Первым, кто собрал хадисы в одну книгу, был Мухаммад ибн Муслим ибн Убайдуллах ибн Абдуллах ибн Шихаб аз-Зухри аль-Мадани. Он был одним из величайших имамов, учёным Саудовской Аравии и Сирии. Умер он в 124 году по хиджре. Хадисы начал собирать по повелению Умара ибн Абд аль-Азиза (да будет доволен им Аллах).
Передаёт Абу Нуайм от Мухаммада ибн Хасана от Малика, что «первый, кто начал собирать хадисы, был ибн Шихаб», то есть имам аз-Зухри.
Когда Умар ибн Абд аль-Азиз заметил, что многие хафизы – люди, знающие хадисы, умирают, не оставляя тех, кто подобен им, а также заметив, что распространяется заблуждение, он велел своим подчинённым в различных странах и различным учёным, чтобы они записывали хадисы Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).
Имам Бухари сказал в «Сахихе» в главе «Как собиралась эта наука»:
«Написал письмо Умар ибн Абд аль-Азиз к Абу Бакру ибн Хазм: «Посмотри и то, что является хадисом, запиши. Я боюсь, что уйдут уроки и учёные, и не будет приниматься ничего, кроме хадиса Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Исчезнет знание и преподавать науку будут незнающие. Знание не исчезает, пока не станет тайной».
Передал Абу Нуайм в книге «Тариху Исбахан», что Умар ибн Абд аль-Азиз написал учёным: «Посмотрите хадисы Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и соберите их».
После этого пришло новое поколение учёных, каждый из которых собирал книги, включали туда слова сподвижников и фетвы табиинов.
Имам Малик составил Медине сборник хадисов «аль-Мувата» и выделил в нём хадисы, на которые опираются люди в Саудовской Аравии.
Абу Мухаммад Абду Малик ибн Абдул Азиз ибн Джурайдж составил сборник хадисов в Мекке.
Абу Амр Абдурахман аль-Авзаи составил сборник в Сирии.
Абу Абдулла Суфяну ибн Саид ас-Саври - в Куфе.
Абу Салма Хаммаду ибн Салма ибн Динар - в Басре.
За ними последовали многие учёные их поколения, распространяя хадисы своим способом. Некоторые из этих учёных пожелали приводить только хадисы Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).
Убайдулла ибн Муса аль-Абси Аль-Куфи составил муснад. А также Мусаддад ибн Мусархад аль-Басри, Асад ибн Муса аль-Умави, Нуайм ибн Хаммад аль-Хузаи. За ними последовали учёные. Большинство имамов составляли свои муснады, из них были: имамы Ахмад ибн Ханбал, Исхак ибн Рахувея, Усман ибн Абу-Шайба и другие.
Затем пришел имам Бухари, увидел эти книги и передавал их. Но эти сборники содержали в себе хадисы хасан, сахих и заиф (слабые), из-за этого у него появилось желание собрать только достоверные хадисы. Имам Бухари являлся тем, кто первый составил сборник только достоверных хадисов. В этом за ним последовал имам Муслим.
Хафиз Имам Суюти также в своей книге «аль-Фия» сказал, что первый, кто собрал хадисы, был имам аз-Зухри по повелению Умара ибн Абд аль-Азиза. Те, кто составили хадисы по главам, были учёные, которые жили ближе ко времени имама аз-Зухри - ибн Джурейдж, Хушайм, Малик, Мамар.
Статья составлена по книге « Шарх аль-Манзумату Байкуния».