Как заработать награду хаджа, не выходя из дома?

5 Декабрь 2019
11080

Хадж является одним из столпов Ислама. Раз в жизни совершить хадж обязан каждый мусульманин, который имеет на то возможность. Желательно также совершать дополнительный хадж хотя бы каждые пять лет.

Несомненно, для многих мусульман поездка в хадж является величайшим счастьем в жизни. Однако не каждый имеет возможность совершить обязательный хадж, не говоря о дополнительных.

Ради совершения хаджа помимо бытовых затруднений и финансовых расходов человек портит себе нервы, терпит дискомфорт, перемену обычного уклада жизни и вдобавок к этому – все «прелести» путешествия. Именно поэтому награда за совершение хаджа очень высока.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

العُمْرَةُ إِلَى العُمْرَةِ كَفَّارَةٌ لِمَا بَينَهُمَا ، وَالحَجُّ المَبْرُورُ لَيْسَ لَهُ جَزَاءٌ إِلاَّ الجَنَّةَ

«Совершение каждой следующей умры после предыдущей служит искуплением грехов, совершённых между ними, что же касается безупречного хаджа, то не будет за него иного воздаяния, кроме Рая». (Бухари, 1773; Муслим, 1349)

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ حَجَّ لِلَّهِ فَلَمْ يَرْفُثْ، وَلَمْ يَفْسُقْ، رَجَعَ كَيَوْمِ وَلَدَتْهُ أُمُّهُ

«Тот, кто совершил хадж ради довольства Всевышнего Аллаха, не сквернословя и не совершив ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать». (Бухари, 1521; Муслим, 1350)

Слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать» подразумевают, что ему будут прощены все его прежние грехи.

К сожалению, по разным причинам большое количество наших братьев и сестёр не имеют возможности совершить хадж в ближайшее время. Однако Посланник Аллаха подумал об этих людях и рассказал, как получить награду, равнозначную вознаграждению за совершение хаджа.

Мы, практически не выходя за границы населённого пункта, в котором проживаем, можем заслужить вознаграждение, равное воздаянию паломников, которые, ежедневно испытывая трудности путешествия, долго добирались до святых земель и совершили нелёгкие обряды хаджа.

Всевышний Аллах предписал мусульманам поддерживать со своими братьями по вере гармоничные отношения. Хорошие взаимоотношения между мусульманами так важны, что Всевышний не принимает деяния двух мусульман, враждующих между собой.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост в понедельник и четверг, и однажды его спросили: «О Посланник Аллаха, ты соблюдаешь пост по понедельникам и четвергам?» Он ответил:

إِنَّ يَوْمَ الِاثْنَيْنِ وَالْخَمِيسَ يَغْفِرُ اللَّهُ فِيهِمَا لِكُلِّ مُسْلِمٍ إِلَّا مُهْتَجِرَيْنِ يَقُولُ: دَعْهُمَا حَتَّى يَصْطَلِحَا

«Поистине, в понедельник и четверг Аллах прощает каждому мусульманину, кроме двух поссорившихся – о них Аллах говорит: "Оставьте их, пока они не помирятся"». (Ибн Маджах, 1740; Муслим, 2565; Абу Дауд, 4916; Тирмизи, 2023)

В той версии этого хадиса, который передаёт Муслим, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

تُعْرَضُ الْأَعْمَالُ فِي كُلِّ اثْنَيْنِ وَخَمِيسِ فَيَغْفِرُ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ فِي ذَلِكَ الْيَوْمِ لِكُلِّ امْرِئٍ لَا يُشْرِكُ بِاللهِ شَيْئًا إِلَّا امْرَأً كَانَتْ بَيْنَهُ وَبَيْنَ أَخِيهِ شَحْنَاءُ فَيَقُولُ: اتْرْكُوا هَذَيْنِ حَتَّى يَصْطَلِحَا

«Дела людей представляются Аллаху каждый понедельник и четверг, и в эти дни Всемогущий и Великий Аллах прощает грехи каждому человеку, не поклонявшемуся ничему наряду с Аллахом, за исключением человека, которого ненависть отделила от его брата, и тогда Он говорит: "Оставьте этих двоих, пока они не примирятся друг с другом"». (Муслим, 2565)

Представьте себе, человек исполнял в этом мире все предписания религии, совершал множество благих деяний, но в Судный День он узнаёт, что Всевышний не принял ни одно из его добрых дел: ни пост, ни намаз, ни садака… Это станет для него большой потерей, которую невозможно ни возместить, ни восстановить. Причиной всему этому была именно упомянутая в хадисе ненависть, которая разделила его с братом по вере.

Поэтому, прежде чем совершить то или иное благодеяние, давайте подумаем: будет ли оно принято Всевышним; получим ли мы за это деяние соответствующую награду. Чтобы не оказаться в числе тех, кто перечислен в этом хадисе, давайте найдём момент, чтобы простить всех тех, кто причинил нам боль.

Если мы сделаем так, наши деяния могут быть приняты Всевышним, в том числе и те хорошие деяния, благодаря которым мы, не покидая родных краёв, можем заслужить награду, равную награде за хадж.

А тем ценным деянием, которое по достоинству равно хаджу, является совершение коллективной утренней молитвы в мечети и пребывание в мечети после намаза, пока не взошло солнце, а затем совершение зуха-намаза.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ صَلَّى الغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ وَعُمْرَةٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: تَامَّةٍ تَامَّةٍ تَامَّةٍ

«Тому, кто совершил утреннюю молитву в джамаате, после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракаата молитвы, это принесёт такую же награду, как за совершение хаджа и ‘умры». Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) добавил: «Полноценного, полноценного, полноценного». (Тирмизи, 586)

Что касается слов «остался сидеть на месте», то касательно толкования смысла этих слов среди учёных были разногласия. Кто-то считает, что слова: «место молитвы» следует понимать буквально, и что не следует сходить с этого места. А кто-то понимает под этими словами всю мечеть, и не видит проблемы в том, чтобы сменить место, на котором была совершена молитва.

Хафиз Аль-‘Иракъи сказал об этом следующее: «Что имеется в виду под словами "место совершения молитвы"? Касаются ли они непосредственно той части мечети, на которой была совершена молитва, и если он переместится на другой участок в мечети, то не заслужит награды, уготованной ему; или же речь идёт о всей мечети, в которой он совершил молитву? Подразумеваться могут оба варианта, но второй видится более правильным». («Тарх ат-тасриб», 2/367)

Так чего же мы ждем? Сегодня с вечера поставьте будильник и завтрашний утренний намаз постарайтесь совершить в мечети. Не уходите со своего места сразу – ждите, пока не взойдёт солнце. В это время поминайте Аллаха, читайте Коран, а после восхода совершайте зуха-намаз.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.