Очищение сердца

22 Июнь 2009 1823

Тарикат, суфизм, четки (Tarikat, sufizm, chetki)Все верующие, которые искренне стремятся к довольствию Всевышнего, и чья цель в земной жизни – богослужение и приближение к Создателю, безусловно, будут стремиться к очищению своих сердец от различных пороков, отвлекающих от искреннего служения Аллаху. Очищаясь, сердце становится утончённее и чувствительнее. Подобно тому, как любой металл в неблагоприятной среде способен заржаветь (окислиться), так и наши сердца в суете земной жизни, или же совершая различные прегрешения, способны постепенно покрыться слоем ржавчины, в Священном Коране подобное состояние сердца называется "ар-ран", что означает "ржавление" (ржавчина).

Сердце человека становится чёрствым, после чего притупляются поминание Всевышнего, стремление к религиозным знаниям, поминание о смерти и так далее, что способствует постепенному отдалению от Господа. Если мусульманин распознаёт в сердце ржавчину и начинает с ней бороться, то это указывает на Истинный путь, в то время, как другие люди, признающие себя мусульманами, вовсе не пытаются распознать в себе этот порок, таким образом даже не подозревая о нависшей над ними угрозе.

Лекарством для очищения сердца является поминание, которое выводит мусульманина из состояния забвения Всевышнего. При этом важно постоянно, каждый день, в одно и то же время приучать своё сердце к поминанию Аллаха. Иными словами, этот метод называют вирдом, который основан на Коране и хадисах Пророка (мир ему и благословение) и его жизни, а также на жизни его сподвижников. Смысл вирда – систематическое соблюдение определённых форм поминания, усердие в их соблюдении.

К сожалению, для большинства религия является всего лишь некой традицией. Намаз порой совершается лишь на физическом уровне, в то время как духовная сторона отсутствует, так как наши сердца даже во время намаза не способны отвлечься от забот земной жизни. Многие и вовсе утопают в суете, вспоминая о религии и Создателе только перед молитвой, или же когда настигает несчастье. Когда же наступает благословенный месяц Рамазан, то пост таких мусульман заключается только лишь в испытании голодом и жаждой. При этом их мысли, душа, сердце переживают состояние, в котором несвойственно находиться постящемуся. Можно говорить и о том, с какими различными намерениями люди, отправляются в Хадж. К сожалению, очень мало мусульман, которые вникают в религию не только внешне, но и духовно, ощущая над собой взор Всевышнего, и совершают богослужение со смиренностью (хушу'). Именно усердное поминание Аллаха приводит в состояние смиренности, делая поклонение чистым и истинным, тем самым увеличивая богобоязненность.

Взяв вирд, поминая Создателя, мусульманин обязуется не откладывать выполнение долга, посредством чего приближается к Всевышнему, Его познанию. Многие люди не понимая суть аятов, не поминают Аллаха систематически.

Вирд состоит из истигфара, поминания Аллаха и прославления Пророка (мир ему и благословение). Посланник Аллаха сказал: "Воистину, я ощущаю слой на своём сердце, я обращаюсь со словами истигфара к Аллаху ежедневно по 70 раз". Если сам Пророк (мир ему и благословение), который защищен от всех грехов, сказал эти слова о себе, то что же говорить о нас? Также передан хадис от Абу Урайры, в котором Пророк (мир ему и благословение), обратившись к сподвижникам, сказал: "Обновляйте свой иман". Сподвижники спросили: "О, Посланник Аллаха, как же нам обновить свой иман?". Пророк (мир ему и благословение) ответил: "Вы чаще произносите слова: "Ля иляха илля Ллах!". Нашей вере свойственны ослабевание, старение, так как человек сталкивается в жизни со многими факторами, способствующими ослаблению веры, и именно поэтому, Пророк (мир ему и благословение) указал на это.

Великие имамы, говоря о вирдах, призывают даже возмещать их. Имам ан-Навави (да будет доволен им Аллах) сказал: "Человеку, который поклоняется Всевышнему посредством поминания (зикра) днём и ночью, следует возместить зикр, который он пропустил (по каким-либо причинам), так как это очень важно". Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: "Тому человеку, который проспал свой вирд, или часть из него, а после исполнил его между утренней и полуденной молитвами, будет записан этот вирд так, как будто он совершил его ночью". Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) проявляли особое усердие в поминании Аллаха, даже применяя особые средства. К примеру, София – жена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) передала: "Ко мне зашёл Посланник Аллаха в тот момент, когда передо мной находились четыре тысячи семян, которыми я читала тасбих". Увидев, что она использует семена для того, чтобы посчитать количество, которое намерена была прочесть, Пророк (мир ему и благословение), одобрил её поступок и подсказал некоторые слова, чтобы она продолжала поминать Всевышнего. Также в достоверных преданиях говорится, что у одного из великих сподвижников Пророка (мир ему и благословение) Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) был особый мешочек, в котором находились косточки фиников, с помощью которых он восполнял определённое количество тасбихов и зикров после утреннего намаза. У сподвижника Са'да (да будет доволен им Аллах) были круглые камешки, которыми он поминал Аллаха. У сподвижника Абу Урайры (да будет доволен им Аллах) была нить с тысячей узлов. Это говорит о том, что все они считали нужным очищение и излечение сердец, и поминали Аллаха, повторяя слова истигфара, зикра и прославления Пророка (мир ему и благословение).

Чтение салавата (прославление Пророка (мир ему и благословение)) укрепляет сердца мусульман и приближает к довольству Всевышнего. В Священном Коране говорится (смысл): "Воистину Аллах и Его ангелы восхваляют Пророка и вы прославляйте его". (Сура аль-Ахзаб, аят 56). Салават – это обращение к Аллаху с мольбой о возвышении Пророка (мир ему и благословение) перед Всевышним. Многие хадисы указывают на великие вознаграждения за чтение салавата. В предании, которое приводит Абдурахман ибн 'Авф, сказано: "Когда Посланник Аллаха вышел, я последовал за ним. Он направился в сторону пальмового сада. Совершая молитву, Посланник Аллаха задержался на суджуде (земном поклоне) так долго, что меня это сильно насторожило, и я стал опасаться, что что-то случилось с ним. Заметив мою настороженность, Посланник Аллаха спросил: "Что с тобой, Абдурахман?". Тогда я ответил: "О, Посланник Аллаха, когда ты так долго находился в земном поклоне, я испугался!", на что Посланник Аллаха ответил: "Ко мне пришёл Джибрил и сказал: "Обрадовать ли тебя доброй вестью: Всевышний говорит: "Того, кто прославит тебя салаватом, Я прославлю, того, кто поприветствует тебя, Я поприветствую" (Ан-наси, ибн Хиббан).

В следующем хадисе Пророк (мир ему и благословение), обращаясь к сподвижникам, говорит: "О, люди, поминайте Всевышнего (указывая на то, что чтение салавата – это поминание Аллаха), приблизился Судный час". Тогда один из присутствующих спросил: "О, Посланник Аллаха, я прославляю вас очень часто, сколько мне это делать?". Пророк (мир ему и благословение) ответил: "Сколько хочешь". Тогда тот человек сказал: "Четверть всего своего времени". Тогда Пророк (мир ему и благословение) повторил: "Сколько хочешь" и добавил: "Если будешь прославлять ещё больше, то это лучше для тебя". Человек сказал: "Я буду посвящать этому треть дня". Пророк (мир ему и благословение) сказал, что и этого мало, и лучше увеличить прославления. Тогда сподвижник сказал: "Я буду половину своего времени прославлять!". Пророк ответил: "Это тоже благо для тебя!". Услышав эти слова, сподвижник добавил: "О, Посланник Аллаха, я всё своё время посвящу чтению салавата". И Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Тогда Аллах избавит тебя от невзгод и переживаний, и простит тебе твои грехи".

Бывает, раздаются возгласы, а нуждается ли Пророк (мир ему и благословение) в том, чтобы мы очень часто прославляли его? Ведь он уже прославлен Всевышним, и, независимо от того, прославляем ли мы нашего Пророка (мир ему и благословение) или нет, степень его не уменьшается. Пророк (мир ему и благословение) является для нас посредником, через которого дошёл Священный Коран, истинная религия, мы познали Единобожие и стали поклоняться Всевышнему, через него мы обрели спасение в обоих мирах. И призывая к прославлению Пророка, Аллах обучает нас быть благодарными, так как у каждого верующего есть долг перед Пророком (мир ему и благословение). Таким образом, мы отдаём должное ему. Какой бы раб Аллаха не прославил Пророка (мир ему и благословение), его извещают об этом определенные ангелы, и Пророк (мир ему и благословение) также прославляет его.

В аяте Священного Корана сказано (смысл): "Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и оказывать доброе отношение к родителям", далее в конце аята сказано (смысл): "Ты скажи: "О Аллах, прояви милосердие к моим родителям, как они проявили милосердие ко мне". (Сура аль-Исраъ, аят 24).Здесь Всевышний приписывает просить милости для своих родителей, и независимо от того, будет ребёнок просить милости для своей матери или нет, мать всё равно получит награду от Аллаха за тяготы, которые она перенесла во время рождения ребёнка, его вскармливания, воспитания. Но все, же долгом детей является просить у Аллаха милосердия для родителей. Также для каждого верующего, является долгом прославлять Пророка (мир ему и благословение) каждый раз, когда вспоминаем его, когда слышим о нём. Особенно желательно читать салават Пророку (мир ему и благословение) в ночь на пятницу и в саму пятницу. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Вы чаще прославляйте меня, особенно в ночь на пятницу и в саму пятницу, воистину ваш салават доходит до меня. Воистину, у Аллаха есть ангелы, странствующие по земле, которые приносят мне салам уммы".

Мы не научимся поминать Всевышнего, пока не начнём следовать данным хадисам и регулярно читать салават, зикр, ибо мирская суета и соблазны мирской жизни столь сильны, что бывает трудно не забывать о нашем Творце.

Да поможет Аллах нам в постоянном поминании Его и прославлении Пророка (мир ему и благословение)! Амин!

Статья составлена по материалам проповеди, прочитанной в джума мечети г. Махачкалы

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.