Исламские знания.
Неотъемлемой частью Сунны Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) является приобретение знаний. Мусульманин без знаний не может обходиться. Если мусульманин хочет мирского, ему необходимы знания, если нужен ахират, тоже нужны знания.
Если он хочет и дунья и ахират, ему нужны знания. Без знаний мусульманин ни того, ни другого не сможет сделать. Во многих аятах Корана Всевышний призывает к приобретению знаний. В одних аятах Всевышний подчёркивает великое достоинство обладающих знаниями. Причина всех бед уммы заключается в нашем невежестве. И невозможно бороться с невежеством, кроме как распространением и изучением знаний.
С невежеством должен бороться каждый из нас, начиная с невежества собственного. Каждый человек должен быть в поиске знаний. Многие думают, что ильм изучать - дело только мутаалимов. Нет, мы все, особенно начиная с совершеннолетия, обязаны встать на путь приобретения знаний и находиться на этом пути до самой смерти. Пока не обретёшь необходимые знания, ты будешь далёк от сути и истины нашей религии.
Ты не поймёшь, что такой иман, как проповедовать, соблюдать Ислам. Без знаний в Исламе ты никто. В хадисе, который приводит Муслим и Бухари, говорится: «Тот, кому Всевышний хочет дать благо, получает понятие в религии (фикх)». Аллах не говорит «ильм». Потому что у слов «ильм» и «фикх» немного разное значение.
Ильм - это твой кругозор, твоё знание. Фикх - это более глубокое понятие. Ильм - это знание внешних правил, норм, законов Ислама, фикх - внутреннее, скрытое знание, которое дает тебе познание сути этой религии. Знаниями могут обладать и востоковеды, и неверующие, а фикха удостаивается только верующий. Поэтому фикх Всевышний даёт только возлюбленным Своим рабам. Мирское же богатство вовсе не показатель любви Всевышнего, Он дарует его и тем, кого ненавидит.
Например, мирское богатство Аллах дал Абдуррахману ибн Авфу, возлюбленному из сподвижников, а также Каруну - грешнику, который отошёл от веры. А ильм, фикх Всевышний дарует только тем, кого Он действительно любит. Свидетельством этого служит аят, где Аллах говорит о пророке Мусе: «Когда он достиг зрелого возраста, т. е. когда ему исполнилось более 30 лет и вступил в 40-летие, Я ему даровал знание и мудрость, таким образом Я даю благодетельствующим».
Есть очень много хадисов о вступивших на этот путь. Это один из наилучших видов поклонения Аллаху. В «Сахих уль Муслим» приводится следующее: «Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Тот, кто вступить на путь поисков знаний, тому благодаря этим знаниям Всевышний облегчит путь в Рай. Какая бы община не начала в одном из домов Аллаха (мечети) читать книгу, обучаться чтению, к ней снисходит спокойствие, и её покроет Всевышний Своей милостью и окружит Своими ангелами. Всевышний упомянет эту общину в мире ангелов».
Необходимо следить, когда мы собираемся, о чём мы говорим. Так как Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) тех людей, которые собираются, беседуют, и, не упомянув имя Всевышнего, расходятся, уподобил тем, которые собирались вокруг мертвечины. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Превосходство знающего над тем, кто поклоняется без знаний, подобно превосходству луны над остальными звёздами. Воистину, учёные - наследники пророков, они не оставили после ни динаров, ни дирхамов, воистину они оставили в наследство знания, и тот, кто приобретает эти знания, получает из наследства Пророка полную его долю».
У каждого своё поклонение.
Исламские учёные единогласны в том, что для каждого человека самый подходящий вид поклонения (ибадат), который соответствует и месту, и времени, и обстоятельствам. Например, заболел твой отец, и лечение отца, уход за ним - лучший ибадат для тебя.
Если до этого у тебя был другой ибадат, то этот ибадат становится приоритетным. Ты был бедным, Аллах дал тебе богатство, и в этот момент твоим ибадатом не является пропадать в мечети и опасаться, как бы копейка никуда не ушла, а твой ибадат - расходовать эти деньги согласно нормам Ислама. Если приобрёл знания, самое лучшее - расходовать, распространять эти знания. У каждого тот вид ибадата, который лучше для него. И поэтому сатана отвлекает нас от того, что лучше для нас. Сатана может заставить нас заняться второстепенными делами под лозунгами Ислама.
А вот знание - это тот ибадат, который необходим каждому. Поклонение посредством знаний - это тот ибадат, в котором нуждается и бедный, и богатый, и правитель, и подчинённый. К сказанному можно добавить доказательства из жизни сподвижников.
Например, от Халида ибн Валида не передано ни одного хадиса, но он участвовал в более чем 100 битвах и на его теле не было места, где не было бы раны. Абу Хурайра передал от Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) более 1000 хадисов и т.д. Жизнь сподвижников показывает, что у каждого есть вид ибадата. Всевышний, обращаясь к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям), сказал: «Воюй с их невежеством с помощью Священного Корана». Джихад с невежеством, приобретение и распространение знаний - это не простое дело. Нам необходимо уделить время, энергию и, главное, терпение в деле приобретения знаний. Поэтому это и называется большим джихадом, так как это – путь наших пророков и он намного тяжелее, чем взять в руки автомат. Ибн Масуд говорит: «Благой маджлис тот маджлис, в котором распространяется знание об Исламе, и в котором снисходит милосердие от Аллаха». Аль-Хасан говорит: «Если бы не знание, люди превратились бы в диких зверей». Вот где есть ответ на наши вопросы. Нам нужны знания, и только они нас спасут.
Да поможет нам Аллах в приобретении знаний! Амин.