В Дагестанском гуманитарном институте накануне состоялся круглый стол «Одежда горянки». В рамках круглого стола были обсуждены исторические и религиозные аспекты заявленной темы.
Спикеры рассказали о традиционных и культурных особенностях женской одежды народов Дагестана, дали пояснения о том, что такое хиджаб и никаб, а также разъяснили, являются ли они частью многовековой культуры республики.
Модератором круглого стола выступил руководитель центра «Врата истории» при ДГИ Мурадулла Дадаев. Он отметил актуальность поднятых вопросов: «Хиджаб и никаб — совершенно разные понятия для мусульман, но для несведущего человека — одно и то же. Поэтому в обществе возникают споры. Важно дать правильные определения этим понятиям».
С приветственным словом выступил ректор ДГИ Нухкади Бахмудкадиев:
«Мы живём в правовом государстве. У нас есть возможность свободно исповедовать свою религию. При этом мы как граждане Российской Федерации должны соблюдать её законы. К сожалению, мы становимся свидетелями того, что религиозные ценности используются в корыстных целях, из-за чего в первую очередь страдает молодёжь».
Ведущий научный сотрудник ИИАЭ ДФИЦ РАН, к. и. н. Майсарат Мусаева в своём выступлении дала чёткую характеристику женской национальной одежде жителей Дагестана.
«Одежда горянок различалась в зависимости от района и даже села. Она — словно паспорт, по которому узнавали, из какого общества женщина. Фасон, головной убор и украшения могли отличаться, но платье-туника, штаны, чохто и платок были неизменной частью повседневного гардероба. Никаб или паранджу дагестанки не носили, ибо это считалось непрактичной одеждой. Её носила лишь малая часть персиянок, которые жили в Дербенте и вели очень закрытый образ жизни, практически не выходя из дома», — заключила она.
Магистр исламских наук Манар Умм аль-Гьуда рассказала о хиджабе в мусульманской традиции, о его истинном смысле и о том, каким должно быть поведение мусульманки.
«Хиджаб оберегает женщину, возвеличивает её и делает особенной. Мы не ставим целью навязывать его, а даём понять, насколько важно, будучи мусульманкой, скрывать свою красоту. Истинный хиджаб — это не просто кусок материала, это взор, оберегаемый от запретного, и сердце, устремлённое к Всевышнему», — отметила Манар.
В свою очередь Саида Магомедова, сотрудник Центра исторических исследований, продемонстрировала фотографии женщин Дагестана конца XIX — начала XX вв. Этот период наиболее ярко отражает аутентичность нарядов горских народов.
Доктор исламских наук Мухаммад Урминский дал определение понятию «никаб» в соответствии с четырьмя мазхабами, отметив, что осуждать временный запрет на ношение этой одежды нельзя. Более подробно причины временного запрета прокомментировал Шамиль Османов, руководитель отдела просвещения Муфтията РД.
В завершение мероприятия ректор ДГИ Нухкади Бахмудкадиев выразил уверенность в том, что историки, представители духовенства и теологи будут и в дальнейшем проводить совместную работу.