Книга устаза

24 Ноябрь 2010
5370

Мактубат Хасана Афанди

Мактубат Хасана АфандиИменем Аллаха, милостивого и милосердного.
Вся хвала Всевышнему Аллаху, который сделал нас мусульманами и сделал из общины господина всех пророков и посланников – Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Самая большая милость и благо проявленное человеку, это наставление его на истинный путь – путь поклонения Одному Аллаху. Он должен всегда помнить это и благодарить Всевышнего за эту милость.

Я хотел бы рассказать о книге «Мактубат» великого шейха накшбандийского, шазилийского и кадирийского тарикатов Хасана Афанди из селения Кахиб.
Хасан Афанди написал свою книгу, надеясь на то, что она станет ключом к дверям приближения к Всевышнему Аллаху и лестницей вступившим в этот путь, для их укрепления на этом пути. В этой книге автор затрагивает очень много вопросов и раскрывает их сущность. Особенно тех наболевших вопросов, которые существуют в наших краях.

В первой главе Хасан Афанди объясняет обязанность вступления под опеку духовного наставника – шейха, тому, кто не наделён духовно чистым сердцем, то есть у кого сердечные болезни, такие как гордость, самодовольство, зависть, ненависть и другие болезни. И объясняет о дозволенности вступления в путь тариката, тем, кто занят специальной работой, ремеслом или другими видами работы, и отвечает тем, кто это отрицает. Также в этой главе автор рассказывает об особенностях накшбандийского тариката, о его достоинствах и пользе. Также объясняет цель шариата, тариката и хакиката. Хасан Афанди рассказывает, что когда он увидел то, что делают самозванцы, прикрываясь именем тариката, то он понял, что люди этого тариката нуждаются в книге, которое объясняет истину, устранит сомнения и очистит её от новшеств. И из-за этого стало необходимым, выявить суть тариката, рассказать о её источниках, целях, объяснить её основы и формы. С этим намерением он вступил в составлении этой книги, которая охватывает вопросы, связанные с тарикатом и с её положениями, приводя это из книг авторитетных учёных, таких как Ибн Хаджар аль-Хайтами например, который сказал на счёт накшбандийского тариката:

 إنها الطريقة السالمة من كدورات جهلة الصوفية

«Поистине этот тарикат чист от всяких примесей невежественных суфиев…», (то есть, в нём нет места для искажений, выбраны самые надёжные и безопасные методы поминания и поклонения). Такая высокая оценка этого пути, данная учёным такого высокого ранга, как Ибн Хаджар, более чем достаточна для нас. Также из причин побудивших Хасана Афанди написать эту книгу, это то, что он увидел некоторых людей, которые утверждали, что у них имеется полноценное разрешение на наставничество (الإجازة ) и что они накшбандийцы или кадирийцы. Хасан Афанди рассказывает, что он встретился с одним из них и тот утверждал, что он имеет большую степень (القطبية الكبرى ), и что нет на земле достойного, чем он, за которым нужно следовать.  А когда я его испытал, то оказалось, что он даже не сделал первый шаг в первую ступень из ступеней тариката. И он сам признался, где находились и учёные, что у него нет духовного наставника, что его духовный наставник – сам Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям). Потому что он увидел Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) во сне и именно из-за этого он стал шейхом. Раскрывая все эти вопросы и отделяя истину ото лжи, Хасан Афанди написал отдельную книгу, которая называется –Танбиху-ссаликин иля гуруриль-муташайихин (تنبيه السالكين إلى غرور المتشيخين ).  

Объясняя шариат, тарикат и хакикат, Хасан Афанди пишет: «Ты знай мой брат, тарикат и хакикат являются слугами шариата. Великие шейхи говорят: «Если не следовать чистому шариату, нельзя вступить на суфийский путь, а если не соблюдать адабы в тарикате, то не достигнуть истины (хакикат). Теперь разъясним это в примере. Например, ложь – это то, что запрещено в шариате, и, обязательно следует стараться оберегать свой язык от него. Остерегаться этого и есть шариат. И даже если мы убережём язык от греховного, то его след в виде желания говорить запретное обычно сохраняется в сердце. Старание, придерживаясь правильного пути, очищать сердце от такого следа (желания) и есть тарикат. И, наконец, полное исключение лжи, даже ненамеренной, из языка и из сердца, есть истина (хакикат), к чему мы и должны стремиться. Как видно, к этой истине трудно дойти без вступления на путь тариката. Получается, что тарикат служит для усовершенствования шариата, это одно и то же, и между ними нет разницы. Если человек поклоняется Всевышнему Аллаху и выполняет его повеления с искренним сердцем, без душевных болезней, как повелел Аллах, то этот человек является обладателем шариата, тариката и хакиката, и такой человек не нуждается в духовном наставнике. Но у кого не получается выполнять повеления Аллаха таким образом, то он нуждается в духовном наставнике, лекаре, который поможет ему вылечить духовные болезни и поможет ему  исправить своё намерение.

По этому поводу великий суфий, имам Раббани сказал:

 المقصود من سلوك طريق الصوفية ازدياد اليقين بحقيقة المعتقدات الشرعية التى هى حقيقة الإيمان, وحصول اليسر فى أداء الأحكام الشرعية, لا أمر آخر وراء ذلك.      

             
«Цель от вступления в путь тариката – это увеличение степени шариатских вероубеждений, которое является сущностью веры (имана), получение облегчений при выполнении наших обязанностей, не более того».    

«Тарикат – это большой редкий жемчуг, это бесценно высокая степень. Аллах показывает его тем рабам, которыми Он доволен, даруя им видение сердца. Об этом легко говорить, но трудно дойти до его смысла. Это бесподобное сокровище. Подумай о смысле слова «суфий». Суфий – это тот, чьё сердце очистилось и кем доволен Аллах. Какой жемчуг может быть ценнее этого, особенно в наше время. Кто его найдет, кроме того, кто нашёл его с помощью Аллаха. Но степень суфия не достигается только тем, что его будут так называть, или из-за ношения специальной одежды. Истинный суфий – это тот, кто не чувствует в сердце даже своего существования в этом мире, он находится в степени исчезновения (фана). Ему даже не нужно знать о таком своём состоянии, он просто исчезнувший, погрузившийся в море познания Аллаха. Поэтому шейхи говорят, что суфий – это тот, кто оставил, бросил этот и вечный мир, не думая о них, полностью обращаясь к своему Господу – Аллаху.
Истинных путей (тарикатов) много, хотя мало тех, кто истинно следует им. Как говорят, «сколько людей, столько же путей к Аллаху», но самый лучший, близкий к достижению познания Аллаха, лёгкий, направляющий к истинному шариату, более безопасный и соответствующий величественному пути Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) – это накшбандийский путь. Доказательством этого является то, что он берёт начало от самого приближённого сподвижника Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) – Абу Бакра ас-Сиддика. Его превосходство признали все учёные. Как этому не быть, когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Всевышний не влил в моё сердце ничего, чтобы я не влил это в сердце Абу Бакра». Есть ещё много доводов в пользу этого тариката. Некоторые из них: накшбандийцы следуют самым непоколебимым устоям шариата, не ища лёгких путей, уходят от облегчения и не приближаются к плохим нововведениям, настойчиво соблюдают все этические нормы благонравия, отдалившись от всех порицаемых качеств. Поэтому, как сказал наш господин Мухаммад аль-Бухари аль-Увайси, который известен как Шах-Накшбанди: «Тот, кто отвернётся от нашего тариката, рискует потерять веру». Этот тарикат основан на вселении в сердце тяги к Аллаху. Его особенностью является то, что такая тяга появляется прежде, чем вступают на этот путь, в отличие от других тарикатов.

Все тарикаты правильные, но у каждого есть свои особенности, свои доводы. Как и все сподвижники, которые находились на правильном пути, имели разные собственные степени перед Аллахом, так и все тарикаты правильны и их цели одинаковы, хотя они имеют свои особенности и разные методы. И этой общей целью является достижение искренности во всех видах поклонения, как указывает нам Всевышний Аллах:

 وما أمروا إلا ليعبدوا الله مخلصين .. (البينة,5)      

  
Смысл:  «И не было им велено ничего, кроме как искренне поклоняться Аллаху…». Для каждой степени в каждое время есть свои выражения и свои люди, а цель у них одна – богобоязненность.

Но существует в настоящее время и такие, которые используют разные ложные высказывания, приписывая их к суфиям, - это смута, запретное в шариате, не соответствующее пути Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Некоторые лжешейхи, занимаясь нововведениями, способствуют порождению мнений, что они делают большое благое дело. Распространяя всякие слухи о чудесах, они сеют смуту, порождая неизлечимую болезнь. Целью накшбандийского тариката является обретение постоянного хузура везде и всюду. Достижение уединённости и неизвестности, находясь среди людей – это их путь. Тайное поминание Аллаха – это их метод. Мы не в силах приводить здесь все достоинства и особенности накшбандийского тариката. Кто желает узнать об этом более подробно, пусть читает книги великих суфийских шейхов.

Также Хасан Афанди рассказывает в этой книге о разных видах поминания Аллаха, объясняет этику (адаб) по отношению к шейху, перечисляет, какими условиями должен обладать духовный наставник, раскрывает степени приближения к Аллаху, рассказывает о ценности тариката, рассказывает о рабите, о её пользе. Также объясняет способ посещения духовного наставника и адабы посещения, рассказывает о форме таваджуха и  его пользе, также объясняет муракаба и то, что связано с ней, объясняет, как человеку избавиться от наущений сатаны (васвасов). Объясняет понятия – фана’ и бака’, способы чтения хатму, салавата, их адабы и пользу. Также в этой книге вы найдёте содержательное завещание и полезное наставление, в котором нуждаются все верующие люди, особенно в наши дни. Также найдёте письмо с завещанием к своему сыну Мухаммад Арифу, письмо к правителям. Рассказывает также о разрешениях (иджаза), которые он дал учёным из числа своих муридов для обучения, побуждает к терпению в бедах и несчастьях и объясняет её пользу.

Вы найдёте в этой книге очень много полезного, которое мы не перечислили. Пусть и нам достанется баракат этого великого шейха. Амин.

Моллаев Арслан.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.