В раю под тенью древа

13 Февраль 2010 1256

В раю под тенью древа Всевышний до того, как наслать беду на умму, предупреждает ее о предстоящих испытаниях. В чем же разгадка этого предупреждения?

Во-первых: когда внезапно обрушивается беда, то очень трудно ее перенести. Поэтому Аллах  заранее предупредил умму об испытаниях, чтобы мы были готовы, чтобы у нас хватило терпения и легче было его проявлять.

Во-вторых: верующие, предупрежденные об испытаниях, будут их терпеливо переносить, не отступят от своей веры – Ислама. Это увидят безбожники и убедятся в истинности Ислама. Таким образом, это предупреждение служит тому, чтобы мусульмане не отвернулись от своей религии и стали причиной перехода в Ислам неверных.

В-третьих: безбожники всегда следили за изречениями, проповедью Мухаммада (мир ему и благословение), хотели убедиться в их правдивости. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о будущих испытаниях, и когда все это происходило на деле, все убеждались в чудесах (му’жизатах) пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Кроме того, безбожники, входя в Ислам, стараются уберечь свое добро, богатство, и разве понравится им рассказ о том, что в ходе испыта­ний оно может уменьшиться? Они возмущены, вынести такое испытание у них не хватает терпения. Этим и отличаются верующие от лицемеров.

И еще: человек, попавший в беду, значительно чаще вспоминает Аллаха  и обращается к Нему за помощью, чем тогда, когда у него все хорошо. И еще потому Всевышний  предупредил умму об испытаниях, что Всевышний  любит, когда мы упоминаем Его и обращаемся к Нему с просьбами уберечь нас от несчастий. Сверх того, что было в перечисленных аятах, Аллах  еще говорит:

أُولَئِكَ عَلَيْهِمْ صَلَوَاتٌ مِنْ رَبِّهِمْ وَرَحْمَةٌ وَأُولَئِكَ هُمُ الْمُهْتَدُونَ

Людям, которые обладают вышеперечисленны­ми качествами, Всевышний  обещает прощение грехов в земной жизни, причисление их к доб­ропорядочным, одаривание их бесконечными милостями и различными благами. Эти люди идут по истинному пути, благочестивы и добры, всегда довольны решениями и волей Аллаха . Прояв­ляющие терпение в бедствиях являются людьми истиржаа.

عن ابن مسعود رضي الله عنه: لأن أخر من السماء أحب إلي من أن أقول في شيء قضاه الله ليته لم يكن

Ибн Масхуд, да будет Аллах  им доволен, говорит: «Пусть лучше я упаду с неба на землю, чем выражу недовольство по поводу какого-либо решения Всевышнего  словами – лучше бы этого не произошло».

قال علي: من ضرب بيده على فخذه عند مصيبة فقد حبط أجره أي بطل ثوابه.

 

Али-асхаб (да будет доволен им Аллах) тоже говорил: «Если какой-либо человек, попав в беду, начнет руками бить по коле­ням, выражая недовольство, то испортится воздая­ние, которое он должен был получить от Аллаха».

قال الحسين: سمعت جدي رسول لله صلى الله عليه وسلم يقول:"يا بني عليك بالقنوع تكن أغنى الناس، وأداء الفرائض تكن من أعبد الناس، يا بني إن في الجنة شجرة يقال لها شجرة البلوى يؤتى بأهل البلاء يوم القيامة فلا ينشر لهم ديوان ولا ينصب لهم ميزان يصب عليهم الأجر صبا" ثم قرأ: إنما يوفى الصابرون أجرهم بغير حساب. (روح البيان) جـ 1، صـ 261

Своему внуку Хасану, сыну дочери, Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Дитя моё! Будь всегда доволен тем, что дал Всевышний, и ты будешь самым богатым сре­ди людей. Всегда выполняй все, что обязал делать Аллах , и ты будешь самым лучшим служителем. О, мой мальчик! В Раю есть дерево, оно называется «дерево бедствовавших», под него в Судный День со­бираются все люди уммы, кто терпел в земной жиз­ни бедствия. Эта умма не посылается на Суд Божий, и деяния этих людей на весах не измеряются, и на них, как дождь, сыплются воздаяния Аллаха ». Потом Пророк (мир ему и благословение) прочитал следующий аят:

"إنما يوفى الصابرون أجرهم بغير حساب" سورة الزمر، الآية 10

В этом аяте сказано: «Людям, которые твердо встали на путь истины – Ислама и не сошли с этого пути, несмотря на многочисленные бедствия, терпеливо их перенося, будет столько воздаяний Аллаха , размер которых знает только Он Сам».

Этим аятом Всевышний рекомендует пере­селиться в другое место, если там, где ты живешь, грешно жить, а также сложно беречь и соблюдать Ислам. Таким образом, будьте терпеливы там, где вы живете, если же нужда заставит, можете пересе­литься, но от Ислама не отступайте!

И еще сказано: приведенный аят был послан в честь брата Али асхаба (да будет доволен им Аллах) – Джахфара (да будет доволен им Аллах) и его дру­зей, которых безбожники жестоко преследовали, мучили, но они не отступили от Ислама, уберегли его, однако все же вынуждены были, ради веры, Ислама, покинуть родину и переселиться в Хабашат.

وفي الحديث: "أنه تصب الموازين يوم القيامة لأهل الصلاة والصدقة والحج، فيوفون أجرهم ولا تصب لأهل البلاء بل يصب عليهم الأجر صبا حتى يتمنى أهل المعافاة في أن أجسادهم تقرض بالمقاريض مما يذهب به أهل البلاء من الفضل"

В другом хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Всех, кто совершал намаз, раздавал милостыню-садака, совершал Хадж, был благочестив, посылают на весы в Судный День, и каждому воздастся по его делам. Тем же, кто в земной жизни был испытан бедствиями и перенес их терпеливо, не поставят весы, а пошлют столько милостей, что люди будут поражены. Те из общин, кому не пришлось в зем­ной жизни терпеть бедствия, видя, какое возна­граждение ждет тех, кто терпел беды, будут мечтать о жизни на земле, чтобы разрезать на куски свое тело железными или огненными ножницами».

عن أبي هريرة رضي الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : "مايزال البلاء بالمؤمن والمؤمنة في نفسه وولده حتى يلقى الله وما عليه خطيئة".

عن عبد الله قال: قال رسول الله صلى لله عليه وسلم: "ما من مسلم يصيبه أذى من مرض فما سواه إلا حط الله به عنه من سيئاته كما تحط الشجرة ورقها".

عن سعد بن أبي وقاص قال: قلت يارسول الله صلى الله عليه وسلم أي الناس أشد بلاء؟ قال: "الأنبياء ثم الأمثل فالأمثل يبتلى الرجل على حسب دينه، فإن كان في دينه صلبا اشتد بلائه، وإن كان في دينه رقة هون عليه فما يبرح البلاء بالعبد حتى يتركه يمشي على الأرض وما عليه خطيئة". (خازن)

В хадисе сказано: «Мусульманин и жена или же дети будут всегда подвергаться испытаниям, пока они, освободившись от грехов, благочестивыми не предстанут перед Богом, то есть, до самой смерти».

В другом хадисе также говорится: «Если мусуль­манин заболеет или пришла к нему другая беда, то, таким образом, с этого человека грехи будут падать как листья с дерева».

Еще сказано, что у Пророка (мир ему и благословение) спросили, кого из людей больше всех посещают беды? Пророк (мир ему и благословение) отве­тил: «Больше всех беды настигают пророков, потом самых их близких, затем их близких».

«На человека беда посылается в соответствии с уровнем его веры. Человека, у которого вера креп­кая и он тверд в ней, настигает большая беда, а дру­гого, у которого вера слабая, посещает беда меньше. Пока раб Аллаха ходит по земле, он не бывает свободным от беды, чтобы тем самым очиститься от грехов».

Есть еще известный хадис: «Колючка не застря­нет в ноге, если она не станет причиной отпущения грехов, то есть, даже она смывает грехи».

Случай с птичкой

Во времена пророка Сулеймана (мир ему) один человек купил за тысячу дирхемов птичку, будучи поражен ее красотой и прекрасным голосом. Однажды на клетку, где она содержалась, села другая птичка и запела, потом улетела. С тех пор птичка хозяина перестала петь. Тогда он пожаловался пророку Сулейману (мир ему) на то, что птица не поет больше. Пророк (мир ему) сказал: «Принеси ее». Хозяин принес птичку. Сулейман (мир ему) спросил у птички: «Хозяин тебя купил, заплатив большую цену, чтобы ты пела, почему же не выполняешь свой долг?». Тогда птица рассказала пророку Сулейману (мир ему): «О, Набиюллах! Скажите этому человеку, пусть не питает надежды, я больше петь не буду, пока нахожусь в клетке». Пророк Сулейман (мир ему) спросил ее: «Почему?». Она поведала следующее: «Я пела, потому что очень тосковала по детишкам, по родине, у меня не было сил, чтобы все это терпеть, и мои песни были песнями жалобы и тоски. Птичка, которая прилетела и села на клетку, рассказала, что хозяин держит и кормит меня только ради моих песен. Теперь я больше петь не буду и буду терпелива к своему горю, участи». Пророк Сулейман (мир ему) передал ее ответ хозяину. Тогда тот сказал: «О, Набиюллах! Птичка рассказа­ла правду. Да, я покупал ее ради песен, отпустите ее на волю». Пророк Сулейман (мир ему) отпустил птичку и вернул хозяину тысячу дирхемов из своих денег. Птица, вырвавшись из клетки-тюрьмы, полетела в небо и произнесла:

سبحان من  صورني وفي الهواء طيرني ثم في القفص صبرني

«Всевышний Аллах , я свидетельствую о благо­сти Твоей, Ты, создавший меня в совершенном виде и научивший летать, и давший мне терпение в тюрьме-клетке».

О люди, подумайте над этим случаем! Каково было этой бедняжке, тосковавшей по детям и ро­дине, которая была не в силах что-либо поделать со своей долей? Когда же она узнала, какое благо в терпении, то смогла быть очень терпеливой и как награду получила свободу. Нам тоже передается знание о благе в терпении, о том, что приходит облегчение, о том, что после беды бывает радость и терпением прощаются грехи. Будьте терпеливы, берите пользу от проповедей-наставлений.

В Коране еще сказано:

(مَا أَصَابَ مِنْ مُصِيبَةٍ إِلا بِإِذْنِ اللَّهِ وَمَنْ يُؤْمِنْ بِاللَّهِ يَهْدِ قَلْبَهُ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ)

سورة التغابن 11

Ничего в этом мире не происходит без ведома и воли Аллаха. Если человек в таком положении убежден, что все это происходит по воле Аллаха, и согласен с этим, то такому человеку Всевыш­ний  поможет проявлять терпение во всех бедах и сердцу его станет легче. То есть, такой человек ясно осознает, что то, что Аллах  предписал для него, обязательно случится, а то, что не предписано, не произойдет. Поэтому он без сомнения соглашается с решением Аллаха  и произносит:

إنا لله وإنا إليه راجعون

Инна лиЛлахи ва Инна илайхи раджиун, и после этого Всевышний  прощает ему грехи и причисляет к рабам, которыми Он доволен. Аллах Всезнающий  и знает, кого от беды освобождать, на кого ее послать, у кого какое сердце, и кому что подходит.

Безбожники говорили: «Если бы верующие были бы на истинном пути, то Аллах  сделал бы все, чтобы уберечь их от бедствий земной жизни». Поэтому Всевышний  разъяснил, что все происходит, только по Его воле, и в этом есть нечто удивительное, известное лишь Ему одному. «Кто верует во Всевышнего, у того в сердце укрепляется убеждение», говорится в аяте. Смысл толкуют следующим образом: если кто-либо верит в Аллаха  и знает, что беду на него напустил Всевышний  из-за его грехов, то у такого человека в сердце укрепляется ясное твердое убеждение, и чем оно больше, тем легче ему перенести беду и быть довольным решениями Господа.

И еще. Если человек верит в бытие Всевышнего, убежден в этом, то у такого человека озаряется сердце светом познания качеств имен Аллаха. То есть, познание Аллаха обязывает знать Его достойные качества: Всемогущий, Всезнающий, Веслышаший, Безначальный, Бесконечный и т. д. Например, если знаешь хана, то должен знать его характер, поведение. Разве можно охарактеризовать совершенно незнакомого хана? Если человек сам не увидел хана, но узнал его по рассказам очевидцев, то он будет уверен, что есть такой хан, и будет стремится лучше его узнать, приблизиться к нему. Приблизившись и узнав его хорошо, у человека обязательно возникнет к нему уважение, любовь; а хан, увидев старание этого человека, может сделать его своим приближенным, даже возвеличить больше других.

Подобно этому, человек, поверивший в Аллаха, убежденный в Его бытии, станет познавать Его сыфаты и имена, и светом этого познания озарится сердце, или же, если вера во Всевышнего у человека крепка, непоколебима, то такому Аллах  даст силы следовать Сунне Пророка (мир ему и благословение). Признаком истинной веры в Аллаха служит постоянство в следовании Сунне Пророка (мир ему и благословение), а также поведение, не позволяющее идти по неверному пути под влиянием страстей нафса.

У чабанов есть поговорка: «В ясный день с отарой могут идти и девушки, а в пасмурный день нужен чабан». Отсюда: Сунна Пророка (мир ему и благословение) – не такая вещь, которую можно соблюдать, когда есть желание, и бросить, когда наскучит. Ваххабиты носили бороды, как будто невозможно было не соблюдать Сунну Пророка (мир ему и благословение), и вдруг стали их брить, хотя никто им этого не приказывал. О подобной вере говорят: такая вера в Аллаха  является ложной.

Еще в одном аяте сказано:

)وَمَا أَصَابَكُم مِّن مُّصِيبَةٍ فَبِمَا كَسَبَتْ أَيْدِيكُمْ وَيَعْفُو عَن كَثِيرٍ) الشورى، الآية 30

Всевышний говорит: «Настигшие вас беды – это результат ваших грехов, большинство грехов Аллах прощает».

В предыдущем аяте говорилось, что никакая беда не приходит без разрешения Аллаха . В этом же аяте говорится, что все беды случаются из-за наших грехов. Как это понять? Никаких противо­речий между двумя аятами нет, последний аят не опровергает смысл предыдущего, то есть, ничего не происходит без воли Аллаха , никакая беда не приходит без Его ведома. Ничего сложного, тайного для понимания здесь нет. Почему? Если мы совершили грех и пришла беда, то поводом для нее служит наш грех, как дождь служит причиной для вырастания травы или щит воина, чтобы уберечь его от удара врага. И дождь льется по Его воле, и щит тоже выкован по Его воле, подобно этому и грех человеком совершается лишь по желанию Всевышнего, чтобы он послужил поводом для беды. Хотя грех совершил раб Божий, он это сделал лишь по разрешению Аллаха. Все сущее на земле создал Всевышний, и характеры хорошие и плохие – все от Него. Доказательством этому служит и следующий аят Корана:

«Аллах  создал вас и ваши деяния, т.е., все: будь это плохое или хорошее деяние. Создавший, Халик – это Всевышний. Использование этого деяния – дело раба. В зависимости от использования рабом этих деяний, происходит получение воздания или наказания».

Это вероубеждение людей Сунны (суннитов).

(وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ) سورة الصافات الآية 96. وظهر من فحوى الآية أن الأفعال مخلوقة لله مكتسبة للعباد حسبما قالته أهل السنة والجماعة وبالاكتساب يتعلق الثواب والعقاب. (روح البيان).

وفي الحديث: "لا يرد القدر إلا بالدعاء ولا يزيد في العمر إلا البر، وإن الرجل ليحرم الرزق بالذنب يصيبه". قوله: "لا يرد"....الخ، لأن من جملة القضاء رد البلاء بالدعاء فالدعاء سبب لدفع البلاء وجلب الرحمة كما أن الترس سبب لدفع السلاح والماء سبب لخروج النبات من الأرض.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: лишь дуа способна отвратить смерть, и жизнь не увеличивается ничем, кроме как хорошим поведением (самое лучшее – раздача милостыни, связывая ее с родными). Отдаление смерти молитвой, увеличение жизни хорошим поведением тоже происходит только по воле и желанию Аллаха , подобно щиту, который защищает от удара, или дождю, являющемуся причиной роста травы.

Из книги досточтимого шейха Саида-Афанд Аль-Чиркави

«ПОБУЖДЕНИЕ ВНЯТЬ ПРИЗЫВУ КОРАНА»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.