Коллективный намаз и одежда

23 Ноябрь 2015
2411

Нам довелось жить в век повсеместной пропаганды «крутости» и «независимости», пропаганда «западного» образа жизни льется на нас со всех сторон. Телевидение, радио, соцсети и все подобное учат нас не только мыслить и вести себя, как звезды шоу-бизнеса, а еще и одеваться подобно им. Одежда, которая была бы чем-то унизительным для наших дедов, прадедов и даже для наших отцов, стала нормой жизни. Узкие брюки, безрукавки, бриджи, короткие футболки, которые едва ли достигают пояса - результат такой пропаганды, то ли еще будет...

Многие братья оправдывают свой внешний вид тем, что авратом для мужчины является лишь место между пупком и коленями, однако это не совсем так. Аврат мужчины имеет разделение в зависимости от места и положения.

В книге «Аль-Фикхуль Манхаджи» сказано следующее:

«Авратом в намазе по отношению к мужчине является все, что находится между пупком и коленями, и он обязан прикрывать эту часть тела в намазе».

В этой же книге далее говорится:

«Авратом мужчины перед мужчинами, кем бы они ни были (мусульманами или немусульманами), а также перед женщинами-махрамами (близкими родственницами, брак с которыми невозможен) является все, что находится между пупком и коленями. А что касается посторонних женщин (немахрам), авратом мужчины перед ними является все его тело, помимо лица и кистей рук, согласно достоверному мнению [в шафиитском мазхабе]. То есть не дозволяется посторонним женщинам смотреть кроме как на лицо и кисти рук постороннего мужчины, а если взгляд вызывает в женщине страсть, то ей запрещается смотреть и на его лицо.

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Скажи (о, Пророк!) верующим женщинам, что им приказано потуплять свои взоры и не смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть, и оберегать своё целомудрие» (сура «ан-Нур», аят 31)».

[Аль-Фикхуль Манхаджи]

Как мы видим, аврат мужчины вне намаза перед посторонними женщинами отличается от аврата в намазе. Место между пупком и коленями - это минимальная часть, подлежащая прикрытию, чтобы намаз считался действительным, однако и в намазе нам следует по возможности прикрывать как можно большую часть нашего тела.

Шафиитский ученый Абу Бакр ад-Димьяти аль-Бакри (ум. в 1300-м г. по хиджре/1883) в книге «И’анату ат-Талибин» пишет:

ﻭﻋﺬﺭ اﻟﺠﻤﺎﻋﺔ ﻓﻘﺪ ﻟﺒﺎﺱ ﻳﻠﻴﻖ ﺑﻪ، ﺑﺄﻥ ﻟﻢ ﻳﺠﺪ ﻟﺒﺎﺳﺎ ﺃﺻﻼ، ﺃﻭ ﻭﺟﺪﻩ ﻟﻜﻨﻪ ﻏﻴﺮ ﻻﺋﻖ ﺑﻪ ﻟﺒﺴﻪ

ﻭﺇﻧﻤﺎ ﻛﺎﻥ ﺫﻟﻚ ﻋﺬﺭا ﻓﻲ ﺗﺮﻙ اﻟﺠﻤﺎﻋﺔ ﻷﻥ ﻋﻠﻴﻪ ﻣﺸﻘﺔ ﻓﻲ ﺧﺮﻭﺟﻪ ﻛﺬﻟﻚ

ﻗﺎﻝ اﻟﻜﺮﺩﻱ ﻓﻲ اﻹﻣﺪاﺩ ﻭاﻟﻨﻬﺎﻳﺔ: ﻳﻈﻬﺮ ﺃﻥ اﻟﻌﺠﺰ ﻋﻦ ﻣﺮﻛﻮﺏ ﻟﻤﻦ ﻻ ﻳﻠﻴﻖ ﺑﻪ اﻟﻤﺸﻲ ﻛﺎﻟﻌﺠﺰ ﻋﻦ ﻟﺒﺎﺱ ﻻﺋﻖ: اﻩ.

ﻗﻮﻟﻪ: (ﻭﺇﻥ ﻭﺟﺪ ﺳﺎﺗﺮ اﻟﻌﻮﺭﺓ) ﻏﺎﻳﺔ ﻓﻲ ﻛﻮﻥ ﻓﻘﺪ اﻟﻻﺋﻖ ﻋﺬﺭا، ﺃﻱ ﻳﻌﺬﺭ ﺑﻔﻘﺪ اﻟﻻﺋﻖ ﺑﻪ، ﻭﺇﻥ ﻭﺟﺪ ﻣﺎ ﻳﺴﺘﺮ ﻋﻮﺭﺗﻪ، ﺃﻱ ﺃﻭ ﻭﺟﺪ ﻣﺎ ﻳﺴﺘﺮ ﺑﺪﻧﻪ ﺇﻻ ﺭﺃﺳﻪ ﻣﺜﻼ، ﻷﻥ ﻋﻠﻴﻪ ﻣﺸﻘﺔ ﻓﻲ ﺧﺮﻭﺟﻪ ﻛﺬﻟﻚ، ﻛﻤﺎ ﻣﺮ

«Отсутствие достойной одежды, является уважительной причиной для пропуска коллективной молитвы [и пятничного намаза]. И эта причина рассматривается, как уважительная в том  случае, если у человека не имеется вообще никакой одежды, либо она есть, но умаляет достоинство этого человека. Поистине, это считается уважительной причиной для пропуска коллективной молитвы [и пятничного намаза], потому что выходить на люди в такой одежде человеку будет затруднительно.

Сказал Аль-Курди в книге «Аль-Имдад»: «Очевидно, что вопрос отсутствия достойного транспорта для человека, которому не подобает ходить пешком, подобно вопросу отсутствия достойной одежды».

Далее он (Ад-Димьяти) пишет:

«Отсутствие достойной одежды является уважительной причиной для пропуска коллективной молитвы [и пятничного намаза], даже если одежда и покрывает аврат. Например, у него имеется одежда, покрывающая тело, но не будет того, чем можно покрыть голову, так как в таком виде очень трудно выходить на улицу, как это было сказано ранее».

[Ад-Димьяти, «Ианату Талибин»]

Отсюда мы видим, что даже такая важная вещь, как коллективный намаз, может быть пропущена мужчиной при отсутствии достойной одежды, не умаляющей его достоинство, которой, несомненно, не являются узкие брюки, короткие футболки, прозрачные рубашки и т.д., что же говорить о добровольном выходе на люди в подобной одежде.

Особо хотелось бы заметить важность и значимость головного убора для мусульманина, без которого наши предки постеснялись бы появиться в обществе, не говоря уже о совершении намаза с непокрытой головой.

В книге «И’анату ат-Талибин» также пишется:

ﻭﻛﺮﻩ ﻛﺸﻒ ﺭﺃﺱ ﻭﻣﻨﻜﺐ، ﻷﻥ ﺍﻟﺴﻨﺔ ﺍﻟﺘﺠﻤﻞ ﻓﻲ ﺻﻼﺗﻪ ﺑﺘﻐﻄﻴﺔ ﺭﺃﺳﻪ ﻭﺑﺪﻧﻪ

«Нежелательно (макрух) в намазе обнажать голову и плечи, так как является сунной украшение молитвы покрытием своего тела и головы».

В «Мавсуат аль-Кувайтийя» также сказано:

ﺍﺗﻔﻖ ﺍﻟﻔﻘﻬﺎﺀ ﻋﻠﻰ ﺍﺳﺘﺤﺒﺎﺏ ﺳﺘﺮ ﺍﻟﺮﺃﺱ ﻓﻲ ﺍﻟﺼﻼﺓ ﻟﻠﺮﺟﻞ ﺑﻌﻤﺎﻣﺔ ﻭﻣﺎ ﻓﻲ ﻣﻌﻨﺎﻫﺎ ; ﻷﻧﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻛﺎﻥ ﻳﺼﻠﻲ ﺑﺎﻟﻌﻤﺎﻣﺔ

«Ученые-факихи единогласно сошлись на мнении о желательности покрытия головы для мужчин в намазе чалмой или тому подобным. Потому что Пророк, мир ему и благословение, совершал намаз в чалме».

А Аллах знает лучше!

 Мурад Халилов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.