Ташбик. Можно ли переплетать пальцы?

24 Ноябрь 2015
10714

Наблюдая за некоторыми людьми, мы замечаем, что они переплетают пальцы. По-арабски это положение рук называют «ташбик». Многие, возможно, таким образом получают психологическую разгрузку, и это благотворно влияет на человека, но наша религия затрагивает все аспекты жизни человека. В этой статье мы рассмотрим вопрос точки зрения нашей религии.

В исламе переплетать пальцы дозволяется, и сам Пророк (мир ему и благословение) делал так во многих местах. Исключение составляют случаи, когда человек идет на намаз или уже находится в мечети в ожидании намаза.

Об этом спросили крупного ученого в Шафиитском мазхабе Ибну Хаджара аль-Хайтами:

«Передаются достоверные хадисы о том, что Пророк (мир ему и благословение) переплетал пальцы, но в то же время в Муснаде приводится хадис, в котором порицается такое положение рук. Как соотносятся между собой эти два случая и каково решение относительно нежелательности ташбика?»

На это он ответил следующими словами:

«Мнения имамов нашего мазхаба сводятся к тому, что ташбик нежелателен только в том случае, если человек находится в мечети в ожидании намаза. Такое же решение будет и в том случае, когда человек, сделав омовение, идет в мечеть на намаз. И этот второй случай сюда добавляется, согласно исследованиям некоторых ученых, которые приводят хадис, переданный Абу Давудом:

«Когда кто-то из вас делает омовение, то пусть делает его самым лучшим образом. И когда он выйдет с намерением посетить мечеть, пусть не делает ташбик, поистине он находится уже в намазе».

А в чем же мудрость порицания ташбика именно в этих случаях и именно в это время? Дело в том, что такое положение рук является проявлением пренебрежения, которое не подобает человеку направляющемуся в мечеть на джамаат-намаз, а также тому, кто ожидает намаза в мечети. Более того, такое положение рук вызывает сонливость, тем самим у него может испортиться омовение, что недопустимо для человека, направляющегося в мечеть, а тем более находящегося в мечети в ожидании намаза. Вместе с этим такое положение  рук обозначает противоречие между мусульманами, а Пророк (мир ему и благословение) говорит мусульманам:

«Не делайте разногласия между собой, иначе не будет согласия между вашими сердцами».

Хадисы, которые дозволяют ташбик, относят к другим случаям, кроме этих двух. Большинство ученых согласны с мнением, что порицание ташбика связано только с намазом и ничем иным. Ведь приводится хадис от Ибну Умара (да будет доволен им Аллах), что он видел пророка (мир ему и благословение) во дворе Каабы, и у него руки были поставлены таким образом. Аль-Байхакий добавляет «и Он соединял руки, переплетая свои пальцы».

Из вышеприведенного можно делать вывод, что с точки зрения шариата нет запрета ташбика, кроме тех двух случаев, в которых ташбик является нежелательным, и от этого следует воздержаться.

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.