Что называется ихсаном?

22 Июнь 2009
4789
Какое место в Исламе занимает тасаввуф?

Ихсан, тасаввуф, суфизм, тарикат (Ihsan, tasavvuf, sufizm, tarikat)Ихсан – это поклонение Господу так, как будто ты Его видишь, хоть ты и не видишь Его, Он же тебя видит. Выдающийся мусульманский ученый Ибну Хаджар сказал: «Ихсан – это тасаввуф». («Фатхул мубин шархул арбаин», с. 3).

Все исламские ученые согласились с мнением, что необходима наука, которая рождает любовь к Аллаху, боязнь перед Ним и надежду на Него. Многие богословы эту науку называют – тасаввуф. Некоторые называют – ихсан. (Рамазан аль-Бути. «Фикху ссирати», с. 94).

Нет сомнения, что тасаввуф и тарикат являются ступенью ихсана, что есть третья часть религии Аллаха («Аль-Хафиз ас-Саййид Мухаммад Сидик аль-Гимари», с. 6). Из вышесказанного следует, что ихсан и тасаввуф одно и то же. Тасаввуф – это наука, дающая духовное воспитание, которая приводит человека к ступени поклонения, как будто он видит Аллаха, очищению сердца от пороков и укрощению его добродетелью. Только после подготовки сердца человек может достичь уровня поклонения так, как будто видит Аллаха.

Существовал ли тасаввуф во времена Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников?

Мы выше сказали, что ихсан есть тасаввуф. Поэтому тасаввуф – это третья часть мусульманской религии, ниспосланной Аллахом для своих рабов.

Всемирно известный алим ибну Халдуни (умер 600 лет назад) в известной книге «Альмукаддимат» пишет: «Тасаввуф – это наука, возникшая в Исламе. Основа тасаввуфа и путь суфиев был истинным распространенным путем прежних больших алимов, сподвижников, табиинов и их последователей» (с. 576-577).

Доктор Ахмад Алваш пишет: «Сподвижники и табиины даже если их не называли суфиями, на самом деле были ими» («Хакаику ‘ани-ттасаввуф», с. 20).

При изучении книг тасаввуфа и исследовании того, к чему призывают имамы тасаввуфа, никто не скажет, что его не было при Пророке (мир ему и благословение) и сподвижниках.

Термин тасаввуф (суфи) возник во время Хасана аль-Басри (см. «Ма хува тасаввуф», с. 27). Но распространение этот термин получил во время имама Малика, в первой половине второго века хиджры. Происхождение термина после не дает повода говорить, что учения не было во время Пророка (мир ему и благословение). Тасаввуф является одной из шариатских наук, существовавшая наряду с другими науками во время Посланника Аллаха, например, фикхи – наука исламской юриспруденции; калам или ‘акида – наука, изучающая основы вероубеждения; усуль – наука, обучающая правильному принятию решений из Корана и хадисов; мусталахуль хадис – наука, изучающая степени хадисов и достоверности их передатчиков (хадисоведение); тафсир – наука, поясняющая правильный смысл аятов Корана; улумуль Куръан – наука о Коране (Корановедение); балагат, ма‘ан – наука, передающая красноречие, глубину и пояснение слов Корана; тасаввуф – наука, приводящая человека к очищению сердца и духа.

Эти все науки существовали и во времена Пророка (мир ему и благословение), но названий этих наук тогда не были. Тот, кто отрицает тасаввуф из-за того, что это название не было во времена Пророка, то ему придется отрицать и все вышеназванные науки. Подобный человек не знает ни тасаввуфа, ни Ислама, ни истории Ислама, ни исламской науки.

Какое место в Исламе занимает тасаввуф?

Имамы Ислама и алимы ахлу-сунна валь джамаа утверждают, что тасаввуф (или другими словами ихсан) для Ислама как душа для тела. Если нет тасаввуфа (ихсана), то вера и Ислам не будут совершенны, и до их истины человек не дойдет. Всемирно известный ученый, корифей (эмир) науки хадисоведения ас-Саййид Мухаммад аль-'Алави аль-Ма-лики, отвечая на вопрос: существовал ли суфизм во времена Пророка (мир ему и благословение), ответил, что суфизм — это путь Ислама, известный со времен Пророка (мир ему и благословение). Название «суфизм», как и названия других исламских наук, не употреблялось во времена Пророка (мир ему и благословение), но само учение, как и другие исламские науки, и во времена Пророка (мир ему и благословение), и во времена его сподвижников, и в последующие времена существовало. Причем Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники занимали высшие ступени в суфизме, и они являются идеалами для суфиев.

Другой всемирно известный современный мусульманский ученый из Сирии Мухаммад Са'ид Рамазан аль-Бути тоже пишет в своей книге «Фикху-с-сират»: «Все мусульмане признают необходимость трудиться над усовершенствованием состояний сердца. Подавляющее большинство мусульманских ученых науку о методах усовершенствования сердца называют тасаввуфом, то есть суфизмом, некоторые ее называют ихсаном, а некоторые — сулуком». («Фикху-с-сират»).

В своей книге «Хаза валиди» Мухаммад Са'ид Рамазан аль-Бути также пишет: «Истинный тасаввуф не может иметь другой источник, кроме Корана и хадисов». В книге «Ас-Салафият» он также пишет: «Истинный тасаввуф — это суть Ислама, его сердцевина».

Была ли у известных алимов и имамов Ислама какая-либо связь с суфиями?

Алимы Шариата имели тесную связь с суфиями, к ним они относились с почетом. Например, с Абу Ханифой дискутировал Абдуллах ибну Мубарак, Фузайл, Давуд Тай и другие известные суфии. Имам Ахмад и Суфьян бин Уяйнат ходили к Ма‘руфу аль-Кархи. Имам Ахмад спрашивал у Абу Хамзата аль-Багдади ответы на определенные вопросы. Так пишет ибну Касир в книге «Аль-Бидаят ва ннихаят».

Также имам Ахмад оказывал большое уважение известному суфию Бишр аль-Хафи. Ибн Касир в книге «Аль бидаят ва нигьят» очень хвалит автора книги о тасаввуфе «Аварифил маариф» известного суфия Умара Сахруварди. Ибну Сурайдж, знавший наизусть весь шафиитский мазхаб, обновитель веры третьего столетия, посещал маджлисы Джунайда аль-Багдади. Имам аш-Шафии спрашивал некоторые непонятные места у Шайбана ар-Ра‘и. Один из больших имамов мазхаба имама Ахмада, Ибнуль Къуддамат был мюридом Абдуль-Кадыра аль-Гилани. Известный во всем мире как султан алимов Иззу бну Абдуссалам был мюридом Абуль Хасана Шазали. Имам всех мусульман по наукам фикхи и хадиса имам ан-Навави был мюридом Ясина Мараккиши. Довод Ислама имам аль-Газали был мюридом Юсуфа Насажи и Абу Али Равза Бария. Большой алим и историк Ислама ибну Хальдун был мюридом Исы ибну Зайята. Имам акиды (вероубжедения), собравший в тридцать томов толкование Корана, Фахру Разия спрашивал у Мухиддина ибну Араби непонятные места. Ибну Абидин – алим мазхаба Абу Ханифы, написавший книги, на которые опираются все мусульмане, был мюридом Халидшаха аль-Багдади. Абдулваххаб аш-Ша‘арани, знавший все четыре мазхаба почти наизусть, был мюридом Али аль-Хаваса. Один из крупных ученых Ислама Ахмад ибну Мубарак был мюридом Абдуль Азиза ад-Дабахи.

Если писать обо всех, то это удлинит повествование, поэтому ограничимся этим. Тому, кому недостаточно выше приведенных имен, большее тоже не принесет пользы.

К чему призывает людей тасаввуф?

Тасаввуф призывает к соблюдению норм Корана и хадисов и к соблюдению Шариата. Ярким свидетельством того, что суфизм — это исламский путь, является то, что все известные, великие суфии призывали и призывают к строгому следованию Корану и хадисам, к очищению Шариата от ереси.

Приведем некоторые такие высказывания имамов тасаввуфа.

1. Джунайд аль-Багдади сказал: «Для всех людей все пути приближения к Аллаху являются закрытыми, кроме как для тех, кто следует Сунне Посланника Аллаха».

Он также сказал: «Наша наука (тасаввуф) — это наука, основанная на Коране и хадисах».

2. Абу-Язид аль-Бастами сказал: «Если даже увидите человека, летающего по воздуху, не верьте ему, пока не узнаете, как он соблюдает предписания и запреты Аллаха, как соблюдает Шариат, как он придерживается запретного и дозволенного Аллахом».

3. Зун-Нун аль-Мисрий сказал: «Следование Пророку (мир ему и благословение) во всем, совершение всего, как это совершал Пророк (мир ему и благословение), является одним из признаков любви к Аллаху».

4. Сарийю ас-Сакати сказал: «Тасаввуф — это поведение, предписанное Кораном и хадисами».

5. Бишр аль-Хафи сказал: «Во сне Посланник Аллаха мне сказал: «Аллах тебя возвысил из-за следования моей Сунне».

6. Абу Сулайман ад-Дарани сказал: «Если в сердце моем проявится что-то сокровенное, то я его не воспринимаю, если Коран и хадисы не свидетельствуют об истинности того, что проявлено в сердце».

7. Ахмад бин аль-Хавари сказал: «Все деяния, которые не соответствуют Сунне Посланника Аллаха, являются напрасными».

8. Абуль-Хасан аль-Хаддади сказал: «Нельзя причислять к совершенным людям того, кто совершает что-либо, не сверяясь с Кораном и хадисами».

9. Абуль-Хасан аль-Хири сказал: «Следование Сунне Пророка (мир ему и благословение) в видимом (захир) — это признак внутреннего (батин) совершенства человека».

10. Абуль-Хасан ан-Нури сказал: «Не приближайтесь к тому, кто утверждает, что он возле Аллаха достиг такого высокого уровня, при котором аннулируются веления (так-лиф) Шариата».

11. Абуль-'Аббас 'Атаи сказал: «Аллах освещает Своим нуром сердце того, кто постоянно проявляет почтение к Шариату (соблюдает его)».

12. Абуль-Хамзат аль-Багдади сказал: «К Аллаху ведет только один путь, и это — путь, указанный Посланником Аллаха».

13. Абу Исхак ар-Раки сказал: «Признаком любви к Аллаху является проявление покорности Ему и следование Его Посланнику».

14. Мамшад ад-Дайнури сказал: «Ограничение своего тела (себя) адабами Шариата — это из адабов (то есть этики) мюрида».

Эти высказывания суфиев взяты из книги «Мафахим» (с.с. 116-118) всемирно известного мусульманского ученого, корифея науки хадисоведения ас-Саййида Мухаммада аль-'Алави аль-Малики, который умер в прошлом году в Мекке.

Продолжим и далее высказывания суфиев о тасаввуфе, о его ценностях и том значении, которое они придают следованию Корану и Сунне.

15. 'Абдул-Кадир Гилани сказал: «Приближайся к Аллаху с Кораном в правой руке и хадисами в левой». Он так же сказал: «Все, что противоречит Шариату, — это ересь (зандакат)».

16. Сахлу Тустури сказал: «Наши основы состоят из семи частей: первая из них — это следование Книге Аллаха (то есть Корану) и Сунне Пророка (мир ему и благословение)».

17. Абул-Хасан Шазали сказал: «Если твое кашфу не согласуется с Кораном и хадисами, то оставь его (кашфу) и следуй Корану и хадисам».

18. 'Абдул-Ваххаб Ша'рани сказал: «Мюрид тариката в каждом движении нуждается в весах Шариата».

19. Ахмад аз-Заруки сказал: «Нельзя следовать шейху, поведение которого не согласуется с Сунной, если даже он творит тысячи чудес (карамат)».

20. Мухаммад Насрабази сказал: «Основы тасаввуфа — это усердие в соблюдении велений Корана и хадисов».

21. Мухаммад ан-Накшубанди сказал: «Наш путь – это привязанность к драгоценной Сунне и следование асарам сподвижников Пророка (мир ему и благословение) и их последователей».

22. Мухиддин ибн Араби сказал: «Невозможно приблизиться к Аллаху, не соблюдая рамки Шариата и не придерживаясь высокого нрава Пророка (мир ему и благословение)».

23. Имам аль-Газали сказал: «Если что-то дошло до нас от Пророка (мир ему и благословение), то не выноси решения по собственному умозаключению, а следуй в этом Пророку (мир ему и благословение)».

24. Махмуд-афанди сказал: «Чем все чудеса (карамат), данные мне Аллахом, для меня дороже ракаат намаза-фарз, воспринятый Аллахом».

25. Сайфуллах-Кади сказал: «Строгое следование Шариату превыше всех чудес (караматов)».

26. Имам ар-Раббани сказал: «Исполнение предписанного Аллахом и воздержание от совершения запрещенного Им является тем, что совершенно необходимо нам».

27. Хасан-афанди аль-Кахибий сказал: «Поклонение Аллаху так, как это велит Шариат, лучше совершения тысячи чудес (кашфу-карамат)» («Танбиху ссаликин» с. 224).

28. Са'ид-афанди из Чиркея в книге «Назмаби» (с. 165) пишет, что люди истины (хавасс) считают караматом стремление к тому, чтобы каждое высказанное слово, каждое совершенное деяние соответствовали Шариату, чтобы каждый шаг, каждый взгляд, каждое движение рук, все деяния были совершены с соблюдением велений Аллаха; постоянное нахождение в состоянии хузур, поминая сердцем Аллаха. В той же книге Саид-афанди пишет: «Кто караматом считает способность летать по воздуху, тот шафа'ат пусть просит у летающих насекомых. А кто стремится к соблюдению пути Пророка (мир ему и благословение), пусть выбирает следование Сунне и отказывается от стремления к кашфу».

Можно привести тысячи примеров свидетельствующих о том, что истинный суфизм — это исламский путь, что истинные суфии призывают крепко держаться за Коран и хадисы.

Следует также обратить внимание на то, что вклад суфиев в распространение Ислама во всем мире и в сохранение чистоты Ислама, невозможно переоценить. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Подытоживая сказанное выше, можно сказать: где распространен чистый, неискаженный тасаввуф, там Ислам всегда жизнеспособен.

Из этих примеров нам становится ясно, что основная цель у суфиев – это призыв людей к Шариату и следованию Корану и хадисам.

Из книги «Основы религии и жизнеописание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.