Тишина – подруга мусульманки

8 Ноябрь 2018 831

Листая публикации в социальных сетях, я часто натыкаюсь на слова о том, что якобы сильный человек не боится одиночества, потому что он сильный и т. д. С трудом верится, что среди тех, кто зависает сегодня в Инстаграме, есть те, кто по-настоящему понимает, какая польза кроется в одиночестве.

Сегодня модно говорить о том, как хорошо уметь находить со всеми общий язык, быть душой компании и иметь большое количество подписчиков в социальных сетях. Конечно, мы должны двигаться в ногу со временем и не уподобляться дикарям в цивилизованном мире.

Однако постоянное пребывание в обществе, как мне кажется, тоже не совсем хорошо. Сегодня общество открыто говорит о том, что ему не нужны отшельники и интроверты, которые предпочитают время от времени посидеть в тишине и впасть в задумчивость. Но все ли солидарны с этим мнением? Отнюдь нет.

Например, в книге имама Аль-Газали «Раскрытие сердец» приводится следующее: «Однажды у Пророка Мухаммада спросили: "Кто такой верующий, и кто такой лицемер?" На что он ответил: "Взор верующего устремлён на намаз и на свой пост, а взор лицемера направлен, как у животного, лишь на еду и питьё, сторонясь поклонения и выполнения намаза.

Уверовавшие по мере возможности раздают садака – так желанно им прощение Аллаха. Лицемер же гонится за своими страстями и сомнениями. Верующий не возложит свою надежду ни на кого, кроме Аллаха, лицемер же будет надеяться на всех, кроме Него.

Верующий будет расходовать средства из своего имущества во благо религии, а лицемер отдаст их в обмен на благо для самого себя. Уверовавший не боится никого, кроме Аллаха. Лицемер будет стесняться всех, кроме Него.

Верующий плачет, совершая благо, лицемер же смеётся, совершая зло. Уверовавший использует во благо время, проведённое в уединении. Лицемеру же по душе быть в многолюдье. Верующий, посеяв семена, добродетелен и созидателен, а лицемер разрушает, вместе с этим поглощая блага, не прилагая своего труда"».

Золотые слова. Тут кто-то может подумать, что, живя в современном мире, нельзя ни в коем случае отдаляться от общества и следовать примеру предков, так как мы представляем абсолютно противоположные эпохи.

Но давайте подумаем, дорогие сёстры, а так ли страшно время от времени побыть одной? На самом деле, нет! То, что сегодня модно примыкать к какой-либо компании или группе, не означает, что в одиночестве не может быть блага. Это полный абсурд! Ведь именно находясь наедине с собой, можно поразмышлять о своих проблемах и о том, как их решить. В одиночестве (хальвате) мысли человека наиболее чисты и правдивы, потому что в уединении вы не подвержены никакому влиянию извне.

Находясь постоянно в компании, человек со временем перестаёт самостоятельно размышлять и делать свои выводы. Вот так незаметно мы становимся частью целого и в большинстве случаев мыслим так же, как и большинство.

Именно уединение, в которое время от времени мы добровольно сбегаем, помогает нам лучше изучить свой внутренний мир. В священном хадисуль кудси об этом есть слова Всевышнего Аллаха: «О сын Адама! Проси у Меня благополучия в долгом здравии, спасения в уединении, искренности в стремлении, благочестия в покаянии, богатства в довольстве малым».

То есть Всевышний Сам даёт понять, что именно в уединении мусульманин может найти спасение от суеты бренного мира. Ведь если подумать, именно эта суета есть первопричина того, что человек проживает свою жизнь, оставив в забвении Аллаха, или слишком поздно осознаёт, что потерял с Ним всякую связь.

Мы сами окутываем себя туманом дуньи, а потом удивлённо вопрошаем, почему Всевышний не отвечает на наши мольбы. В другом хадисуль кудси приводятся такие слова Всевышнего Аллаха: «О сын Адама! Я удивляюсь тому человеку, который убеждён в том, что он смертен, но радуется, удивляюсь тому, кто убеждён, что будет отчёт, но копит богатство, удивляюсь человеку, который убеждён в том, что его ожидает могила, но смеётся».

Именно в этом, на мой взгляд, заключается наша главная ошибка. Мы продолжаем избегать и бояться остаться даже на короткий срок наедине с собой и продолжаем неосознанно искать поддержку в людях.

А если здраво поразмыслить, то эти люди не смогут помочь нам в могиле, не смогут вытащить нас из Ада, если для всего этого мы сами не приложим усилия при жизни. А как это понять, если мы вполне осознанно окружили себя кучей знакомых и подруг, которые порой не хуже самого Иблиса ослабляют наш иман.

Пророк Мухаммад говорил:

الرجلُ على دينِ خليلِه فلينظرْ أحدُكم من يُخالِلُ

«Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу». (Имам Ахмад, 2/303; Абу Дауд, 4833; Тирмизи, 2378)

Конечно, мы не можем полностью уподобиться в этом сахабам и табиинам. Но время от времени находить время на уединение и размышления должна, по-моему, каждая из нас. Иначе суета мирской жизни в скором времени полностью ослепит наши сердца и сделает из нас послушных марионеток Иблиса.

Как показывает практика, тот, кто отдаляется от Всевышнего, всё теснее оказывается связан с людьми. И наоборот, тот, кто приближается к Аллаху, перестаёт зависеть от общества и поддерживает связь только с праведными и благочестивыми людьми.

Наши знакомые и подруги – это не что иное, как наше лицо. Ведь согласитесь, скромная и порядочная девушка не станет дружить с вульгарными и непристойными хабалками и посещать вечеринки и шумные компании.

Ибн Абу ‘Имран рассказывал: «Однажды я пришёл к Абу Зарру и нашёл его в мечети в одиночестве. Я спросил его: "Почему ты один?" На что он ответил: "Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество"». (Дайлями, Ибн ‘Асакир)

Как видите, нечастое уединение никого ещё не убило, и праведные алимы прошлого часто прибегали к нему для размышлений о величии Всевышнего. Пусть Всевышний Аллах поможет нам чаще обращаться к Нему в мольбах. Аминь!

Альфия Синай

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.