Некоторые наставления и этические нормы торговли

22 Март 2013
6670

Учёный-богослов и имам аль-Газали пишет: «Всевышний Аллах велел придерживаться справедливости и оказывать людям благодеяния. Справедливость является причиной спасения, и, если речь идёт о торговле, справедливость способствует сохранению капитала. Что же касается благодеяний, то они становятся причиной успеха и обретения счастья, а в торговле благодеяние обеспечивает прибыль. Едва ли можно считать разумным того, кто в торговле удовлетворяется только сохранением капитала, но то же самое относится и к делам вечного мира. Таким образом, верующему человеку не следует ограничиваться лишь тем, что он будет придерживаться справедливости и избегать несправедливости, забывая о благодеяниях, так как Всевышний Аллах сказал:

وَأَحْسِن كَمَا أَحْسَنَ اللَّهُ إِلَيْكَ (القصص، 77)

Смысл: «…оказывай благодеяния другим подобно тому, как Аллах оказал их тебе…» (сура «Аль-Касас», аят 77). Всевышний Аллах велит придерживаться справедливости и совершать благие дела. В другом аяте Священного Корана говорится:

إِنَّ رَحْمَتَ اللّهِ قَرِيبٌ مِّنَ الْمُحْسِنِينَ (الأعراف، 56)

Смысл: «Поистине, милость Аллаха близка к творящим благое!» (сура «Аль-А‘раф», аят 56)».

Теперь перечислим некоторые наставления и этические нормы торговли, соблюдение которых послужит для человека поводом получения довольства Аллаха, Его благодати, большого вознаграждения на том свете, а также достижению степени совершающих благодеяния.

1. Всякий раз, отправившись на рынок, а также в другие места, где люди обычно находятся в забвении по отношению к Всевышнему Аллаху, желательно (сунна) прочитать эту мольбу:

لآَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ يُحْيِي وَيُمِيتُ وَهُوَ حَيٌّ لاَ يَمُوتُ بِيَدِهِ الْخَيْرُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

«Ля илягьа илляллагьу вахIдагьу ля шарика лягьу, лягьуль-мульку ва лягьуль-хIамду, юхIйи ва юмиту, ва гьува хIаййун ля ямуту, биядигьиль-хайру, ва гьува гIаля кулли шайъин къадир».

Смысл этого заключается в следующем: «Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища. Лишь Ему принадлежит всё царство и к Нему направлена всякая хвала. Он оживляет и умерщвляет, и Он – вечно живой и никогда не умирает. В Его власти находится всё благо, и Он над всякой вещью мощен!»

Хадис, переданный ат-Тирмизи со слов Умара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), гласит, что человеку, прочитавшему эту мольбу, запишут тысячи благих деяний, простят тысячи грехов, возвысят на тысячи уровней перед Аллахом и для него в Раю воздвигнут дворец.

Говорят, что некоторые святые угодники Аллаха и шейхи, даже если у них не было никакой другой нужды, специально отправлялись на рынок или в другие места массового скопления людей, чтобы там прочесть указанную мольбу с целью удостоиться воздаяния за неё.

2. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) также говорится, что благодать заключена в стремлении приобрести жизненные блага ранним утром.

3. Товар, приобретаемый для перепродажи, должен быть хорошего качества, ибо подобный товар хорошо раскупается и в нём заключено больше благодати.

4. Торговлю необходимо вести товарами, которые приносят людям пользу. За это человек, кроме мирской прибыли, получит и вознаграждение на том свете соответственно его намерению. А такие бесполезные и вредные вещи, как сигареты, взрывчатка, алкоголь и т. п., даже запрещено продавать.

5. Не рекомендуется торговцу продавать товар за деньги, превышающие стоимость, за которую он купил этот товар, более чем в два раза. Некоторые богословы говорят, что наценка должна соответствовать одной трети стоимости товара, но дозволяется продавать и за большее.

6. При купле-продаже чего-либо не одобряется строго настаивать на своём и упорствовать, лучше пойти на небольшие уступки. Особенно следует проявлять снисходительность, если покупатель является бедным человеком. Поступая так, торговец будет оказывать благодеяние людям и станет одним из тех, о ком в хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном аль-Бухари, говорится: «Да смилуется Аллах над человеком, который добросердечен и уступчив, покупая, продавая, отдавая в долг или возвращая его».

Однако мириться с обманом предосудительно, поскольку это будет пустой тратой средств. Многие из наших праведных предшественников подсчитывали всё до последнего гроша, делая покупки, но при этом шли на уступки, раздавали много денег бедным, а когда одному из них указали на это, он сказал: «Поистине, дарующий оказывает благодеяние, а тот, кто даёт обманывать себя другим, сам себя обманывает».

7. Даже если извлекаете небольшую прибыль, не отвергайте покупателей. Человек, удовлетворяющийся малой прибылью, сможет заключить много торговых сделок, это будет благоприятствовать его торговле и принесёт ему больше выгоды, благодаря чему на его имущество снизойдёт большая благодать.

8. Нельзя завидовать другим братьям по вере из-за того, что у них товар раскупается. Напротив, совершите для них хорошую мольбу, чтобы у них ещё более выросла прибыль.

9. Не будьте из числа тех, которые радуются прибыли, но печалятся убытку, ибо вы не знаете, в чём именно заключено благо для вас.

10. Если человек, совершивший с вами торговую сделку, пришёл к вам опечаленный с желанием расторгнуть уговор, то одобряется по возможности удовлетворить просьбу покупателя и не отвергать его. Потому что просить об этом станет лишь тот, кто сожалеет о её заключении, считая, что она принесёт ему вред, а человеку не должно нравиться то, что послужит причиной вреда для своего брата по вере. В хадисе, рассказанном Хакимом, Абу Давудом и другими, говорится, что тому, кто, исполняя желание мусульманина, согласится расторгнуть торговую сделку и возвратит покупателю деньги, принимая товар обратно, Аллах в Судный день также простит грехи.

11. Не следует клясться именем Аллаха ради торговли, если даже вы правы, ибо мирское богатство не стоит того, чтобы клясться за него именем Всевышнего.

12. Необходимо стараться всегда быть в омовении. В хадисе говорится: «Только совершенный верующий старается всегда находиться в омовении» (Ибн Маджа, Хаким). Один из праведников в ночь перед смертью совершил омовение семьдесят раз, желая умереть в состоянии омовения.

О достоинствах омовения Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Не сообщить ли вам о том, за что Аллах прощает грехи и возвышает в степени? Это совершение должным образом омовения в холодное время и при других трудностях, посещение мечети для совершения намаза вместе с коллективом мусульман и ожидание следующего намаза после совершения очередного».

Второй праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) говорил, что, поистине, полноценное омовение отгоняет от мусульманина сатану, потому что оно является оружием верующего против козней сатаны.

Учёные-богословы отмечают, что того, кто постоянно находится в состоянии омовения, Аллах возвеличит семью особенностями:

– Ангелы будут стремиться дружить с ним.

– Ему постоянно будет записываться вознаграждение.

– Все части его тела будут совершать тасбих, то есть восхвалять Аллаха.

– Он будет успевать вступать в намаз вслед за имамом, произнося вступительный такбир «Аллаху Акбар» с имамом, за что предусмотрено отдельное вознаграждение.

– Когда он заснёт, Аллах направит к нему ангела, чтобы охранять его от зла людей и джиннов.

– Всевышний Аллах облегчит ему предсмертную агонию.

– Пока он находится в омовении, он будет под покровительством Аллаха.

13. Во время пребывания на рынке постепенно старайтесь привыкнуть к тому, чтобы чаще поминать Всевышнего Аллаха и благословлять Его Посланника (мир ему и благословение), чтобы не тратить время напрасно. В хадисе, рассказанном Байхаки, говорится: «Поминающий Аллаха среди беспечных по отношению к Создателю подобен живому среди мёртвых или зелёной проросшей траве среди сухой травы».

14. Будучи заняты на мирском рынке торговлей, не забывайте о рынке вечной жизни и её торговле. Рынком вечной жизни являются мечети, а её торговлей – поклонение Аллаху. Всевышний Аллах в Священном Коране хвалит таких людей, говоря:

رِجَالٌ لاَّ تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلاَ بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلاَةِ وَإِيتَاء الزَّكَاةِ (النور، 37)

Смысл: «Это такие люди, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения молитвы и выплаты закята…» (сура «Ан-Нур», аят 37). Ведь мы больше нуждаемся в рынке вечной жизни и в её торговле. Разумный человек не забудет вечную жизнь на том свете из-за бренной жизни, которая едва продолжается сто лет. У мирских благ нет определённой границы, после достижения которой люди остановились и отказались бы от них. Поэтому по приобретении необходимых благ следует перейти к рынку вечного мира. Никак нельзя допускать упущения в намазах, посте и т. д., увлекаясь торговлей, нельзя совершать обязательные намазы с опозданием. В хадисе, переданном ат-Тирмизи и Дарукутни, говорится, что вовремя совершённый намаз вызывает довольство Аллаха. Пророк (мир ему и благословение) также сказал, что лучшее деяние мусульманина – это вовремя совершённый намаз. Если совершить молитву с опозданием, то невозможно обрести упущенное вознаграждение, даже если за это отдать всё своё имущество.

15. Не будьте жадными до мирского богатства, ибо если даже все обитатели небес и земли придут на подмогу, вы всё равно не получите больше, чем предписано вам. Нельзя постоянно думать и стремиться к преувеличению богатства, ибо нет пользы человеку от богатства, если его душа бедна. В хадисе, рассказанном Абу Я‘ла, говорится: «Богатство заключается не в увеличении материального достатка, истинное богатство – это богатство души». Когда один человек сказал Пророку (мир ему и благословение), что хочет быть самым богатым, Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: «Будь доволен тем, что даровал тебе Аллах, и ты будешь самым богатым».

16. Старайтесь вести торговлю и с бедными. Имейте также твёрдое намерение делать пожертвования для них, если они окажутся не в состоянии платить вам, ибо Всевышний Аллах любит бедных и нуждающихся. Среди наших праведных предшественников были такие, которые говорили беднякам: «Возьми что хочешь. Отдашь, когда тебе станет легче, а если легче не станет, то ты свободен от уплаты долга».

17. Всеми силами старайтесь не смотреть на рынке на запретное. В хадисе сказано, что огонь Ада не коснётся глаз, которые из боязни перед Аллахом человек отводил от запретного. Если взгляд упал на подобное, то сразу же отвернитесь и раскайтесь, ибо кающийся в своих грехах подобен не совершившему их, если даже человек в течение суток 70 раз возвращается к ним и раскаивается столько же раз.

18. Если заметили, что кто-либо обманывает другого, то попытайтесь мягко наставить его, ибо это является нашей обязанностью.

19. Увидев, как брата по вере обманывают, окажите ему свою поддержку, и Всевышний на том свете защитит вас. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если кто совершит добрый поступок, то получит за него вознаграждение от Аллаха в этом и том свете».

20. Не полагайтесь на людей, не бойтесь их и не гордитесь перед ними. Уповайте только на Всевышнего Аллаха, ибо Он достаточен для вас как Покровитель.

21. Не подобает мусульманину от избытка любви к мирским благам входить на территорию рынка первым и выходить из него последним. Хадис гласит, что плохими местами на земле являются рынки.

22. Полагая, что ваш удел, пропитание уменьшается и запаздывает, не пытайтесь добывать его запретным путём. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Пусть медленное поступление чего-либо из пропитания не послужит причиной его поиска путём ослушания Всевышнего Аллаха! Поистине, блага от Бога не достаются с помощью ослушания Его!» Нельзя стараться торговать, не принимая во внимание дозволенное и запретное, нельзя быть слишком озабоченным жизненными благами. То, что предписано вам, вы обязательно получите. В хадисе, рассказанном Хакимом и Ибн Хиббаном, говорится: «Пусть вам не кажется, что жизненные блага к вам запаздывают; ни один человек не умрёт, пока сполна не получит те жизненные блага, которые предписаны ему. Поэтому спокойно, красиво ищите свои средства к существованию: возьмите дозволенное и отвергайте запретное».

В таких случаях, когда будет трудно вести хозяйство, Пророк (мир ему и благословение) порекомендовал при выходе из дома читать следующую мольбу:

بِسْمِ اللهِ عَلَى نَفْسِي وَمَالِي وَدِينِي اَللَّهُمَّ رَضِّنِي بِقَضَائِكَ وَبَارِكْ لِي فِيمَا قُدِّرَ لِي حَتَّى لاَ أُحِبَّ تَعْجِيلَ مَا أَخَّرْتَ وَلاَ تَأْخِيرَ مَا عَجَّلْتَ

«Бисмиллягьи гIаля нафси ва мали ва дини. Аллагьумма раззини бикъазаика ва барик ли фима къуддира ли хIатта ля ухIибба тагIджиля ма аххарта, ва ля таъхира ма гIаджжальта».

Смысл: «С Именем Всевышнего Аллаха начинаю для своего тела, хозяйства (состояния) и религии. О Аллах! Удовлетвори меня Своим решением и возложи благодатью то, что предписано мне, чтобы я не захотел торопить то, что Ты отсрочил, и откладывать то, что Ты торопишь» (Ибн Умар).

В хадисе, переданном Абу Давудом от Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Это молитвы того, кого постигли трудности, бедствия и печаль:

اَللّهُمَّ رَحْمَتَكَ اَرْجُو فَلاَ تَكِلْنِي إِلَى نَفْسِي طَرْفَةَ عَيْنٍ وَأَصْلِحْ لِي شَأْنَي كُلَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ

«Аллагьумма рахIматака арджу фаля такильни иля нафси тIарфата гIайнин ва аслихI ли шаъни куллягьу, ля илягьа илля анта».

Смысл: «О Аллах! Я надеюсь на Твою милость, не вверяй меня самому себе даже на мгновение ока. Улучши всё моё состояние, нет ничего достойного поклонения кроме Тебя».

Также в таких ситуациях желательно читать мольбу Пророка Юнуса (мир ему), которой научил нас Пророк Мухаммад (мир ему и благословение):

لاَ إِلَهَ إِلاَّ أنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ

«Ля илягьа илля анта субхIанака инни кунту мина-ззалимина».

Смысл: «Нет ничего достойного поклонения кроме Тебя, Ты пречист от всяких недостатков, поистине я был из числа притеснивших себя».

23. После возвращения с рынка всегда старайтесь отправиться в мечеть и на собрания (маджлисы), где приобретают религиозные знания. Ведь вам не обойтись без религиозных знаний.

24. Находясь на рынке, старайтесь искренне и деликатно говорить людям о благом и предостерегать их от порицаемого. В хадисе сказано, что другие благие дела по сравнению с этим указанным настолько малы, насколько ничтожна слюна по сравнению с морем (Дайлами).

25. Помогайте своему коллеге по работе или работающему по соседству с вами и не проявляйте вероломства. Хадис гласит, что предательство является признаком лицемера.

26. В прежние времена наши благочестивые предшественники, продавая товар, для уверенности добавляли несколько больше, а при покупке они или платили немного больше денег, чем положено, или старались брать товар немного меньше положенного. Они говорили, что за такие мирские мелочи не продают Рай и не покупают Ад.

27. Если вас наняли на работу, то эту работу следует делать честно и профессионально. В хадисе, который рассказал Байхаки, говорится: «Если кто-нибудь из вас делает какую-то работу, Всевышний Аллах хочет, чтобы вы её сделали в совершенстве, хорошо».

28. Оплачивать труд наёмного рабочего необходимо сполна и в срок, сразу по завершении работы. В хадисе, переданном Абу Я‘ла, ат-Табарани, Ибн Маджа, говорится: «Вы оплатите работу наёмного рабочего до того, как у него высохнет пот».

Работодатель и наёмный рабочий не должны ограничиваться исполнением своего долга, каждому следует добавить несколько своих услуг друг другу, т. е. они должны стараться добиться довольства друг друга.

И в ответ тому, кто сделал вам добро, желательно прочесть молитву. В хадисе, переданном аль-Бухари от Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), говорится: «Когда Пророк (мир ему и благословение) отправился по нужде, я подготовил для него воду, чтобы обновить омовение. Увидев воду, Пророк (мир ему и благословение) спросил о том, кто её принёс, и прочитал следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ فَقِّهْهُ فِي الدِّينِ

«Аллагьумма факъкъигь-гьу фи-ддини».

Смысл: «О Аллах! Одари его пониманием в религии!»

Или можно прочитать и следующую мольбу:

جَزَاكَ اللهُ خَيْرًا

«Джазака-ллагьу хайран».

Смысл: «Да воздаст тебе Аллах лучшим!»

29. Рекомендуется проявлять снисходительность по отношению к должникам, то есть при необходимости предоставить им отсрочку. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Того, кто даст отсрочку оказавшемуся в затруднительном положении или простит его долг, Аллах укроет в тени Своего ‘Арша» (Аль-Бухари).

30. К числу благодеяний по отношению к тому, с кем вы поддерживаете взаимоотношения, также относится своевременная и полная уплата долгов. Не заставляйте того, кому вы должны, приходить к вам и требовать вернуть долг. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшими из вас являются те, кто лучше всего рассчитывается со своими долгами» (Аль-Бухари, Муслим).

Должнику, получившему возможность отдать долг, следует поспешить сделать это, даже если назначенный срок ещё не наступил; если же должник не в состоянии расплатиться вовремя, он должен иметь намерение и стараться рассчитаться, как только сможет.

В достоверном хадисе, переданном Али-асхабом (да будет доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если, попав в долги, не можешь возместить их, то часто читай эту мольбу:

اَللَّهُمَّ اكْفِنِي بِحَلاَلِكَ عَنْ حَرَامِكَ وَأَغْنِنِي بِفَضْلِكَ عَمَّنْ سِوَاكَ

«Аллагьумма-кфини бихIалялика гIан хIарамика ва агънини би фазлика гIамман сивака».

Смысл: «О Аллах! Посредством разрешённого (халяль) Тобой избавь меня от запрещённого (харам) Тобой, и по милости Своей избавь меня от необходимости в ком бы то ни было, кроме Тебя».

Есть ещё мольба Посланника Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение), способствующая преодолению печали и возвращению долгов:

اَللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْهَمِّ وَالْحَزَنِ وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ وَأَعُوذُ بِكَ مِنَ الْجُبْنِ وَالْبُخْلِ

«Аллагьумма инни агIузу бика миналь-гьамми валь-хIазани, ва агIузу бика миналь-гIаджзи валь-касали ва агIузу бика миналь-джубни валь-бухли».

Смысл: «О Аллах! Поистине я прошу у Тебя защиты от озабоченности и печали, от бессилия и лени, от трусости и скупости».

31. Если кто-то получает от своего дела большую, дозволенную Шариатом прибыль и ту её часть, в которой у него нет нужды, он жертвует в пользу бедных и нуждающихся, для мечетей и медресе, то ему лучше заняться этой своей деятельностью, нежели желательным (сунна) богослужением. Аллах больше любит такое деяние раба, которое приносит пользу народу, чем то, которое полезно только ему самому. Однако если кто-то работает с намерением стать богаче, чем другие, или из высокомерия, то подобный человек, согласно хадису, находится на пути сатаны.

Имам аль-Газали пишет, что наши праведные предшественники вели свои торговые дела, придерживаясь перечисленных выше благодеяний. Он также отмечает, что торговля является пробным камнем для мужчин и служит критерием их религиозности и благочестия.

Да поможет нам Аллах познать красоту Ислама! Аминь! 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.