Закон Яровой принят. Что дальше?

14 Июль 2016
1233

Вот уже несколько месяцев на законодательном и потребительском уровне не утихают дискуссии относительно так называемого антитеррористического пакета законов Яровой. И даже несмотря на принятие этого закона нижней и верхней палатами РФ, вокруг него по-прежнему не угасает шумиха, подогреваемая правозащитными организациями, определенной частью российского духовенства, либеральной общественностью и простым народом.

Вся суть рассматриваемого перечня законов, по задумке авторов, сводится к ужесточению мер по недопущению экстремисткой и террористической активности в нашей стране. Подобная мотивация более чем оправдана и объяснима, особенно в свете громких терактов в Европе и интенсивности вербовочной деятельности различных террористических группировок. Не стоит сбрасывать со счетов также изрядно ослабленный, но все еще действующий на просторах Ближнего Востока ДАИШ и вовлеченность наших сограждан в его зловещую канву.

Что из себя представляет пакет законов Яровой

Что касается собственно самого пакета законов, то в нем представлены следующие положения:

- пособничество в экстремизме и терроризме;

- бездействие;

- неразглашение информации (преимущественно это касается СМИ);

- возраст террориста;

- международный теракт;

- призывы к терроризму (в том числе и в сети Интернет);

- хранение данных;

- миссионерская деятельность.

Но, пожалуй, предметом самых бурных обсуждений стало лишь положение о миссионерской деятельности, которую авторы предложили ограничить в рамках специально отведенных для этого культовых сооружений. Указанные ограничения не распространяются на богослужебную практику, обрядовую и церемониальную сторону, которую можно проводить и в жилых помещениях. Согласно этому закону специальными заведениями считаются мечети (храмы, синагоги и т.д.), конфессиональные школы, духовные организации и кладбища.

Другими словами, с момента вступления данного закона в силу (20 июля 2016 года) распространять свои убеждения (в том числе и в сети Интернет) без соответствующего документа (разрешения) от лица зарегистрированной организации не позволяется. Нарушителей закона ждет до 1 млн рублей штрафа.

Реакция общественности

Но прежде чем так называемый пакет Яровой стал достоянием общественности, Госдума РФ с большим скрипом его приняла. Депутаты нижней палаты явно встали по разные стороны баррикад. За его принятие проголосовало лишь 277 депутатов, когда как 148 заседателей выступило против. Не менее жаркая дискуссия развернулась в общественной, экспертной и блогерской среде. С довольно откровенной критикой закона выступил экс-глава Татарстана Минтимер Шаймиев, который поставил под сомнение последующую деятельность таких массовых для традиционных конфессий России мероприятий, как поминки, ифтары и даже никахи.

Следом Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека выступил с официальным обращением, в котором призвал Главу государства отклонить свод данных законов «ввиду неконституционности, противоречивости и правовой неопределенности ряда содержащихся в них правовых норм».

В заявлении Совета отдельно указаны и ограничительные меры в плане миссионерской деятельности: «…предложенные в «антитеррористическом пакете» меры регулирования миссионерской деятельности создают неоправданные и чрезмерные ограничения для реализации свободы совести верующими всех религий, покушаются на фундаментальный конституционный принцип невмешательства государства во внутренние установления религиозных объединений». Эта часть пакета по мнению Совета должна пройти процедуру повторной проверки и анализа.

На нарушение конституционных прав и свобод указывал и первый заместитель Совета муфтиев России Рушан Аббясов, ссылаясь конкретно на статью 28 Конституции РФ, которая гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, «включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Противоположной точки зрения придерживается духовенство чеченской республики, которое считает, что пакет Яровой вовсе не ущемляет религиозные права граждан РФ, а напротив, призван стать эффективным шагом в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма: «Нам известны многочисленные случаи, когда разные лжепроповедники вводили в заблуждение молодых людей, использовали их неокрепшие умы в своих бесчеловечных целях. В результате всегда льется кровь. Благодаря же поправкам к закону религиозно-просветительская деятельность должна стать более прозрачной и безопасной. Это станет важным шагом в борьбе по противодействию экстремизму и терроризму», – заявил советник врио Главы Чечни по вопросам религии Адам Шахидов.

Примерно такой же позиции придерживается и муфтий Москвы Альбир Крганов, хотя и считает, что закон нуждается в некоторых поправках.

Заявление муфтия РД

Не мог остаться на стороне от этого животрепещущего вопроса и муфтият Республики Дагестан. Еще до подписания данного закона Главой государства муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев сделал официальное заявление, опубликованное на страницах еженедельника «Новое дело». Учитывая, что это интервью было урезано и не передавало полную картину сказанного муфтием, обратимся к его полной версии и разобьем его на следующие тезисы:

- необходимо рассмотреть эти поправки трезво, всесторонне объективно, без лишних эмоций и личных амбиций;

- выпускники исламских учебных заведений по всему исламскому миру получают иджазу (разрешение на ведение просветительской деятельности по полученной специальности);

- этот запрет не то что не ограничивает права, а наоборот, упорядочивает религиозную деятельность;

- следует ограничить амбиции лжеслужителей религии, которые, распространяя свое субъективное мнение, приводят к заблуждению;

- переживать должны только те, кто попал на учет за распространение идей радикализма, а для подавляющего большинства российских мусульман в этом нет опасности;

- не связывайтесь с террористами, не распространяйте лживые идеи, призывающих к насилию.

Вообще, мусульманин должен быть по жизни оптимистом и трезво оценивать сложившуюся ситуацию. В словах муфтия этот оптимизм проявляется в полной мере, который, собственно говоря, начинает свое заявление именно с этого – с призыва не поддаваться эмоциям и подходить к делу благоразумно.

Далее шейх затрагивает болезненную для исламского общества тему – деятельность псевдоидеологов, вносящих раскол в мусульманскую среду. А чтобы эффективно противодействовать им, необходимо сократить их социальную базу, вывести их за рамки правового поля. Параллельно Муфтий рекомендует перейти на систему аттестации имамов и богословов на базе действующих религиозных организаций. Если подойти к этой работе системно, как того требует новоиспеченный закон, то это только упорядочит просветительскую и миссионерскую деятельность. В заключение муфтий отмечает, что нет повода для беспокойства, ведь Ислам – традиционная религия России, а ее институты действуют в рамках действующего законодательства.

Говоря вкратце, «пакет Яровой» ограничивает деятельность сектантских и других экстремистских организаций, а зарегистрированные религиозные организации могут не беспокоиться, ведь для этого и вправду нет повода…

Мусульманин должен сохранять спокойствие при любых жизненных ситуациях, уповать на Всевышнего и надеяться на лучшее.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.