Сущность рабита

22 Июнь 2009
19981

Рабита, тарикат, суфизм (Rabita, tarikat, sufizm)Тарикат – это дорога, особый путь, которого придерживается тот, кто стремится к познанию Аллаха . В толковании книги «Силку-ль-'айн» отмечено, что суфизм является обязательным для каждого мусульманина и мусульманки, как для раба, так и для царя. Так же объясняется смысл суфизма в книге Ибн Хаджара «Фатави-ль-хадисият» (стр. 228).

Саид-афанди из Чиркея (да хранит его Аллах) в своей книге «Сокровищница благодатных знаний» пишет: «Шариат – это законы Аллаха и правила служения Ему, которые Всевышний довел до человечества посредством пророков, и ниспосланные Им откровения в священных Писаниях. Если же говорить о разнице между Шариатом и тарикатом, то, поистине, разницы между ними как таковой нет. Говоря о Шариате и тарикате, алимы приводят образные сравнения. Сравнивают их со спиной и животом, которые не могут существовать отдельно. Другие сравнивают с телом и душой, неотделимыми друг от друга. Третьи сравнивают Шариат с кораблем, тарикат с морем, а истину (хакикат) – с жемчужиной, добываемой из моря. Чтобы добыть жемчужину из моря, необходимо вначале сесть на корабль, которым и является Шариат. И лишь потом человек должен опуститься в море, т.е. в тарикат».[1]

Пророк (мир ему и благословение) сказал, что Шариат – это слова, то, что провозглашается устами. Тарикат – это соблюдение телом того, что провозгласили уста. Хакикат – это состояние души, которое возникает в результате единения Шариата и тариката. Познание Аллаха посредством истинных знаний является нашей основной целью служения Ему.

У тариката пять основ:

1. Богобоязненность (явная и тайная).


2. Следование Сунне Пророка (мир ему и благословение) на словах и на деле.


З. Отхождение от людей в горе и в радости (выражается терпением).


4. Довольство Аллахом (независимо от того, сколько даров Он тебе даст).


5. Упование на Аллаха и в горе, и в радости, выражаемое в благодарности в обоих состояниях.

Результатом тариката является служение Аллаху с чистым намерением, для чего необходима любовь к Аллаху . Чтобы любить Аллаха , нужно любить Его Пророка (мир ему и благословение), поскольку Всевышний Аллах говорит, обращаясь к Пророку (мир ему и благословение): «Ты скажи, о Мухаммад, если вы любите Всевышнего , вы следуйте за мной, и Аллах полюбит вас».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ни один из вас не будет уверовавшим до тех пор, пока вы не полюбите Всевышнего и Его Посланника больше своих родных и близких, больше имущества».[2] Служить Аллаху подобным образом могут лишь вступившие на путь тариката. В хадисе, переданном от Бухари, сказано: «Ихсан – это служение Аллаху , как будто ты Его видишь, хотя ты Его и не видишь, поистине, Он видит тебя». Это свойственно суфиям, поэтому люди хакиката советуют идти и участвовать в маджлисах суфиев, чтобы получить их баракат (благодать).

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Мусульманин подобен финиковой пальме: что бы ты от нее ни взял, все тебе пригодится». Азизи сказал: «Уподобление человека финиковой пальме в этом хадисе означает, что основа исламской религии крепка. Наука, исходящая от верующего, – это пища для души. Верующий не покинет этот мир, пока пользуются его уроками при его жизни или же после его смерти. Связь с человеком, у которого есть совершенная вера, даст пользу в обоих мирах, и эту связь лучше иметь духовную. Человек, изучающий ильму, представляет образ своего наставника. Он читает разные книги, совершенствуя знания, и размышляет о том, что написали в книгах Ибн Хаджар, Махали или Рамали. Он представляет их и просит Всевышнего одарить его теми знаниями, которыми Он одарил их. Это и есть рабита, т.е. духовная связь. До человека, не считающего это ширком (неверием) и, наоборот, считающего это благим деянием, и вместе с тем не признающего духовную связь, которую устанавливают люди тариката, не дошла сущность рабита».[3]

Чтобы вести разговор о дозволенности или недозволенности, а также о положительных или отрицательных качествах чего-либо, необходимо, прежде всего, знать суть обсуждаемого вопроса. В переводе с арабского языка слово «рабита» означает «поддерживание связи с кем-нибудь». К примеру, если у какого-то работника налажены хорошие отношения с вышестоящим начальством, то мы говорим, что у него хорошие связи с ним. Мы понимаем, что работнику такая связь с начальством нужна, чтобы получать от него определенную помощь. В тарикате совершение рабита на шейха также означает стремление получить от него помощь. Смысл понятий «рабита», «тавассуль», «истигаса» идентичен. Несмотря на то, что это три разных слова, их смысл заключается в поиске помощи.

Джамалуддин Кумухи в своей книге «Адабу-ль-марзия» говорит: «Рабита – это одна из частей любви». К примеру, человек любит одежду, часы, деньги, еду и другие вещи. Любовь к часам подразумевает желание знать время, любовь к деньгам означает их расходование, любовь к одежде означает желание носить ее. Совершение рабита на устазов, то есть любовь к ним, имеет своей целью достичь познания Аллаха благодаря их помощи. Другой пример. Один торговец, возвращаясь, домой, имел при себе много денег, которые он уронил, садясь в автобус или же в самом автобусе. Придя домой, он начал совершать намаз и обнаружил пропажу. С чем же теперь будет связано его сердце, куда оно будет устремлено? Этот человек, совершая формальным образом поклоны, закончит намаз, а его сердце в это время будет занято мыслями о пропаже. В действительности же сердце человека во время намаза должно быть связано с Аллахом . Что же случилось? В соответствии с Шариатом, такой намаз допускается, однако с того момента, как тот человек вспомнил о деньгах, он начал совершать рабита на них. Иными словами, о чем бы человек ни думал, с чем бы он не связал свое сердце, этот человек является совершающим рабита на то, чем его сердце занято в данный момент. Человек может совершать намаз, имея в сердце какие-то запретные, грязные или плохие мысли. Даже в таком случае он является совершившим намаз. По Шариату, его не наказывают ударами палки, не лишают жизни, с него не требуют покаяния. Почему? Потому что внешне он совершил намаз, а что у него внутри, мы должны оставить Всевышнему . По Шариату, намаз человека допустим, даже если в момент его совершения человек представил перед собой образ любимой.

Аргументы о дозволенности совершения рабита взяты из Корана и хадисов. Они утверждаются совершенными учеными (ахлю муджтахид), и мы приведем здесь аргументы, установленные именно такими учеными тариката. В Коране сказано (сказано): «О, вы, которые уверовали, бойтесь Аллаха, отдаляясь от всего запретного. Будьте вместе с правдивейшими (садикун), с людьми, говорящими только правду и следующими сказанному, не отходя от нее» (9:119).

Рабита на совершенного муршида является самой главной основой для получения света познания Аллаха мюридом, потому что зеркало человеческого сердца не очистится до тех пор, пока его сердце не будет связано с сердцем совершенного наставника через рабита. Имам Раббани пишет в своей книге «Мактубат»: «Рабита является духовной связью между учеником и духовным наставником, посредством которой ученик просит помощи, и ему отвечают на эту просьбу. Нет другого пути познания Аллаха лучше рабита». В книге Ахмада Зияуддина Камашханави «Жами'у-ль-усул» сказано: «Рабита – это самый простой способ познать и место, где проявляются интересные тайны. Мюрид не может дойти через поминание Аллаха (зикр) без духовной связи (рабита) до степени очищения (макамул ихсан), а через духовную связь (рабита) может достичь познания Аллаха без зикра».

В книге «Шарху-ль-'убаб» Ибн Хаджар говорит: «Человек обращается к Пророку (мир ему и благословение), будто сам находится перед ним, чтобы увеличить этим свою богобоязненность».

В книге «Фатху-ль-Бари» приводятся слова Ибн Хаджара: «Шайтан не может явиться в образе Пророка (мир ему и благословение), он не может явиться и в образе совершенного наставника».

В толковании книги «Шарху шамаил» Ибн Хаджар говорит: «Человек произнесет салават на Пророка (мир ему и благословение) и представит себе его образ. Некоторые люди видели в зеркале Пророка (мир ему и благословение) вместо собственного отражения из-за увлечённости в рабита».

Ша‘рани сказал в книге «Нафхату куддсият»: «Представление образа наставника является правилом зикра, и это является наиважнейшим из правил».

Имам Газали в своей книге «Ихъя‘» пишет: «Ты помни в своем сердце образ Пророка (мир ему и благословение) и скажи: «Ассаламу алайка айюха набиййу ва рахматуллахи ва баракатух», и будь уверен в том, что этот салават дойдет до Пророка (мир ему и благословение), и он тебе ответит салаватом, более совершенным, чем твой».

Тайна получения вознаграждения от Всевышнего за чтение салавата.

Познание Аллаха осуществляется через познание Пророка (мир ему и благословение). Для этого необходима связь с ним, чтение салавата, искреннее осознание его смысла, представив себе, образ Пророка (мир ему и благословение) и думая о нем, потому что невозможно не думать о том, что вспоминаешь.

Если мысль связана со страстями, это может привести к согрешению. Если она связана с враждой, это вызовет гнев, и каждый раз при возникновении этой мысли гнев будет оказывать воздействие на человека, в результате чего он может даже заболеть. Если это мысль о Всевышнем , связанная с просьбой о файзе и любви, то она приведет к хорошим результатам, которыми Аллах доволен, к таким как оставление мирского и приближение к Аллаху , получение Божественного света, придерживание благих нравов своего наставника, усиление любви к Аллаху и т.д.

Когда осмыслишь вышесказанное, ты поймешь, что рабита – это искренняя любовь. Такая любовь требует мысленной связи с тем, кого любишь.

Омаргаджи из Гигатли в книге «Аль-фатави-ль-умарият» пишет: «Сподвижники знали сифаты Пророка (мир ему и благословение), владели разными языками, понимали смысл салавата. Поэтому можем ли мы подумать, что эти сподвижники читали салават на Пророка (мир ему и благословение), будучи далекими, от мыслей о Пророке (мир ему и благословение), не обладающими духовной связью с ним? Поистине, неизбежно отсутствие рабита в тех сподвижниках, поскольку Пророк (мир ему и благословение) был взором их очей, они любили его больше своих близких, больше самих себя, поскольку человек создан так, что много думает о том, что любит, и тем самым связывает себя с ним навсегда».

Сулайман аз-Захди в книге «Та'бирату-ль-гафилин» сказал: «Поистине, имамы накшбандийского тариката единодушны в том, что рабита является основным атрибутом (рукн) их тариката».

Халид Багдади (да будет свята его душа) сказал в своем письме: «Рабита в тарикате является самым важным путем познания Аллаха после Корана и следования Сунне Пророка (мир ему и благословение)».

Джунайд (да будет свята его душа) сказал: «Самый короткий путь достижения степени ихсан – это постоянное пребывание в духовной связи с наставником».

Имам Раббани (да будет свята его душа) сказал: «Вступление в тарикат связано с рабита с духовным наставником».

Хусайн ибн Ахмад Халид сказал: «Рабита – это сердечная связь посредством любви». Эта связь может быть восхваляемой, разрешенной, а иногда порицаемой. Восхваляемой является связь с Аллахом , с Пророком (мир ему и благословение), с людьми ради Всевышнего. Разрешенной является любовь человека к своим близким, любовь родителей к детям. А порицаемой является любовь к тому, что Аллах сделал запретным.

В Коране сказано (смысл): «Ты скажи, о Посланник: вы думайте о том, что на небесах и на земле». И Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Вы поразмышляйте о народе Аллаха». Поскольку Коран и Сунна призывают нас думать о творении Всвевышнего, как же разумный человек скажет, что размышление о Пророке (мир ему и благословение), который является самым ценным из этого народа, и авлия, которые являются его наследниками, есть неверие (ширк)?!

Да наставит Всевышний нас на путь истины и поможет нам понять истину истиной, а ложь ложью.

Х. М. Магомедов, ректор Исламского университета им. шейха Абдурахмана-хаджи из Асаба

[1] Саид-афанди из Чиркея. Сокровищница благодатных знаний. М., 2003.

[2] Хадис передан от Бухари. См.: Танвиру-ль- кулуб. С. 422.

[3] Хасан Хильми из Кахиба. Сифру-ль-асна фи рабитати-ль-хусна. Дамаск, 1999. С. 47.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.