Можно ли купить дом, приобретённый в кредит?!

26 Март 2015
2204

Вопрос: Можно ли по Шариату купить дом у человека, который его приобрёл при помощи банка (взяв кредит и т.п. – Переводчик)? А также если кредит за дом ещё не погашен и выплачивать оставшуюся сумму придётся самому?

Ответ: Покупать дом у человека, который его приобрёл с помощью банка, работающего с процентной ставкой, и полностью расплатившегося с банком, по Шариату дозволено, потому что грех за это возлагается только на продавца и покупателя. Продавец впадает в грех по той причине, что оказывает содействие покупателю в получении кредита с процентами, а покупатель – за выплачивание им банку процентов за кредит, владелец и сотрудники банка – за то, что пользуются этими процентами. И мы просим защиты у Аллаха от зла ростовщичества, которое охватило нашу умму (общину). Это (дозволенность покупать такой дом. – Переводчик) чисто юридически. А согласно набожности не советую покупать такой дом даже после полного погашения кредита продавцом.

Если клиент банка ещё не полностью выплатил кредит со всеми процентами за дом – покупать у него дом нельзя. Если человек, купивший дом в кредит, продаст его другому до того, как полностью расплатится за него, – такая сделка будет недействительной и её нужно расторгнуть, потому что второму покупателю придётся выплачивать проценты и пени, если он просрочит выплату взносов. Как известно, одним из условий сделки купли-продажи является чистота сделки от процентной ставки. Крупный богослов аль-Касани говорит: «Процентная ставка, равно как и её возможность, нарушает сделку купли-продажи».

Сомнительное (шубха) в книгах мусульманского права упоминается в разделе запретов, чтобы тем самым предостеречь от совершения запретного. Основой тому является изречение Посланника Аллаха (мир ему и благословение), в котором сказано:

إِنَّ الْحَلالَ بَيِّنٌ, وَإِنَّ الْحَرَامَ بَيِّنٌ, وَبَيْنَهُمَا مُشْتَبِهَاتٌ لا يَعْلَمُهُنَّ كَثِيرٌ مِنْ النَّاسِ, فَمَنْ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ اسْتَبْرَأَ لِدِينِهِ وَعِرْضِهِ, وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي الْحَرَامِ, كَالرَّاعِي يَرْعَى حَوْلَ الْحِمَى يُوشِكُ أَنْ يَرْتَعَ فِيهِ, أَلا وَإِنَّ لِكُلِّ مَلِكٍ حِمًى, أَلا وَإِنَّ حِمَى اللَّهِ مَحَارِمُهُ

«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается от него ради религии своей и чести своей, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху, который пасёт стадо своё около заповедного места и вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям» (хадис приводят имамы аль-Бухари и Муслим).

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия.

Материал подготовил Мухаммад-Амин Магомедрасулов.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.