Муж вас не слушается? Может, его побить?

1 Июль 2014
4365

Как  вы  думаете, летающие тарелки – миф? Наверно, у каждого по этому поводу сложилось своё мнение и свой взгляд. Мой знакомый считает, что летающие тарелки – совсем не легенда, и того, кто не верит,  он  приглашает к себе в гости, чтобы тот лично и воочию стал свидетелем этого удивительного зрелища.

Вот только загвоздка в том, что, приехав к нему в гости, ничего сверхъестественного вы не увидите, так как из окна соседского дома разъярённых супругов вылетает не НЛО, а самые обыкновенные кухонные тарелки.

«Летающие» тарелки в семейной ссоре, конечно, уже предел допустимого, но конфликты, хотя бы мелкие, в семье случаются, потому что семейная жизнь протекает не всегда так гладко, как хотелось бы. И причин для семейной ссоры  может  быть множество: от весомой (в редких случаях) до причудливой (в основном). Это претензии друг к другу по бытовым мелочам, ревность, усталость, прошлые обиды.

Но почему-то, чтобы урегулировать накалённую ситуацию, придти к взаимному пониманию супругов, всегда затрагивается мужская сторона прав: жене нельзя поступать так, она должна вести себя эдак. Оно и верно, ведь если жена будет находить компромисс с сердитым  мужем , то многих нежелательных последствий можно избежать. Но почему-то о правах жён, которые установил Ислам и которые обязаны соблюдать  мужья , пишут меньше. И от того, что многие пишут об обязанностях женщин перед супругами,  мужья  начинают забывать о своих обязанностях перед женой, становясь чуть ли не тираном, притесняющим свою жертву, что по Исламу недопустимо.

Сам Всевышний Аллах в священном Коране повелевает относиться хорошо к своим жёнам: Смысл: «Живите с ними (жёнами) достойно» (см. толкование Корана «Тафсируль Джалалайни», сура «Ан-Ниса», аят 19).

Известный учёный, толкователь Корана Шамсуддин Аль-Куртуби (умер 671 г.) в своём тафсире пишет:

«Веление Всевышнего «жить с жёнами достойно» подразумевает такое поведение с супругой, которое повелел Всевышний Аллах: красивое сожительство с исполнением своих обязанностей по выплате махра и её обеспечения. Чтобы не хмурился и не смотрел сурово в её лицо без её провинности. Быть мягким в словах, а не грубым. Не показывать ей свою склонность к другой супруге (если она есть) <…>. И это (вышеперечисленное) является обязанностью для  мужей  <…>. Ибн Аббас сказал: «Так же, как я желаю, чтобы жена приукрашивалась для меня, я сам люблю приукрашиваться для неё». <…> Наши алимы приводят слова Всевышнего «относитесь к  ним  достойно» доводом к тому, что когда женщине не хватает одной служанки,  муж  обязан нанять столько слуг, сколько нужно, к примеру, если она будет дочерью правителя, царя и  им  подобных, для которой одной служанки недостаточно. И это относится к достойному сожительству (о котором говорилось в священном Коране)…» (см. толкование Корана Шамсуддина аль-Куртуби «Тафсируль Куртуби» («Аль-Джамиу ли ахкамиль Къурани»), толкование 19-го аята суры «Ан-Ниса»).

 Вот какое отношение  мужа  должно быть к своей жене!

В продолжении этого аята Всевышний Аллах говорит: Смысл: «Если они неприятны  вам , то, возможно, хоть  вам  что-то неприятно, а Аллах в этом заложил много добра» (см. толкование Корана «Тафсируль Джалалайни», сура «Ан-Ниса», аят 19). В том же толковании Шамсуддина аль-Куртуби комментируется этот аят следующим образом: «Всевышний Аллах говорит, что если  Вам  они (ваши жёны) не нравятся из-за их уродства или плохого характера, но они не совершают непристойных поступков (прелюбодеяния) и  слушаются   вас , то вам следует проявить терпение. И, возможно, Аллах даст вам от них благочестивых детей.

В хадисе Пророка (мир  ему  и благословение), переданном Абу Хурайрой, говорится: «Пусть не презирает верующий мужчина верующую женщину, если ему один нрав не нравится – понравится другой» (см. «Сахих Муслим», 4/178, № 3721).

Рассказывают, что у шейха Абу Мухаммада бин Аби Зайда, обладавшего большими знаниями и являвшегося благочестивым человеком, была жена очень плохого нрава, не выполнявшая свои обязанности перед ним, которая злым языком клеветала на него. Ему часто жаловались на его жену и упрекали за то, что он до сих пор терпит её и не даёт развода. На что он отвечал: «Всевышний Аллах проявил полноценную свою милость ко мне, дав мне здоровье и знания. А её, возможно, Всевышний Аллах дал мне в наказание за мои грехи. Я боюсь, что, если я разведусь с ней, Всевышний Аллах ниспошлёт на меня ещё большую беду» (см. толкование Корана Шамсуддина аль-Куртуби «Тафсируль Куртуби» («Аль-Джамиу ли ахкамиль Къурани»), толкование 19-го аята суры «Ан-Ниса»).

При анализе сегодняшней ситуации складывается такое ощущение, что парень берёт в жёны не спутницу жизни, о которой он должен заботиться и будет делиться всеми радостями и трудностями жизни, а рабыню, которая должна работать и выполнять его прихоти, тем самым оплачивая бесплатно предоставленные ей жильё и еду. Это ещё в том случае, если  муж  работает, сам берёт на себя обеспечение семьи, а не альфонс, привыкший жить на средства своей супруги.

Поэтому первым делом призываем мужей опомниться и руководствоваться Исламом в своих семейных отношениях.

Как быть жене?

Как же поступить жене, муж которой не исполняет свои обязанности? Что делать жене в конфликтной ситуации: продолжать ссориться и отстаивать свою точку зрения или найти компромисс?

Вот первое, что советует священный Коран супруге во время ссор и разногласий: Смысл: «Если женщина опасается (ожидает), что муж будет ослушиваться её (избеганием близости с ней, проявлением халатности в её обеспечении, из-за гнева на неё) или отворачиваться (от неё лицом), то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир (т. е. если жена уступит мужу в чём-либо из своих прав, то на ней не будет греха; если жена будет продолжать отстаивать свои права, то муж обязан либо исполнить свою обязанность перед ней, либо дать ей развод), ибо мирное решение – лучше (чем развод…)» (см. толкование Корана «Тафсируль Джалалайни», сура «Ан-Ниса», аят 128).

При возникновении ссоры Всевышний Аллах советует первым делом придти к взаимному пониманию и решить проблему мирным путём, не доводя дело до развода. Разумная супруга не будет следовать за призывами своих эмоций, как это, к сожалению, делают некоторые (собирают свои вещи и уходят к своим родителям), а последует разуму, пойдёт на уступки и на компромисс, подумает о том, как лучше поступить в таком случае, и приложит все усилия к мирному исходу ссоры, как советует Всевышний Аллах.

Интересный случай

Уместно привести случай, как у одного нашего брата возникла ссора со своей супругой. Это была не первая ссора в их семье, но на этот раз жена потребовала у мужа развод. Это требование очень разгневало мужа. И он, достав листок бумаги, написал: «Я, сын такого-то, находясь в полном здравии и рассудке, утверждаю, что я не даю своей супруге развод, и я не хочу иметь другую супругу помимо неё». Этот листок, закрыв в конверт, супруг вручил своей жене и в раздражении вышел из дома. Жена же пришла в растерянность. Не зная, что написал муж в конверте, она стала размышлять о том, что она будет дальше делать, куда пойдёт, что скажет родителям. Всё эти вопросы, остающиеся без ответов, привели её в растерянность. Через некоторое время муж возвращается домой и закрывается у себя в комнате.

Жена, не вытерпев, начала стучаться в его комнату, на что  муж  всё ещё раздражённо отзывается: «Что хочешь?» Жена тихим голосом отвечает: «Открой дверь, я хочу с тобой поговорить». После определённого раздумья  муж  нехотя открывает дверь: «Ну, говори». «Я думаю, та ссора между нами была ошибкой. Может, пойдёшь к имаму и расскажешь ему о произошедшем? Может, он найдёт какой-нибудь выход, чтобы вновь свести нас. Я очень сожалею о произошедшем», – со слезами на глазах промолвила жена. «Ты сожалеешь о случившемся?» – спросил  муж . «Да, да, я очень сожалею, я просто не знала и не думала над тем, что говорила тебе», – с ещё большей отчаянностью ответила жена. Тогда  муж  попросил открыть тот конверт и прочесть то, что там написано. Прочитав, жена стала целовать  мужа , говоря: «Если бы женщины  могли  когда  им  вздумается и как попало давать развод, то я бы, наверно, не подумав, и по двадцать раз в день давала бы развод».

Поэтому, сёстры, в пылу гнева не спешите требовать развод, в первую очередь постарайтесь понять супруга и мудро выйти из получившейся нелепой ссоры.

 «Нушуз» – ослушание  мужа

 Читатель наверно заметил, что в вышеупомянутом аяте (сура «Ан-Ниса», аят 128) использовано слово «нушуз» (ослушание). Мы привыкли использовать термин «ослушается» к супруге, когда она  не   слушается   мужа , не исполняет  его  указаний. Но, как нам сообщает аят священного Корана, не только жена  может  ослушаться мужа, но и супруг может ослушаться жену, после чего она имеет свои права, о которых мы ниже упомянем. А сначала разберёмся в том, что считается ослушанием супруга и что не считается. Исламский богослов и правовед (факих) Сулайман бин Мухаммад бин Умар Аль Буджайрами говорит: «Ослушанием мужа своей супруги является неисполнение её прав» (см. «Тухфатуль Хабиб аля Шархиль Хатиб», № 4/256).

Ослушанием является неисполнение обязанностей, возлагаемых Шариатом на супругов. У каждого из супругов есть свои обязанности. И тот, кто не исполняет хотя бы одно из них, считается ослушавшимся.

К примеру, в обязанности  мужа  входит обеспечение жены пищей, одеждой и т. д. Это обязанность  мужа . В то время как  муж  обязан обеспечивать семью всем необходимым, жена имеет полное право расходовать свои деньги на нужные цели по своему усмотрению, т. е. Ислам даёт ей полную финансовую независимость.

 Обязанности  мужа

В книге «Асналь Маталиб» учёного богослова Закарияль Ансари говорится: «В обязанности  мужа  входит выплата махра (калыма), обеспечение пищей и одеждой, а также жить с ней достойно, не нарушая её права, как к этому призывается в священном Коране, в суре «Ан-Ниса», в 19-м аяте. А достойное сожительство с супругой осуществляется тем, что  муж  не наносит ей никакого вреда, исполняя свои обязанности от всего сердца, с добродушием и чистосердечием, а не нахмуренным лицом» (см. «Асналь Маталиби», № 3/229)

Подобное можно найти и в таких книгах по шариатской юриспруденции, как «Хашиятуль Джамаль» (8/539), «Хашиятуль Къальюби» (3/300), «Равзату Талибин ли Имами Навави» (7/344).

Мужья , поймите, вашим жёнам многого не надо для того, чтобы почувствовать себя счастливой. Не думайте, что достаточно просто накормить жену, обуть – и после этого вести себя как животное. Не ведите себя так, чтобы жена чувствовала себя поваром или машиной для производства детей. Ведь вашей супруге порой достаточна даже Ваша улыбка, красивое ласковое слово, проявление живой сентиментальности, которая даст ей почувствовать свою женственность и своё положение в вашем сердце.

Решение Шариата относительно  мужа,  не исполняющего свои обязанности перед супругой

Если супруг отказывается исполнять свой долг перед женой – к примеру, неравномерно делит ночи между супругами, не обеспечивает их, – то жена имеет полное право обратиться за помощью к шариатскому судье, который по её просьбе обязывает  мужа  исполнять её права. Если у супруга нехороший нрав и он проявляет насилие беспричинным избиением или чем-нибудь другим, то в первую очередь шариатский судья запрещает ему такое отношение к супруге, предупреждая ему об ожидаемых последствиях в случае повторной жалобы жены на него. Если после предупреждения насилие продолжится, то по её просьбе его будут наказывать тазиром (удары палками). С первой жалобой жены супруга не наказывают тазиром, а оставляют с предупреждением, потому что  муж  с плохим нравом не редкость, и если после первой же жалобы супруги  мужей  сразу, без предупреждения, наказывать тазиром, то между супругами появится некая неприязнь и пустота в отношениях. Поэтому на первый раз ограничиваются предупреждением. И после тазира, если отношения ухудшатся, то кази (шариатский судья) отправляет двух людей для того, чтобы примирить супругов или развести их, если примирение никак невозможно (см. «Хашиятуль Буджайрими аляль Хатиби», № 10/420, «Ианату Талибин», № 3/378, «Аль-икнау ли Ширбини», № 2/433, «Тухфатуль Хабиб аля Шархиль Хатиб», № 4/256).

Вот так Ислам защищает права женщин, и любой супруг, какой бы он высокий пост и чин ни занимал, будет призван к исполнению своих обязанностей, а в случае отказа наказан шариатским судом.

P. S.  Мужья, не забывайте, что законы Всевышнего по урегулированию семейных отношений предусмотрены не только для ваших жён, но и для  вас . Исполняйте ваши обязанности перед вашими жёнами. И не забывайте, что за каждое слово и действие в отношении вашей супруги  вы  будете нести ответственность не только перед шариатским судом, который накажет  Вас  тазиром, но и перед Всевышним Аллахом. Знайте, что жёны ваши не рабыни для  вас, а помощницы ваши, как об этом сообщается в хадисе, переданном от Джабира бин Абдиллах: « Вы  бойтесь Аллаха, относясь к вашим жёнам хорошо. Поистине они для  вас  помощницы, которых  вы  взяли аманатом от Всевышнего Аллаха» (см. «Шиабуль Иман лиль Байхаки», 4/322, № 5262).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.