнера. Платил им из своего кармана. Обращался в очень многие издательства, получал отзывы от известных людей, но везде отказ, хотя все говорили, что книга интересная, нужная, полезная и т. д. Но она не КОММЕРЧЕСКАЯ!!!

Это продолжалось почти два года, пока у Алмаза не кончилось терпение, и он написал на islamnews.ru статью «2009 – год неравных возможностей».

На следующий же день мне позвонили с возмущением и вопросами, кто заказал статью, кто написал, почему распространяем клевету. Через день мы встретились, нам оплатили наши затраты и оплатили расходы типографии. Взяли на себя и распространение книги. Надеюсь, теперь она принесёт много пользы для многих людей.

–  А вторая книга?

–  Ничего особенного для издания второй книги «Психологический возраст в структуре самосознания слышащих и глухих детей 6–8 лет» я, в принципе, не делала. Написала диссертацию на соискание учёной степени кандидата психологических наук. Мне моя диссертация нравится. Когда дописала, подумала: жаль, что её прочитало так мало людей, теперь она будет пылиться в двух библиотеках Москвы и Подмосковья и всё. Чуть позже была написана статья в научный журнал на одну из тем, раскрываемых в диссертации. Эту статью увидели в одном немецком издательском доме. Она им понравилась, и мне написали, что хотели бы посмотреть работу целиком. Если она им понравится, то они хотели бы напечатать её в виде книги… В издательском доме очень быстро ответили, что «берут». Началась  работа. Выслали все документы, в которых подробно описывается, что надо делать. Работать с ними очень интересно! У них всё очень чётко построено!

С моей стороны стояла задача сделать из диссертации книгу, а не научную формальную работу. Вот и всё. Здесь главное – понимать, что ты сам должен отвечать за редакторство, так как они этим заниматься не будут.

Поэтому, если вы тоже хотите издать книгу в этом издательстве, у вас есть интересная научная работа, то напишите им. Они вам ответят! Ведь среди нас много мусульман, у которых пылится защищённая диссертация или хорошая дипломная работа, которая могла бы принести пользу. Тогда мы завалим их книгами с авторами в хиджабах. Вот их сайт: https://www.lap-publishing.com/.

–  Вы счастливы, что мечта сбылась?

–  Конечно, очень приятно. Хочется, чтобы книги были тяжёлыми на весах благих деяний для всех тех, кто принял участие в их написании. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трёх. Это – доброе дело, которое продолжается [и после его смерти]; знания, которые приносят пользу людям; и праведный ребёнок, который молится за него».

–  О чём теперь будете мечтать?

–  Мечтаний и планов, альхамдулиллях, много.

Следуя хадису, надо оставить после себя праведных детей, иншааллах.

–  У Вас много подруг?

–  Альхамдулиллях, есть подруги, появившиеся у меня ещё до замужества, после принятия Ислама, с которыми очень многое пережили: выходили замуж, рожаем детей, решаем квартирные вопросы и поддерживаем друг друга в сложных ситуациях. Время покажет, может, и породниться в скором будущем придётся…

–  Как меняется жизнь верующих в Москве с течением времени – Вы ведь растёте вместе с уммой?

–  Соблюдать требования религии я начала в 1999 году, альхамдулиллях. Начала с учёбы в медресе. Тогда мы приходили в медресе ничего не знающими, даже шахады не знали, про хиджаб ничего не слышали, не знали, как относиться к чеченцам, которые учились в нашей группе, – телевизор делал своё великое дело. В нашей группе была русская девушка, принявшая Ислам. Мы не могли понять: любить её за это или презирать, что она отрешилась от своей религии. Очень многое нам приходилось объяснять. Книг не было, аудио-, видеоматериалов не было, Интернета не было, о магазинах хиджабов и говорить не приходится… Да и вообще о том, чтобы носить хиджаб, никому и в голову не приходило.

Помню, Рамадан-1999 приходился на декабрь: после уроков в медресе мы совершали разговенье, и я убегала в бассейн заниматься аквалангизмом. Для меня это было нормой – ничего постыдного я в этом не видела. Мы не знали, что алкоголь пить нельзя вообще. Нас было очень мало, хороших преподавателей из России – ещё меньше.

Сейчас ситуация иная: альхамдулиллях, развивается халяльная индустрия, много доступной информации, проблем с одеждой у женщин вообще нет. Но как была проблема с образованием детей-мусульман – так она и остаётся, к сожалению…

Конечно, то тут, то там открываются и закрываются различные курсы, занятия для детей, но регулярных, зарекомендовавших себя качеством и временем встреч с высококвалифицированными преподавателями вновь и вновь не хватает. А самой неохваченной у нас возрастной группой являются подростки.

–  Насколько я знаю, Вас всегда беспокоили вопросы благотворительности в Исламе. Это и сейчас так? Вы принимаете какое-либо участие в решении этой проблемы?

–  Раньше я, действительно, много и глубоко «болела» этим, горы хотела свернуть, планы грандиозные строила, прожужжала все уши нашим преподавателям в медресе, своим знакомым… Но отклика не видела, к сожалению. Наверное, тогда умма была слишком молода и не была готова заниматься этими вопросами – были более насущные проблемы.

Я делала что могла, была волонтёром в немусульманских организациях – занималась сопровождением и сурдопереводом слепоглухих людей. Это люди, которые имеют двойное нарушение – слуха и зрения одновременно.

Время шло, умма просыпалась и развивалась.

Альхамдулиллях, сейчас появилось много организаций, занимающихся прямым делом, относящимся к мусульманам: благотворительностью. Я, правда, оказалась не у дел. Жизнь развивалась, возникли другие приоритеты – муж, дети. Сначала меня огорчало, что не получается совмещать всё, но потом успокоилась, поняв, что Всевышний сейчас хочет от меня другого и я нужна в других областях. Время покажет, как всё будет складываться дальше.

–  Детскому психологу легко воспитывать детей?

–  Думаю, в этом есть и положительные и отрицательные стороны. Поскольку я перфекционист, неудачи воспринимаю близко к сердцу. С другой стороны, вижу огромный плюс в том хорошем образовании, которые мне дали наши преподаватели в МГППУ. Я владею различными техниками, знаю концепции образования, подходы к развитию. Знаю, в каком возрасте лучше учить ребёнка читать-писать, играть в разные игры и т. п.

–  Какие основные принципы Вы закладываете в воспитании?

–  Порядочность, благонравие. Очень на это надеюсь…

–  Вы с мужем верующая семья, вы единомышленники?

–  Альхамдулиллях. Мы общались на самые разные темы до того, как заключить никях.

–  Какое участие муж принимает в воспитании детей?

–  Альхамдулиллях, самое прямое. Он очень помогает, много с ними играет, гуляет. Советуемся по разным вопросам. В этом деле главное – быть единой, крепкой командой единомышленников.

–  Какие основные ошибки совершают, по-Вашему, родители?

–  Работая в детском саду и сталкиваясь с самыми разными родителями, заметила, что современные родители очень мало уделяют внимания своим детям – мало с ними бывают, мало играют, мало общаются.

Хотят поскорее и надолго списать их на нянь, бабушек, государственные учреждения. Очень грустно бывает от этого. Сейчас принято считать, что если родил ребёнка, то не надо менять свою жизнь кардинально, живи как прежде и получай удовольствие. Я не против этого, но всё же грань переступать не надо.

Другой момент – это желание родителей как можно раньше и больше вложить в голову ребёнка самых разных академических знаний, купить самые разные дорогие игрушки. А ведь детство – это пора игр, и не просто игр, а совместных с родителями. Ведь никогда мы уже не сможем столько общаться с нашими детьми, сколько можем делать это в детстве.

С каждым годом в их жизни будет появляться кто-то, с кем нам придётся делить общение: воспитатель, учитель, друзья, супруг или супруга, их собственные дети…

Конечно, это не относится ко всем родителям.

Есть хорошие слова одного учёного, что лучше воспитать счастливого дворника, чем учёного невротика.

–  Любая мама, гуляя с детьми во дворе, вынуждена контактировать с другими родителями. В Москве это в большинстве немусульмане. Как складываются у Вас отношения с ними?

–  Альхамдулиллях, нормально. С любой мамой можно обсудить общие темы – дети, их развитие,
игрушки по возрасту… Главное – быть улыбчивым и позитивно настроенным человеком.

–  Ваш муж из Казани. У вас нет планов перебраться в более комфортный для мусульман город проживания?

–  Время покажет, где нам лучше будет жить.

На сегодняшний день нам комфортно жить в Москве – здесь родились наши дети, я. В конце концов, не место красит человека, а человек – место.

–  Если можно, немного Вашей личной истории. Как Вы с мужем познакомились?

–  Впервые мы увиделись на молодёжной встрече, точнее я обратила на него внимание и подумала: «Как же повезёт той девушке, на которой он захочет жениться, когда станет старше». Затем были пересечения на форуме, но тогда мы не знали, что мы это мы. Наконец, на митинге против терроризма после ужасной трагедии в Беслане мы представились друг другу и стали общаться уже на другом уровне.

Часть моего махра – это создание сайта «Ислам о людях с нарушениями слуха и зрения» – ourislam.ru.

–  Как бы Вы характеризовали ваши отношения?

–  Я нередко бываю ребром, отличающимся своей кривизной; но и водой, принимающей форму сосуда, тоже стараюсь частенько быть. Надеюсь, в целом муж мною доволен.

–  Ваш муж выпустил детскую книжку. Расскажите о ней.

–  В сборник «Об Исламе в загадках» вошло около 80 детских загадок, которые помогут родителям, воспитателям и учителям при воспитании детей-мусульман. Каждая загадка проиллюстрирована художником из Челябинска Ильдаром Кадыровым.

Соавтором моего супруга является Инна Байрамукова, проживающая в Лабинске. А вёрстку делал Вадим Каменев с Украины. Вот такая рабочая группа широкой географии у нас получилась. Мне кажется, книга получилась очень милой и привлекательной.

Это замечательное средство рассказать малышу о его религии и её основах.

–  Книги приносят доход?

–  Материальный – нет. Но мы надеемся, что Всевышний Аллах даст большую награду всем, кто её
делал, в обоих мирах.

–  Светское образование мусульманке мешает или помогает?

–  Любое полезное образование не может не помогать. Никто не говорил, что мы должны получать только так называемое религиозное образование.

Для мусульманки важно быть образованной – она мать и жена, должна быть интересной и для детей, и для мужа. Я бы больше говорила о том, что есть профессии более или менее полезные или бесполезные именно для женщины.

–  Насколько мне известно, если взять последние лет пять Вашей жизни, то период, когда Вы выходили на работу, не такой уж большой. Зачем тогда надо было учиться?

–  Альхамдулиллях, я работала всегда. До последнего дня родов и с первых дней жизни наших детей.

Просто есть работа, на которую надо выходить – это детский сад, а есть работа на дому. Вот она была всегда. Если же надо было куда-то отъехать по делам, то спасибо моей семье, которая позволяла мне делать это. Когда наш сын был маленький, то супруг даже позволял мне преподавать в колледже по выходным, только чтобы я продолжала заниматься любимым делом и личностно развивалась.

–  Журнал «Светлячок и его друзья» – способ заработать средства для семьи или увлечение домохозяйки?

–  Это моя обязанность перед уммой, потому что Всевышний дал мне эту возможность.

–  Как началась работа там?

–  Я никогда и подумать не могла, что когда-то стану редактором детского журнала. Но Всевышний, к огромной радости, дал мне такую возможность.

После выхода статьи «2009 – год неравных возможностей» обо мне вспомнил Анар-хазрат Рамазанов, который был нашим учителем в медресе и является руководителем проекта «Журнал «Мусульманка»».

Он позвонил мне и предложил принять участие в выходе детского мусульманского журнала. Мне было очень страшно – очень большая ответственность, да и в печатном деле я – непрофессионал. Но мы обсудили с мужем данное предложение, и после его одобрения я начала работу над детским журналом для нашего подрастающего поколения мусульман.

–  Что Вы делаете в нём?

–  В журнале есть постоянные рубрики и постоянные авторы. Целая команда работает над тем, чтобы журнал был интересным и полезным для наших маленьких читателей: Алмаз Абдрахманов, Эльвира Акчурина, Инна Байрамукова, я, Ирина Копичко, Лилия Хабибулина. Анар-хазрат осуществляет каноническое редактирование всех текстов.

После того как мы с Анар-хазратом утверждаем тему номера и каждой рубрики, начинается непосредственно написание материала, регулирование сдачи текстов в срок, поиск и сочинительство всего эксклюзивного и интересного для наших маленьких читателей и их родителей.

–  Вы чувствуете себя востребованной в современном мире?

–  Я рада тому, что у меня есть дела, работа, мысли, идеи… Так хочется всё воплотить! И очень рада, когда это удаётся. Альхамдулиллях, что Аллах даёт мне такую возможность, что жизнь всё время вертится-крутится, нет передышки. Самое главное – помнить о намерении и понимать, что всё должно делаться ради довольства Всевышнего, чтобы был нерастраченный  саваб (воздаяние за благие дела), который был бы тяжёл на весах положительных деяний в Судный день.

–  Что самое главное в жизни?

–  Чтобы Всевышний был доволен нами, чтобы в День Суда мы были удостоены Его милости.

–  Что бы Вы сделали сегодня, если бы знали, что дни Ваши закончатся завтра?

–  С одной стороны, страшно подумать об этом…
Невосполненные дни Рамадана, малое чтение Корана и намаза, чёрствость и жестокость языка – малое из того, что хотелось бы изменить. С другой стороны, мысли о том, что «вот и всё, наконец наступит вечное счастье и покой», дай же Аллах нам этого всем!

Дай Аллах покинуть этот мир истинными мусульманами!

–  Чего бы Вы хотели пожелать современной умме?

–  Единства, знаний в разных областях, веры, активности!

Алиса Алимова
Духовно-просветительский журнал «Ислам»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.