Мусульмане часто произносят «бисмиллях» перед любым делом: прежде чем сесть в машину, начать трапезу, зайти в уборную, приступить к работе и в других делах, но мало кто знает значимость этих слов, их пользу для этого и того света; об этом и поговорим.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Любое важное дело, не начатое с «бисмилляхи ррахманиррахим» будет бездетным, безруким, прокаженным (т. е. в нём будет мало благодати)» (имам ас-Суюти в книги «аль-Джами уас-Сагир).
Если, начиная писать какую-то книгу, мы не произнесём слов «Бисмилляхи ррахмани ррахим», в ней будет мало благодати, то есть от этой книги пользы людям и вознаграждения автору будет меньше. Если приступить к трапезе без этих слов, мало пользы организму будет от такой еды. Так же и в чтении – из-за наущений дьявола.
Знайте же, о достоинстве басмалы передано много хадисов. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Первое, что было написано пером – это «бисмилляхи ррахмаани ррахиим». Когда вы собираетесь писать книгу, то пишите эти слова вначале, они является ключом всех ниспосланных книг» (Ианатуль Талибин).
Также передаётся, что некий человек сказал в присутствии Пророка (мир ему и благословение): «Потерял всякую надежду дьявол», тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Не говори так, воистину, он от этих слов становится сильнее, но говори «бисмилляхи ррахмани ррахим», воистину, тогда он уменьшается и становится размером меньше, чем муха» (имам Абу Давуд).
Также передали хадис: «Кто желает жить счастливо, умереть шахидом, пусть говорит вначале каждого (важного) дела «бисмилляхи ррахмани ррахим».
«Слова “бисмилляхи ррахмани ррахим” являются матерью Корана, любой другой книги, а также первой сурой Корана» (алим аль-Манави в книге «Джами’уас-Сагир»).
Али (да будет доволен им Аллах) передаёт хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Тому, кто поднимет книгу с земли, в которой написано «бисмилляхи ррахмаани ррахиим», Аллах возвысит имя в самую высшую степень, простит ему и его родителям грехи из-за благодати этого поступка» (Канзуль Амаль).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда говорит раб (Аллаха) “бисмилляхи ррахмаани ррахиим”, Рай обращается: “…О мой Господь, поистине, твой раб такой-то сказал: «бисмилляхи ррахмани ррахим». О Аллах, отдали его от Ада и введи в Рай”» (Ианат ульТалибин).
Книг, ниспосланных Всевышним, всего было 104: 60 свитков – Пророку Шису (мир ему), Пророку Ибрагиму (мир ему) – 30 свитков, Мусе (мир ему) – 10, Таврат –Пророку Мусе (мир ему), Инджил – Пророку Исе (мир ему), Забур – Пророку Давуду (мир ему), Коран – господину Посланников Мухаммаду (мир ему и благословение), и, поистине, смысл всех книг собран в Коране, смысл всего Корана собран в суре «Аль-Фатиха», поэтому эту суру назвали Матерью Корана, смысл же суры «Аль-Фатиха» собран в словах «бисмилляхи ррахмани ррахим».
Разъясним то, как весь смысл Корана собран в суре «Аль-Фатиха». Всё, о чём говорится в Коране, связанное с восхвалением, благодарностью, входит в аят суры «Аль-Фатиха» «Вся хвала Аллаху». Всё, что сказано о творениях, входит в аят «Господу Миров»; всё, что сказано о милости и дарований, – в аят «ар-Рахмани (Милостивому)»; всё, что сказано о прощении грехов, понимается под аятом «ар-Рахим (Милосердному)»; всё, что сказано об описаниях Судного дня, входит в аят«Властелин Судного дня»; всё, что сказано о наставлении, просьбе (дуа), стойкости в Исламе, входит в аят «Наставь нас на путь прямой»; всё, что сказано об описаниях благочестивых людей, входит в аят «Путём тех, кого ты облагодетельствовал»; всё, сказанное о гневе, входит в аят «Не тех, на кого пал гнев»; всё, что упомянуто о страхах, заблудших, новшествах запретных, – в аят «И не из заблудших».
Так становится ясно, как весь смысл Корана может содержаться в суре «Аль-фатиха», а она, соответственно, в басмале.
Думаю, этого будет достаточно, чтобы понять важность слов «бисмилляхи ррахмани ррахим»
Важно знать, что запрещено произносить басмалу в запретных делах, как, допустим, перед началом распития спиртного, нельзя произносить её в нежелательных, мерзких действиях.
В итоге, можно разделить на три вида случаев: 1) когда обязательно произносить басмалу, например, в намазе (по Шафиитскому мазхабу), 2) желательно – к примеру, перед совершением омовения, купания, 3) допустимо – к примеру, при перетаскивании вещей.
Постараемся помнить о значимости басмалы и не будем забывать произносить её во всех важных начинания, дабы получить максимальную пользу от сделанного.
Да поможет нам Аллах.
Материал взят из книги «Ианат ульТалибин».
Хамзат Нурмухаммадов