Условия коллективной молитвы

9 Октябрь 2015
11987

Первое условие джамаата – намерение.

- Следующему за имамом в молитве (маъмум) необходимо иметь намерение следовать за имамом при вступлении в джума-намаз (пятничная молитва), в противном случае джума-намаз не засчитывается. А если это обычный намаз, то нежелательно откладывать намерение следовать за имамом. Если при совершении обычного фарз-намаза в джамаате не совершить намерение при вступлении в намаз, а сделать его потом, то намаз не портится, но вознагражде-ние джамаата человек не получает.

- Что касается имама, то для джума-намаза ему необходимо совершить намерение при вступлении в него. А для обычного намаза имам может совершить намерение как в начале, так и во время намаза, но в этом случае вознаграждение джамаата он получит только с момента его намерения.

Второе условие джамаата – место стояния.

- Маъмум обязан отступить от места стояния имама таким образом, чтобы пятка маъмума находилась за линией пятки имама. Если пятка маъмума окажется впереди пятки имама, то намаз маъмума не считается. Если же пятки имама и маъмума находятся наравне, то намаз не портится, но стоять так нежелательно, ибо по этой причине не засчитывается вознаграждение джамаата.

Когда приходит мужчина, ему желательно встать справа так, чтобы кончики его пальцев находились за линией пяток имама. Если придет другой, он становится слева в ту же позицию, что и первый. Когда второй вступает в намаз, оба делают шаг назад и становятся одним рядом за имамом. В наше время многие ошибаются в этом. Когда приходит второй человек, он тянет первого назад. А на самом деле второй вступает в намаз, потом он и первый шагом назад становятся в ряд сзади имама.

Если же двое или несколько мужчин придут одновременно, то они становятся в ряд за имамом.

Если придут женщины, они тоже становятся в ряд за имамом. Если придет мужчина и женщина, то мужчина становится за имамом справа, как сказано выше, а женщина становится за этим мужчиной. Если придут двое мужчин и женщина, то мужчины становятся в ряд за имамом, а женщина – за этими мужчинами.

Нежелательно одному человеку стоять за рядом отдельно. Ему следует встать (присоединиться) за стоящим за имамом рядом. Если же ряд полон, то он вступает в намаз, а потом тянет с переднего ряда другого человека, что бы тот встал с ним сзади и образовал новый ряд. Тому, кого потянули встать сзади, желательно сделать шаг назад и встать с пришедшим человеком. Нужно помнить, что для этого ему разрешается сделать один или два шага. Если сделать больше, то намаз нарушается, даже если эти шаги будут маленькими.

Желательное расстояние между рядами в джамаат-намазе приблизительно 135 см. и меньше. Порядок стояния за имамом: сначала мужчины, потом дети, потом женщины.

Третье условие джамаата – знание о переходах имама. Необходимо либо слышать имама, либо видеть его или тех, кто стоит за ним.

Четвертое условие джамаата – находиться рядом с имамом в одном помещении. Находиться с имамом можно тремя способами.

1. Имам и маъмум находятся на территории мечети.

2. Имам находится на территории мечети, а маъмум за ее пределами.

3. Имам и маъмум находятся вне территории мечети.

1. Если имам и маъмум находятся в мечети, то их джамаат считается действительным, даже если они находятся вдали друг от друга, на расстоянии, превышающем 144 метра. Если в мечети, помимо основного молельного зала, есть другие помещения, и маъмум находится в одном из этих помещении в то время как имам находится в основном зале, то намаз маъмума засчитывается – в том случае, если маъмум стоит там, откуда он может пройти к имаму, не отворачиваясь от стороны Кибла. Если же маъмум будет стоять там, где ему пришлось бы переходить в помещение имама, отвернувшись от стороны Кибла, или же если маъмум будет стоять в помещении, которое изолировано от помещения имама, то его джамаат и следование за имамом не засчитываются.

2. Если имам находится на территории мечети, а маъмум за ее пределами, то маъмум не должен находиться дальше примерно 144 метров от территории мечети. Расстояние учитывается с конца территории мечети. Например, имам стоит на территории мечети, а маъмум – за ее пределами, но не дальше примерно 144 метров. В таком случае намаз маъмума считается. Если маъмум стоит дальше этого расстояния, то намаз и джамаат маъмума не считаются. Если между имамом и маъмумом будет закрытая дверь, то намаз маъмума также не засчитывается.

3. Если они будут стоять в обычном месте, которое не является мечетью, то:

во-первых, маъмум не имеет права стоять дальше примерно 144 метров. Следует знать, что показанная мера между имамом и маъмумами, а также между рядами маъмумов – это приблизительно полтора метра. Если же расстояние между рядами или между имамом и маъмумами будет больше полутора метров, то они не получат вознаграждение джамаата, хотя намаз у них и будет засчитан.

Во-вторых, между имамом и маъмумом не должно быть преграды. Если между имамом и маъмумами в обычном месте окажется окно, что делает невозможным пройти из помещения в помещение, закрытая дверь или занавес, что мешает видеть имама, то джамаат не получается, и намаз маъмума нарушается.

В-третьих, если между имамом маъмумом есть стена с открытым проходом, то необходимо, чтобы напротив двери стоял человек, который правильным образом имеет связь джамаата с имамом. Этот стоящий напротив прохода маъмум подобен имаму для тех, кто стоит за ним. Следовательно, стоящие за ним маъмумы не должны вступать в намаз до него. Если после вступления в намаз у маъмума, стоящего перед проходом, испортится омовение, в этом нет вреда.

Нежелательно, чтобы имам или маъмум без надобности находились выше друг друга.

Пятое условие джамаата – следование за имамом в суннатах, неследование в которых является чрезмерным. Если имам совершит сажду чтения Корана (саждат ат-тилява), а маъмум не совершит ее за ним, или же имам сядет читать желательный ташаххуд, а маъмум не сядет, или же маъмум сел читать желательный ташаххуд, на который имам не сел, во всех подобных случаях намаз нарушается, ибо противоречие маъмума имаму в подобных случаях является чрезмерным.

Шестое условие джамаата – чтобы маъмум не отставал от имама без уважительной причины на два обязательных действия (рукн) намаза. Например, имам совершил поясной поклон, затем встал, затем начал наклоняться в земной поклон, а маъмум все еще стоит на месте чтения аль-фатиха, в таком случае намаз маъмума нарушается, если у него на то нет уважительной причины. Если же есть уважительная причина, например, чтение у маъмума медленнее, чем чтение имама, то маъмум имеет право отставать от имама на три полноценных обязательных действий. Полноценными являются все обязательные действия (рукну) намаза, кроме стояния после поясного поклона (иътидаль) и сидения между двумя саждами (жулюс байна саждатайн). Следовательно, маъмум, который читает медленно, может отставать от имама, пока имам не начнет подниматься со второго сажда. Если маъмум не дочитает аль-Фатиха и тогда, то у него два варианта – либо маъмум делает намерение (не произнося его языком) отойти от имама, либо он идет за имамом на ташаххуд, либо встает с имамом, если имам не сядет на ташаххуд, оставив свою аль-Фатиха не прочитанным. Во втором случае после салама имама маъмум обязан компенсировать один ракаат. Если же он не последует ни одному из рассказанных вариантов, то его намаз портится.

Если, совершив поясной поклон с имамом, маъмум вспомнит, что забыл прочитать аль-Фатиха или же засомневается, прочитал ли он его, то ему нельзя возвращаться обратно, а следует после салама имама компенсировать один ракаат. Если в этом случае маъмум вернется обратно умышленно, то его намаз портится.

Если маъмум убежден в том, что он читал «аль-Фатиха», но сомневается в том, что довел его до конца, в таком случае ничего не нужно делать.

Седьмое условие – чтобы совпадала структура совершаемого намаза. Нельзя человеку, совершающему, к примеру, утренний намаз, следовать за тем, кто совершает джаназа-намаз, так как у этих намазов разные структуры.

Восьмое условие – следует вступать в намаз только после вступления имама.

Запрещается опережать имама в его действиях, а если опередить его в двух обязательных действиях (рукн), намаз нарушается. Пример такого опережения – маъмум пошел на поясной поклон, а имам стоит. Затем маъмум встал и начал движение вниз, а имам еще стоит там, где читают «аль-Фатиха». В таком случае намаз маъмума нарушается.

Другой вариант опережения, которое нарушает намаз: маъмум пошел на поясной поклон. Когда имам собрался совершить поясной поклон, маъмум встал. Когда имам собрался встать, маъмум пошел вниз на сажда. В таком случае намаз маъмума тоже портится. Получается, что опережение имама на два полноценных обязательных действия нарушает намаз, но следует знать, что опережение имама на одно обязательное действие – запрещается (харам), и человек не получает вознаграждение джамаата, хотя намаз его в этом случае не портится.

Если совершать обязательные действия вместе с имамом, то намаз не портится, но маъмум не получает воздаяние джамаата. Предусмотренный образ следования за имамом – начинать совершение действия после того, как начнет имам. Желательный образ следования за имамом заключается в том, чтобы маъмум начинал свое действие при завершении действия имама. То есть, когда имам идет, например, на поясной поклон и доходит до него, маъмум начинает идти за ним и доходит до него до того, как имам встанет оттуда.

Если прочитать «аль-Фатиха» или ташаххуд до имама, то намаз не портится, но опережать имама в чтении обязательных молитв нежелательно, ибо есть те, кто утверждает, что намаз нарушается, если прочесть обязательную молитву до того, как ее прочтет имам. Но если вступительный «Аллаху акбар» сказать до того, как его скажет имам, то намаз не засчитывается.

Если имам встанет на лишний ракаат, например, на пятый в четырехракаатном намазе, то маъмуму не следует вставать за ним, даже если маъмум будет опоздавшим на намаз. Маъмуму следует с намерением отойти от него или же ожидать, пока имам возвратится на сидение в ташаххуде, предположив, что он встал непреднамеренно.

Ахмад Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.