Интеллигенция и Ислам

16 Январь 2012
2086

Четыре истории представителей интеллигенции, которые размышляя, осознанно пришли в Ислам

Мурад Вильфред Хоффман21 век с его технологической революцией, широкими возможностями Интернета и других мультимедиа предоставляет широкое поле для распространения Ислама. Люди, ищущие и размышляющие, готовые принять истину открыто и объективно, приходят в Ислам, о чём свидетельствуют многочисленные публикации мировых СМИ.

Мусульманская интеллигенция – это интеллектуалы, задействованные в самых различных сферах: науке, экономике, медицине, политике и искусстве. Особенно радует тот факт, что интеллектуалы, будучи практикующими мусульманами, хорошо разбираются в вопросах религии, и при этом являются профессионалами в своей области.

Именно интеллигенция формирует соответствующее представление об Исламе, о том, что мусульмане – это современно мыслящие образованные люди, которые являются приверженцами своей религии.

Четыре истории представителей интеллигенции, которые размышляя, осознанно пришли в Ислам, возможно, и для наших читателей принесут пользу. Это бывшая ведущая канала MTV Европа Кристиан Бейкер, англичанин Гарри Басби, кинорежиссёр Овидио Салазар и дипломат Мурад Вильфред Хоффман.

Кристиан БейкерКристиан Бейкер

Уроженка Германии Кристиан Бейкер уже в 24 года становится ведущей популярного в 90-е годы музыкального канала MTV Европа и переезжает в Лондон. Она успешно продвигается по карьерной лестнице, берёт интервью у самых популярных артистов, начинает собственный телепроект. Она получила несколько наград в области телевидения и всё же, находясь на пике популярности, чувствовала, что чего-то недостает. И это – её история.

Кристиан Бейкер: «У меня было всё, о чём только может мечтать молодая девушка, – интересная работа, яркая жизнь. И всё же меня постоянно мучило ощущение, что иду в неправильном направлении, отвлекаюсь на вещи, которые на самом деле не имели цены. В 92-м году передо мной открылся совершенно иной мир – мир Востока. У меня появилась возможность путешествовать. Я побывала в Марокко, Египте, Турции, Сирии… Первое, что меня привлекло, – это традиции суфизма, поэзия, прославляющая Творца. Это всё так отличалось от мира поп-культуры, в котором я жила, что моё сердце сразу открылось для Ислама. Я восхищаюсь исламским искусством и архитектурой. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний красив и любит красоту. И путешествие в исламский мир поистине наполнило мою душу красивыми эмоциями…».

В 1995 году Кристан Бейкер принимает Ислам и уходит с телеканала MTV Европа. Она продолжает изучение Ислама, читает книги о суфизме, а позже совершает хадж. «Это было просто незабываемо. Мекка, Медина, Джидда… Атмосфера этих городов просто потрясающа. Альхамдулиллях, я счастлива, что совершила хадж и умру. Мне очень понравилось молиться в старинных арабских мечетях…»

Кристиан Бейкер активно работает над улучшением имиджа мусульман в Европе. В 2009 году она выпустила книгу под названием «Путь из МТV в Мекку», которая была переведена на английский, турецкий и арабский языки. Также она ведёт передачу «Вопросы веры» на ЭБРУ TV и говорит, что сейчас основные приоритеты для неё – установление хороших отношений между представителями разных культур и религий, в особенности между Исламом и Западом.

Гарри Басби

У Гарри Басби из Англии путь к Исламу растянулся на долгие годы. Принятию судьбоносного решения предшествовали мучительные поиски истины, которые в итоге привели Гарри в Ислам. Став мусульманином, он сменил своё имя, и теперь его зовут Сулейман.

Гарри Басби: «Я принял Ислам 7 лет назад, здесь в Дубае, после долгого путешествия. У меня на это ушло несколько лет, и решение это оказалось не из простых, поскольку у нас, в Европе, постоянно слышишь неправильные вещи об Исламе. И мне пришлось отстраниться от всех этих фактов».

В 94-м году Гарри Басби приезжает на средний Восток. В течение нескольких лет он жил в Бахрейне, но будучи окружён приезжими со всего мира, здесь он не смог в полной мере ощутить дух Востока и исламской культуры.

«В течение долгого времени, – говорит Басби, – я почти ничего нового об Исламе не узнал. Как-то услышав азан, я захотел узнать его значение. Мне перевели слова азана, но тогда это была всего лишь информация для меня. Но с переездом в Турцию для меня начался новый период в жизни. Я не хочу сказать, что там Ислам лучше или богаче, Ислам везде одинаков. В Турции меня привлекла богатая исламская история и великолепная архитектура».

Для Гарри Басби Ислам открылся по-настоящему в Турции с наступлением священного месяца Рамадан. До этого он тоже видел, как постились мусульмане, но это как-то прошло мимо него.

Гарри Басби: «К тому времени я уже подружился со многими турками и заметил, что они держат пост в месяц Рамадан. И я решил присоединиться к ним. В тот месяц рамадан я начал поститься, хотя ещё и не был тогда мусульманином. Конечно, не скажу, что было легко, но во многом пост оказался на удивление приятным. Особенно мне понравилось ожидание вечернего азана вместе с остальными постящимися, которые соблюдали пост несмотря на тяжёлую работу в течение дня. Мой успех в соблюдении поста вдохновил меня на дальнейшие исследования…».

Гарри Басби прочёл перевод смыслов Корана и был потрясён. Не найдя там никаких противоречий, он был привлечён логикой священной книги мусульман. Затем перешёл к изучению биографии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), что также дало ему пищу для размышлений.

«Тем временем никто из окружавших меня людей не пытался меня уговорить принять Ислам, никто не говорил мне о том, что пора менять свою жизнь. Позже я вновь приехал в Дубай, многое изменилось в этой стране и в моей жизни. По милости Аллаха, у меня сменилось руководство. Моим новым боссом стал мой нынешний друг, замечательный человек и хороший мусульманин. Сразу поняв, что я запутался в своих поисках истины, он решил мне помочь и применил очень эффективный метод. Как-то вызвал меня к себе и сказал: «Ты так много знаешь об Исламе, но ничего не делаешь. Глупцу это простительно, но не тебе…» Знаете, я никогда не был религиозным человеком, скорее атеистом, но постепенно получая ответы на свои вопросы, я осознал, что больше не могу прятаться от истины. Друзья научили меня совершать омовение и намаз, отвели в мечеть, где перед тысячной аудиторией я произнёс слова шахады. Как только я сказал их, меня сразу стали обнимать и поздравлять. Это была просто фантастика – все эти люди радовались за меня!».

Так после долгих и мучительных лет в поисках истины он открыл для себя Ислам, женился на мусульманке и с тех пор живёт в Дубае. И считает себя абсолютно счастливым человеком…

Гарри Басби: «Вот моя история… Я хочу сказать кое-что. Те из вас, кто были рождены мусульманами, знайте – вы обладаете сокровищем, которое, я надеюсь, цените, поскольку этот дар был дан вам от рождения. Тем из вас, кто принял Ислам, как я, приношу мои поздравления, Альхамдулиллях, всегда Альхамдулиллях, и надеюсь, вы всегда будете на истинном пути. Но у меня есть кое-что и для не мусульман – посмотрите на меня – я стар и не очень красив, но очень счастлив, счастлив как никогда прежде. Все страхи, сомнения, ненужные страсти к материальным вещам улеглись, и я обрёл покой, подумайте над этим как-нибудь… Надеюсь, так и будет…».

Овидио Салазар

Овидио СалазарУже более двадцати лет Овидио Салазар работает в области кинематографии. Получив образование в США, он начинает путешествовать по миру, а интерес к восточной культуре приводит его в Турцию, Египет и Пакистан. Режисёру случайно попали в руки книги имама аль-Газали, и восхищённый Овидио Салазар предпринял путешествие на Ближний Восток для большего погружения в суфизм. Сначала в Великобритании, а затем в Каире он изучал арабский язык и спустя два года сделал для Би-Би-Си фильм «Лики Ислама». Став мусульманином, он совершил хадж, сменив имя на Абдулатиф. Салазар – автор множества фильмов об Исламе и мусульманах, самый известный из которых «Аль-Газали – алхимик счастья».

Овидио Салазар: «Я вырос в Калифорнии, где мой отец работал в области кино, как и моя сестра. Поэтому неудивительно, что я с самого детства начал интересоваться кинематографией. Меня готовили к карьере актера. Но в юношеском возрасте я начал читать книги о суфизме, которые меня очень привлекли, мне хотелось узнавать ещё больше. Прочтя мысль о том, что прежде чем менять мир, нужно измениться самому, я почувствовал, как это близко моему сердцу. Я начал больше интересоваться Исламом через суфизм. Суфизм казался мне внутренней духовной составляющей религии, наиболее толерантным и интеллектуальным путём, объясняющим Ислам. Именно это двигало мной и другими представителями Запада, которые интересовались Исламом. Около 5 лет назад, а до этого большую часть времени я провёл в Аравии и на Ближнем Востоке, я задумался о создании серьёзного документального фильма. Мои знакомые посоветовали мне снять фильм об имаме Аль-Газали. После изучения биографии и наследия этого выдающегося мусульманского мыслителя я отправился в Иран. И это позволило мне снять фильм об этом великом учёном.

Кроме Аль-Газали, мне также очень интересен другой мыслитель —Джалалутдин Руми. Именно его идеи привели меня в Ислам, именно им я обязан тем образом жизни, который веду. Мне кажется, Руми — важнейшая персона, о которой обязательно нужно снять фильм. Несколько лет у меня ушло только на то, чтобы привлечь внимание спонсоров к съёмкам этого фильма. У нас уже есть готовый сценарий. Фильм будет снят в Иране, так как родным языком Руми был персидский. Картина будет рассказывать о трансформации Руми из обычного богослова в мыслителя глобального масштаба, в одного из наиболее признанных поэтов не только мусульманского, но и всего мира».

 Кинорежиссёр Салазар стал обладателем многочисленных призов, а в 2010 году возглавил жюри Международного фестиваля мусульманского кино, который уже несколько лет подряд проходит в Казани. На одной из пресс-конференций он заявил о своём намерении снять фильм об имаме Шамиле. «Это моя давняя мечта. Жизнь этого человека удивительна и стоит того, чтобы весь мир узнал о ней», – сказал Овидио Салазар.

Мурад Вильфред Хоффман

Мурад Вильфред Хоффман – доктор философии в области права. Окончил Гарвард, работал в Германии социологом и дипломатом, являлся послом в нескольких арабских странах. На протяжении некоторого времени, стремясь к большей точности, он попытался систематизировать все основные философские учения. Эта работа привела его в Ислам.

Мурад Хофман: «Я понял, что распространённое мировоззрение агностика вовсе не является таким уж разумным, что человек просто никуда не может деться от желания веровать, и это совершенно очевидно: все окружающее нас имеет Создателя. Ислам, несомненно, находится в величайшей гармонии со всей действительностью. Таким образом, я не без трепета понял, что шаг за шагом, вопреки самому себе и почти неосознанно, я стал чувствовать и думать, как мусульманин… Теракты в Северной Ирландии или Испании не совершаются «фанатичными» протестантами, католиками, басками, каталонцами. Но всякий раз, когда силу применяет мусульманин, даже в порядке законной самообороны, западные СМИ, скорее всего, назовут его фанатиком. Согласно этим критериям, я тоже фанатик, так как я молюсь, пощусь в месяц Рамадан, отправляюсь в паломничество в Мекку и отдаю пожертвования на дело Аллаха.

Если немного поскрести внешний слой, покрывающий европейскую цивилизацию, то близко от поверхности можно найти незажившие шрамы и враждебные мотивации, уходящие корнями в Крестовые походы. В самом деле, травмы, причинённые ими, на Западе глубже, чем на Востоке. Европейский человек в своём высокомерии убедил себя, что он является мерой всех вещей и что его высший разум обеспечит ему вступление на вершины мира, благосостояния и счастья, когда-либо достигнутые за всю историю человечества. Поразительно, но две жестокие мировые войны и атомная бомбардировка не пошатнули этой убеждённости.

Многие в Азии, Африке и в Южной Америке отчаянно пытаются копировать западный стиль жизни. Манера приёма пищи, мода, идеалы мужской и женской красоты, формы проведения досуга, архитектура и музыка – что ни назови, все сводится к западной модели. Типичный западный мужчина или женщина уже не обладают чутьём к религиозным явлениям. В этом контексте мусульмане, приверженцы своей религии, рассматриваются европейцами как люди отсталые и недостаточно сообразительные…».

Мурад Хоффман написал множество статей и книг, в том числе «Дневник немецкого мусульманина» и «Ислам как альтернатива». Бывший дипломат, ставший мусульманским учёным, он часто выступает с лекциями, одна из основных тем которых – отношение европейцев к Исламу и мусульманам. Мурад Хоффман говорит, что рад факту перехода в Ислам европейцев интеллектуалов и убеждён, что учёные, получившие как светское, так и религиозное исламское образование внесут весомый вклад в распространение правильной информации об Исламе.

Знаменитые мусульмане, представители интеллигенции, люди с широким кругозором и особым форматом мышления приносят большую пользу обществу своей жизнью и высокими нравственными поступками, опровергая мифы об Исламе и мусульманах. Они становятся символом высоких исламских ценностей, наглядно демонстрируя, что вера мусульман призывает к знаниям, добру и свету.

Саида Ибрагимова

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.