Значение суфизма

22 Июнь 2009
2675

Суфизм, тарикат, ихсан, четки (Sufizm, tarikat, ihsan)Хвала Всевышнему Аллаху , Творцу миров, создавшему Солнце и Луну среди миллионов светящихся звезд во Вселенной и сотворившему путеводные звезды для человеческого взгляда, чтобы на суше и воде вести людей по избранному пути и не заблудиться, также пославшему на Землю пророков и истинных последователей, указывающих в этом океане жизни путь к Божественной Истине, указавшему на ихсан вместе с иманом и Исламом, ниспослав ангела Джибриля к умме Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

В хадисе, переданном от Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах), говорится: «Однажды, когда мы собрались у Пророка (мир ему и благословение), пришел не знакомый нам человек, непохожий на путешественника. Он опустился на колени перед Пророком (мир ему и благословение), касаясь своими коленями его колен, и спросив разрешения, начал задавать вопросы. Он спросил Пророка (мир ему и благословение), что такое Ислам. Получив ответ, он остался доволен. Он спросил Пророка (мир ему и благословение), что такое иман. Получив ответ и на этот вопрос, он сказал Пророку: «Ты прав». Затем он спросил Пророка (мир ему и благословение), что такое ихсан. Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Ихсан – это служение Аллаху так, как будто ты видишь своего Создателя. Ведь, если даже ты его не видишь, Он видит тебя».

Можно хотя бы представить, насколько искренним будет богослужение человека, осознающего, что Аллах видит его, где бы он ни находился, и знает все, что занимает его сердце.

Можно задуматься и над смыслом данного аята, ниспосланного Всевышним Аллахом : «Я сотворил людей и джиннов только для того, чтобы все они поклонялись Мне».

Всевышний Аллах создал человека и дал ему жизнь на Земле, ниспослал пророков, чтобы довести Свои веления и запреты. Однако вместе с тем Он направил и четырех врагов: мирские блага, шайтана, страсти и низменные желания. Для отвергающих этих врагов и придерживающихся пути Аллаха Он создал Рай, переполненный роскошью. А для тех, кто позволил себе поддаться низменным соблазнам, уготовил Ад, переполненный мучениями.

В толковании книги имама Навави «Аль-Арба’ин» Ибн Хаджар Хайтами утверждает, что человек превыше ангела, т.е. особенные из людей превыше особенных из ангелов и средние из людей превыше средних из ангелов. Причиной такого возвышения человека над ангелами, ни на мгновение не ослушивающимися своего Господа, заключается в том, что, если бы те враги, которые были направлены против людей, были бы направлены против ангелов, то они могли бы стать более непокорными.

Веления и запреты, указанные человеку, делятся на две категории: связанные с его телом и связанные с его сердцем. К велениям, связанным с телом человека, относятся: совершение намаза, выплачивание заката, паломничество в Мекку и т.д. К запретам относятся: убийство, прелюбодеяние, воровство и т.п.

К велениям, связанным с сердцем человека, относятся: уверование, искреннее богослужение, вера в предопределение, честность, надежда, терпение и т.д. К запретам относятся: неверие, лицемерие, тщеславие, гордыня, зависть и обман. Вторая категория, связанная с сердцем, является для человека более значимой, что разъясняется хадисом Пророка (мир ему и благословение): «Поистине, есть в теле человека небольшой орган, с улучшением которого улучшается все тело, а с ухудшением – ухудшается все тело, и поистине, этим органом является сердце».

Также хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит: «Поистине, Аллах не смотрит на ваши тела и на ваш внешний вид, а смотрит на ваши сердца».

Пророк (мир ему и благословение) больше всего обращал внимание на очищение сердец сподвижников. Совершив Хиджру (переселение) из Мекки в Медину, завершив джихад с неверными, закончив с насилием неверных над мусульманами, Пророк (мир ему и благословение) обратился к сподвижникам со словами: «Мы теперь завершили малый джихад, пришло время приступить к большому джихаду»,- имея в виду борьбу с собственным нафсом.

Во времена Пророка (мир ему и благословение) у его сподвижников из-за благодати от его присутствия, его уроков и личностных качеств, чувствительность сердец и богобоязненность отличались наивысшей степенью. И два поколения после них удостоились бараката (благодати) Пророка (мир ему и благословение) благодаря приближенности ко времени Пророка (мир ему и благословение). Ибо в хадисе передают от имама Бухари и Муслима: «Самое лучшее поколение – мое поколение, затем последующее за этим, а затем и последующее» – так характеризовал сам Пророк (мир ему и благословение) этот период.

С течением времени те недуги, о которых мы раньше упоминали, стали больше проявляться в сердцах людей. Наполнились сердца людей враждой друг к другу, озлоблением, гордыней, нетерпением, лицемерием, тщеславием, низменными проявлениями, страстями, от чего и происходит разделение и разобщенность мусульманского общества.

К счастью для всей исламской уммы, Аллах сохранил тех людей, которые от самого Пророка (мир ему и благословение) в непрерывной золотой цепочке (силсила) передают его наследие. Сохранив свои сердца и души от болезней, отвергая врагов от своих сердец, в каком бы состоянии ни находились, они не отреклись от Всевышнего Аллаха . Именно они начали вести людей по истинному пути. В них стали нуждаться как ученые, так и невежды, потому что даже те люди, которые достигли высокого уровня в изучении исламских наук, обнаружили, что они провели свою жизнь впустую. Одним из них был великий ученый, философ, имам Газали, чья книга «Ихъя‘ улюми-д-дин» приближена к Корану.

Примером также может служить следующий рассказ об имаме Ахмаде и Шайбану Ра’и (да будет доволени ими Аллах): «Однажды имам Ахмад находился с имамом Шафии, когда к ним подошел Шайбану Ра’и. Имам Ахмад сказал, что хотел бы задать несколько вопросов по фикхи этому человеку, несведущему в исламских науках, но утверждающему о своем тайном учении. Имам Шафии пытался отговорить имама Ахмада и просил его не беспокоить Шайбана. Имам Ахмад все-таки спросил у него: «Что должен делать человек, пропустивший один из пяти намазов и не знающий, какой именно он пропустил?». Шайбан, ответил: «Видно, что сердце этого человека забыло Аллаха , и потому необходимо наказать его во избежание повторения подобного». Имам Ахмад потерял сознание, и когда он пришел в себя, имам Шафии сказал ему: «Разве я не говорил тебе, что не стоит беспокоить Шайбана такими вопросами». В другой раз имам Ахмад спросил о том, как следует выплачивать закат от верблюдов. Шайбан ответил, что, по мнению многих, должны выплачивать с каждого пятого верблюда по одной овечке, а он сам считает, что все до последнего нужно отдавать бедным. При этом он ссылался на поступок сподвижника Абу Бакра, отдавшего всё богатство Пророку (мир ему и благословение). На вопрос Пророка (мир ему и благословение), оставил ли он что-нибудь себе и своей семье, Абу Бакр ответил, что оставил Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). Имам Ахмад был очень удивлен его ответами. Если этот уммии [1] обладает такими знаниями, то что же остается говорить о состоянии великих имамов.[2]

От упомянутых болезней могут быть защищены только сердца пророков. Очищение сердец от низменных качеств считается обязательным (фарзом) в Шариате. Для человека появление в обществе в грязной одежде лучше, чем иметь сердце с низменными качествами, ибо одежду могут видеть только люди, а за сердцем наблюдает Аллах . Общеизвестно, что человеку не дано быть лекарем самого себя. Это подтверждается и хадисом Пророка (мир ему и благословение): «Поистине, человек не может вылечить себя даже после чтения книг по медицине».

Поэтому человек должен искать для себя лекаря, который излечил бы его душу от таких болезней.

Во времена Пророка (мир ему и благословение) не было необходимости вести дополнительную работу со сподвижниками, ибо огромное влияние на сподвижников оказывала возможность видеть самого Пророка (мир ему и благословение). В хадисе, переданном имамом Ахмадом от Анаса, говорится: «Мы не успели стряхнуть с рук землю, похоронив Пророка (мир ему и благословение), как наши сердца начали противиться нам».

Во времена Пророка (мир ему и благословение) не было книг по фикху, тафсиру, хадисам или вероучению. Эта работа началась со второго века хиджры. С этого периода, когда сердца людей начали склоняться к земным благам, когда шайтан стал овладевать чувствами людей, особенно назрела необходимость очищения и лечения сердец, которая стала выполняться посредством науки тасаввуф. Значение термина «тасаввуф» объясняет Закарья аль-Ансари, который отмечает, что эта наука предназначена для очищения сердца от болезней и выявления лучших качеств в человеке, явных и скрытых, для достижения вечного счастья. Первым человеком, удостоившимся звания суфия, был Абу-Хашими ас-Суфию, умерший в 150 г. хиджры. Об этом пишет Хаджи-халиф в своей книге «Кашфу-з-зунун».

Люди этого уровня достигли такой гармонии с окружающей природой и всеми созданиями Аллаха , что осознание всего происходящего по воле Аллаха ими воспринимается с чистым сердцем и с любовью к Аллаху . Таких примеров много. Один из суфиев терпел укус комара, понимая, что именно его кровь в данный момент предоставлена Аллахом в качестве питания для этого комара. Другой суфий палкой направлял и уводил ядовитую змею, говоря: «Если люди увидят, тебя могут убить, иди другой дорогой». Известна многим история, когда суфий, услышав призыв к молитве, не желая разбудить кошку, уснувшую на краю его тулупа, отрезал этот край. Вернувшись, он обнаружил, что кошки там уже нет, а тулуп цел и на нем не осталось даже шва от пришитого края. Эти примеры взяты из жизни суфиев разных периодов. Они показывают нескончаемость суфийской науки и значимость суфизма для сохранения бараката Пророка (мир ему и благословение) для общества, особенно в наши дни. И мы думаем, что все вышеизложенное достаточно говорит о значении суфизма.

Прошу Всевышнего оказать нам всем содействие в понимании значимости суфийской науки для очищения наших сердец от болезней, избавиться от которых завещал нам Пророк (мир ему и благословение).

[1] Не умеющий читать и писать.

[2] Хасан Хильми аль-Кахий. Буруджу-ль-мушаяда. Дамаск , 1999. С. 80.

 

А. M. Исаев,

зав. кафедрой богословских дисциплин Исламского университета им. С. Даитова

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.