Совершается ли джума-намаз, если на этот день выпадает ʻид-намаз

14 Июнь 2018 3094

Вопрос: Я прочитал одной книге по фикху, что если ʻид (ʻИд Аль-Фитр или ʻИд Аль-Азха) совпал с пятницей, то насчёт этого есть два мнения: 1. не нужно совершать джума-намаз; 2. помимо ʻид-намаза, надо обязательно совершить и джума-намаз. Что из этого верно?

Ответ: Когда день праздника совпадает с пятницей, то совершение ʻид-намаза не снимает обязанность совершения джума-намаза, потому что ʻид-намаз является только настоятельной сунной (муаккада), а джума-намаз – это фарз, который является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина. А совершение сунны не снимает обязанности фарза.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

الْبَيْعَ وَذَرُوا اللَّهِ ذِكْرِ إِلَىٰ فَاسْعَوْا الْجُمُعَةِ يَوْمِ مِن لِلصَّلَاةِ نُودِيَ إِذَا آمَنُوا الَّذِينَ أَيُّهَا

 (смысл): «Когда возгласят призыв на молитву в пятничный день, устремляйтесь к молитве и оставьте торговлю». (Сура Аль-Джума, 9)

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе, переданном от Джабира (да будет доволен им Аллах):

 «Поистине, Аллах на этом месте в этот день возложил на вас обязанность исполнения пятничной молитвы». (Ибн Маджа)

Однако во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был случай, когда день праздника совпал с пятницей, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха), показывая нам правильный путь, совершил в этот день оба намаза: прочитал обе хутбы и не оставил ни джума-намаз, ни праздничный намаз.

Это известный факт, который зафиксирован в книгах сунны и сборниках хадисов. Также это мнение большинства учёных (джумхур) из числа ханафитов, маликитов, шафиитов и одного из течений ханбалитов.

Посланник Аллаха позволил оставить джума-намаз в этот день жителям маленьких поселений в окрестностях Медины, которые живут далеко от мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и которым трудно добираться до неё для совершения двух намазов и дважды возвращаться. Поэтому он разрешил им совершать обеденный намаз в своих поселениях, сказав им:

 «В этот день у вас совпали два ʻида. Для тех, кто пожелает, ʻид-намаз заменяет джума, и, поистине, мы совершим оба намаза, иш-шаа-Ллах». (Ибн Маджах)

Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджмуʻ, Шарх Аль-Мухаззаб» пишет об этом следующее:

«Сказал автор книги Аль-Мухаззаб (Ар-Рафии): "Если день праздника (ʻИд Аль-Фитр или Аль-Азха) совпал с пятницей, и на ʻид-намаз пришли жители окрестных поселений (ахль ас-савад), и они совершили его, то им можно уйти обратно и не делать джума-намаз.

От ʻУсмана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он сказал в своей хутбе:

"О люди, в этот день у вас совпали два ʻида. Кто пожелает из ахль Аль-Алия (жителей маленьких поселений в окрестностях Медины) совершить вместе с нами джума-намаз, пусть совершает его. А кто пожелает уйти и вернуться домой, тот пусть уйдет (то есть ему разрешается не оставаться на джума-намаз)".

И никто не стал его порицать за это. Ведь если люди останутся в городе, то не смогут подготовиться к празднику. Если же они уйдут и потом вернутся обратно для совершения джума-намаза, то это их затруднит, а обязанность совершения джума-намаза снимается, если в этом имеются затруднения.

Однако среди больших учёных нашего мазхаба есть те, кто говорит, что и они обязаны совершить джума. Потому что тот человек, для которого обязательно совершение джума в любую другую пятницу, должен совершить его и в праздничную пятницу, подобно жителям городов. Однако в книге Аль-Умм (Имама Аш-Шафии) написано первое мнение (они не обязаны совершить джума)".

Это предание от ʻУсмана (да будет доволен им Аллах) передаёт Аль-Бухари в своём сборнике достоверных хадисов "Ас-Сахих". "Аль-Алия" – это небольшой населённый пункт, расположенный к востоку от Медины. Под "ахль ас-савад" подразумеваются жители поселений, до которых доносится голос азана и которые должны приходить на джума-намаз в город.

Что же касается шариатских постановлений (хукм) относительно этого вопроса, то имам Аш-Шафии и большие учёные нашего мазхаба (асхаб) сказали, что если день праздника (разговение или жертвоприношение) совпал с пятницей, и на ʻид-намаз пришли жители окрестных поселений, которые должны присутствовать на джума-намазе из-за того, что слышали азан, и совершили ʻид-намаз, то с жителей города однозначно не снимается обязанность совершения джума-намаза.

Что же касается жителей этих сёл, то на этот счёт есть два мнения. Более аргументированное мнение высказано в книге Имама Аш-Шафии Аль-Умм».

Далее Имам Ан-Навави пишет:

«Примечание: мнения учёных по этому вопросу.

Мы выше упомянули, что в нашем мазхабе жители городов обязаны совершить джума, а обязанность снимается только с жителей поселений (в которых не совершается джума). Это же мнение высказали ʻУсман ибн ʻАффан, ʻУмар ибн Абдулазиз и большинство учёных (джумхур).

ʻАта ибн Рабах сказал: "Если люди совершили ʻид-намаз, то после него они не должны в этот день совершать ни джума-намаз, ни обеденный намаз, ни что-либо другое до послеобеденного намаза, вне зависимости от того, являются они жителями сёл или городов.

Ибн Аль-Мунзир сказал: "Что-то подобное нам передали от ʻАли ибн Абу Талиба и Ибн Аз-Зубайра (да будет доволен ими Аллах).

Имам Ахмад же сказал, что снимается обязанность совершения джума-намаза с жителей сёл и городов, но они обязаны совершить обеденный намаз.

Имам Абу Ханифа сказал: "Не снимается обязанность совершения джума-намаза с жителей городов, а также и жителей сёл".

Те, кто говорит о необязательности совершения джума-намаза всеми, приводят в качестве довода хадис Зайда ибн Аркама, который сказал, что он был свидетелем того, как во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) совпали два ʻида. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил ʻид-намаз, а потом он разрешил не совершать джума-намаз, сказав:

"Если, кто желает совершить (джума), пусть совершает". Этот хадис передали Абу Давуд, Ан-Насаи и Ибн Маджа с хорошей цепочкой передатчиков, и Абу Давуд не посчитал его слабым.

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

"В этот день у вас совпали два ʻида. А тот, кто пожелает, может отложить джума-намаз, и, поистине, мы совершаем оба намаза". Этот хадис передали Абу Давуд и Ибн Маджах со слабой цепочкой передатчиков.

Абу Ханифа же ссылается на то, что основой является обязанность совершения джума-намаза.

ʻАта ибн Рабах привёл в качестве довода случай, свидетелем которому был он сам: во времена правления Ибн Аз-Зубайра день праздника совпал с пятницей, и он сказал: "Совпали два ʻида". Потом Ибн Аз-Зубайр объединил оба намаза и утром совершил вместо обоих намазов два ракаата. Далее он не прибавил к этому больше ничего до послеобеденного намаза.

Это хадис от ʻАта ибн Рабаха передал Абу Давуд с достоверной цепочкой передатчиков, согласно условиям имама Муслима:

"Ибн Аз-Зубайр, когда пятница совпала с ʻидом, в начале дня совершил только один намаз. Потом мы пришли на джума, а он не вышел к нам, и мы сами совершили намаз поодиночке. В это время Ибн Аббас был в Таифе. А когда он вернулся, мы рассказали ему об этом, и он сказал: обладатели Сунны". (Абу Давуд)

Учёные же нашего мазхаба в своём мнении ссылаются на хадис ʻУсмана (да будет доволен им Аллах) а остальные хадисы они истолковали так, что это касалось только жителей сёл (в которых не делается джума и куда доносится азан)».

Исходя из всего этого, для уверенности в выполнении всех предписаний религии для нас же будет лучше совершить оба намаза. Что же касается того, кто, согласно мнению ханбалитов (то есть – тот, кто совершил ʻид-намаз в этот день не должен совершать джума-намаз), не совершил джума, то он обязательно должен совершить обеденный намаз.

Что же касается того, что в этот день отпадает обязанность совершения и обеденного намаза, то такого мнения нет ни одном из четырёх мазхабов Ахль Сунны. Это мнение также противоречит прямым шариатским текстам, в которых говорится об обязанности совершения пяти намазов в сутки. Поэтому не разрешается следовать этому мнению и выдавать фетву, разрешающую это.

Как видите, в этом вопросе нет повода для спора, который разделяет мусульман, празднующих ʻид. Поэтому мы должны следовать тому мнению, в правильности которого уверены, оставить сомнительные слова и без споров одобрить все мнения, которые установлены во всех четырёх мазхабах, которым следуют мусульмане.

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.