Определение Киблы

1 Январь 2014 3543

Киблу определяют разными методами.

Первый метод: 1. При возможности видеть Каабу своими глазами или трогать её (по отношению к слепому человеку) Киблу определяют визуально. 2. Возможность видеть или трогать нишу (михраб ), которую утвердили, опираясь на рассказ многих людей, переданный из поколения в поколение, подобно месту, где совершал намаз Пророк (мир ему и благословение) в Мединской мечети, т.е., в Равзе. 3. Нахождение неопровержимого доказательства. К примеру, он видит место совершения намаза в Запретной мечети Мекки аль-Харам. 4. Рассказ правдивого человека или же то, что передали из поколения в поколение, или же увидели, что праведники совершили намаз, повернувшись в эту сторону. Эта сторона и будет Киблой. 5. Видение Полярной звезды для того, кто может определить сторону Киблы по ней в месте, где он сам живёт.

Второй метод: Опора на рассказ доверенных лиц, которые имеют и опираются на соответствующее знание. Например, человек говорит: «Я вижу Каабу или нишу, или же Полярную звезду», если тот умеет определить Киблу по ней или же он увидел много поколений, которые совершали намаз, поворачиваясь в одну определённую сторону. К этому методу относится и определение Киблы по компасу. Эти оба метода более достоверны, чем определение её по другим признакам (иджтихад).

Второй метод достаточен, если не смогли определить её первым методом.

Третий метод: Усердие определить Киблу (иджтихад) самого совершающего намаз доступными ему средствами, если он не нашёл человека, рассказывающего о Кибле, или других средств, как михраб, компас. Также он сам имеет право определить её, если трудно найти знающего человека. Человек делает иджтихад, если он зрячий и знает, как  её определить. И ему нужно определить Киблу для каждого фарз-намаза, если предыдущие доводы не остались в силе.

Четвёртый метод: Если он не в силах делать иджтихад, то нужно следовать за доверенным, знающим методы определения Киблы человеком.

Важные замечания, связанные с определением Киблы

1. Нельзя следовать за словом другого человека, кроме того случая, когда доказательства, которые у него есть, слабые, то есть, недостаточны для определения Киблы.

Исходя из вышесказанного, тот, кто сам может определить Киблу, не имеет право следовать за другим человеком.

Зрячий, находящийся внутри мечети аль-Харам  или же в мечети, михраб которого установлен правильно, или находящийся на крыше дома или же внутри него, через окна которого  можно увидеть Каабу  или михраб,  то ему нельзя следовать словам другого человека в определении Киблы,  даже если другой человек будет рассказывать, имея знания об этом, пока его слова не дойдут до степени таватура, или же этот человек не является праведником, в этом случае можно следовать за его словом.

Выше было сказано от имама аз-Захаби, что можно следовать слову доверенного человека относительно определения Киблы или же следовать михрабу, который установлен правильно.

От аш-Шавбири передано: «Нужно следовать слову праведного человека, который утверждает, что видит михраб, когда сам путается в сторонах и не имеет возможности видеть Каабу или же михраб, как мы упомянули выше. Или же есть возможность самому увидеть Каабу, но с трудностями. В этих случаях ему можно следовать за словом доверенного человека, который рассказывает  о Кибле,  опираясь на свои знания: «Я вижу Каабу или же михраб». В таких случаях совершающий намаз не обязан стараться видеть Каабу своими глазами или входить в мечеть, если есть трудность, даже небольшая.

Слепой и тот, кто находится в темноте, если у них  будет возможность трогать Каабу или михраб, который установлен правильно, без трудностей, им обязательно это  надо сделать,  и недостаточно следовать за словом другого человека, если в его словах нет точности, как рассказ доверенного человека или же это дошло до него методом таватура. А если ему трудно трогать Каабу или михраб из-за переполненности мечети, то ему можно следовать за человеком, который ему рассказывает, в какой  стороне  находится Кааба, как это сказал ибн Касим.

Касания до людей, которые совершают намаз, достаточно, когда ему трудно самому определить Кибла, как это сказано в книге «Фатави ар-Рамали».

Слепой или находящийся в полной темноте   мусульманин должен принять  во внимание только  информацию, полученную  ощупыванием  или следовать указаниям доверенного человека.

Также явным доказательством будет, если он увидел совершающего намаз человека  спиной к нему, то это и будет Кибла, или же о Кибле рассказали большое количество людей. Если ему самому трудно определить её, то можно следовать словам доверенного человека или же достаточно трогать людей, совершающих намаз.

2. Рассказ хозяина дома имеет больше веса перед иджтихадом, если знает, что он установил местонахождение Киблы по Полярной звезде  или по правильно установленному   михрабу. А если узнал, что он опирается на свой иджтихад или же сомневается в его определении, то он не имеет право опираться на его слово, а необходимо самому делать иджтихад, если в силах. А если он не  умеет делать иджтихад, то имеет право следовать за ним.

Аш-Шаркави говорит: «Обязательно придерживаться слова хозяина дома по отношению к Кибле».

3. Доводов определения Киблы много, таковыми являются солнце, луна, звезды, горы, ветры.

Самым сильным из них является Полярная звезда. В разных частях света  она расположена по- разному по отношению к Кибле.

Когда человек может определить Киблу по этим признакам, ему нельзя следовать за кем-то, если не уверен, что тот точно знает,где  Кибла.

Если он совершил намаз без ижтихада, то он должен возмещать намаз, если даже оказался прав. А если времени  до  намаза осталось очень мало, то есть, нет времени для иджтихада, тогда он следует, за кем хочет и не возмещает намаз.

Нет разницы в этом вопросе между человеком, который находится дома или в пути.

Учёный Калюби, опираясь на книгу «Джалал», говорит: «Если человек нашёл михраб, который установлен правильно дома или в пути, куда он направляется, или же нашёл хоть одного человека, точно знающего Киблу, то в этом случае ему необязательно изучать, где находится Кибла,  во всех других ситуациях  обязательно надо определить  Киблу.

Автор книги «Бушра аль-карим» говорит: «Во многих мусульманских странах определено, на какой стороне находится Кибла, и не обязательно изучать доводы, кроме как в тех местах, где не известна  Кибла  или сомнительно её определение из-за пренебрежительного отношения к религии обитателей этой местности».

4. Если время близко и нет времени для иджтихада, или это невозможно из-за туч или темноты,  доводы противоречат друг другу или же не нашёл того, за кем можно следовать, то он совершает намаз, проявляя уважение к времени  его начала,  повернувшись  в какую хочет  сторону и потом возместит его обязательно.

5. Можно совершить намаз, не поворачиваясь  в сторону Киблы в желательном намазе, находящемуся в дозволенной поездке, если даже путь будет коротким, следуя за большинством учёных.

Если человек идет пешком, то ему в четырёх случаях обязательно нужно поворачиваться в сторону Киблы:

а). Во время намерения.

б). Во время поясного поклона.

в). Во время земного поклона.

г). Во время сидения между двумя земными поклонами.

В этих случаях ему нельзя ходить, надо  обязательно остановиться для  совершения  этих  действий.

Достаточно путнику совершать сунна-намаз знаками в случае, если имеются явные трудности (сильная грязь, дождь или снег).

В четырёх случаях ему можно обратиться в ту сторону, куда он идёт:

а). Стояние.

б). Выпрямление.

в). Чтение «ат-Ташаххуда».

г). При произнесении Салама.

Условием для каждого намаза является обращение в сторону Каабы, будь намаз обязательным или же желательным, как и было сказано выше, кроме случаев большой опасности. Тогда  совершает намаз, как может, будь он  пеший или  едущий верхом, повернувшись к Кибле или в другую любую сторону. Плывущий на корабле (кроме капитана) обязан  обращаться в сторону Киблы, если  для этого  нет помех во время всего намаза,  а если трудно, тогда не обязательно, за исключением произнесения  намерения. Капитан корабля имеет право совершать намаз, не поворачиваясь в сторону Киблы, даже при формировании  намерения.

Человеку, едущему на любом другом транспорте, следует поворачиваться к Кибле, если это не трудно и к ней же обращать все  поклоны. А если трудно, это не обязательно делать, кроме  намерения, а если и это трудно, то ему и это не обязательно.

Определение киблы – направления на Каабу

Кибла – ориентир мусульман

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.