День из дней Аллаха

24 Февраль 2011
1299

О мавлиде по Корану и Сунне.

День из дней АллахаНас обучил Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) и его сподвижники после него, пониманию Сунны и того, что является новшеством. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Тому, кто создаст хороший путь, будет воздаяние и ещё воздаяние тех, кто следует этому пути до Судного дня».

Это хорошая Сунна, верующий старается следовать ей. Но есть условие, чтобы этот путь был из религии, чтоб использовал религию в жизни. Приведём пример из жизни имама аш-Шафии.

Однажды, когда он пришёл в мечеть – нашёл там мусульман, читающих такбир в праздничный день. Это был такой такбир, который не дошёл до нас ни от Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) ни от сподвижников. Имам аш-Шафии сказал, что люди, читающие этот такбир, делают хорошее. Имам аш-Шафии – это ученый, который разъяснил нам, все дозволенное и запретное согласно Шариату. Это человек, который полноценно понял Коран, Сунну Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), его жизнеописание и понимание сподвижников – и стал одним из больших муджтахидов. И прибавил к этим знаниям богобоязненность. Поэтому салафу-салихины обучили нас, следовать пути Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

Рассмотрим такой пример, взять азкары – поминание Аллаха, их сколько угодно можно читать, нет им ограничения. Допустим, пришёл человек и говорит: «Я никогда не буду читать азкары, кроме тех, которые пришли от Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)».

Другой пример: когда мы совершаем Хадж или Умру, есть мольбы, читаемые при тавафе – в первом кругу читайте такое, во втором такое, в третьем такое, и так далее. Эти мольбы не пришли от Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). И что тогда он скажет? – это, значит, новшество? Эти мольбы дошли до нас от салафу-салихинов, это их обращение к Аллаху.

Когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) слышал чтение «ляббайка» от людей, каждый читал его по-своему, их формы чтения отличались друг от друга. Он их так и оставил, потому что это – красивая речь. Это азкары, мольба, это слова, исходящие от сердца.

Когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) видел того, кто ограничивал, запрещая подобное – то говорил: «И вот он, настоящий нововведенец!» – поскольку он запрещал то, что разрешил Пророк (салляллаху аляйхи васаллям).

Мавлид.

Давайте придём к вопросу о мавлиде. Алимы всегда, когда их спрашивали о чём-либо, обращались к Корану и Сунне, и размышляли, находимся ли мы в пределах Корана и Сунны? Ведь как сказал Джунайд аль-Багдади, наш путь связан с Кораном и Сунной. Мы не имеем права переходить границы Корана и Сунны – но, при возникновении вопроса, обращаемся к путям. И таким образом обучил нас Пророк (салляллаху аляйхи васаллям). Кто желает найти решение – смотрит на Ислам.

Ограничивали Ислам во время Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), утверждая своим деянием (не убеждением и не словами!), что Ислам – не благочестивая религия для всего времени и места, что она – сжатая и несвободная. Каждый, кто так говорил – это лжец, наговаривающий на религию Ислам.

Когда Малик Музаффар пожелал собраться с людьми для празднования рождения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Они спросили у алимов разрешено ли собираться для празднования дня рождения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)? Для прояснения этого вопроса исламские ученые написали книгу, в которой разъясняется дозволенность совершения мавлида.

Обратимся к Корану: что говорит нам об этом Аллах? Аллах говорит: «И напомни им дни Аллаха» (Сура «Ибрахим», аят 5). Это повеление относится ко всему. Это повеление для всех верующих до Судного дня. Ибо так сказано в Коране.

Разрешено ли мусульманам собираться при взятии Мекки? Да, так и делаем: собираемся, радуемся о взятии Мекки в месяц Рамазан и победе в битве при Бадре. Разрешено ли мусульманам собираться в месяц Рамазан на десятый день, в котором Аллах даровал нам победу? Да, разрешено. Люди радуются, появляются духовные добрые стремления у мужчин и женщин, объединяется умма – да, значит, это можно. Можно ли собираться в день, когда Аллах даровал победу Салахуддину? Да, можно. В Коране так говорится: «Напомни им дни Аллаха».

Является ли день рождения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) днём Аллаха? Приносит ли этот день радость в сердца мусульман, независимо от возраста? Да! Кто хочет, признаёт это, а кто хочет – нет. Но всё же это – Господин людей и печать Посланников, Господин Пророков, это любимец Аллаха, это милость для миров. День, когда он пришёл, это день из дней Аллаха!

Также алимы, с их духовно глубоким пониманием, обращают внимание на религию. Но тем не менее, некоторые старались очернить религию во время Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), говоря: «Вы не на правильном пути, вы сбились с пути истинного!».

Давайте теперь обратимся к Сунне, мы нашли высказывания учёных об этом.

Имам ас-Суюти написал о дозволенности мавлида. Также и Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «амируль муминин» в хадисе, толкующий хадисы от аль-Бухари.

Мы нашли то, что когда Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) пришёл в Медину и увидел, что иудеи соблюдают пост в определённый день, он спросил: «К чему это?» Они ответили, что это день, когда Аллах спас Мусу (аляйхи-с-салям) – это день Ашура. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Мы более достойны праздновать это, ибо мы близки к Мусе (аляйхи-с-салям)» – и повелел сподвижникам соблюдать пост. Собираться в честь того, что Аллах спас Мусу (аляйхи-с-салям) – это из религии. Мы, как все знают, собираемся в день Ашура.

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) отмечал день спасения Мусы (аляйхи-с-салям). А можно ли мусульманам собираться в день рождения Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и радоваться? Это восхваляемый поступок или порицаемый?

Обсудим это: в хадисе от аль-Бухари говорится, что во сне, когда увидели Абу Лахаба, спросили его: «Как поступил с тобою Аллах?» Он ответил: «Аллах облегчает мне могильные муки по понедельникам, потому что в этот день я отпустил на волю рабыню Сувайбу, которая принесла весть, что наша госпожа Амина родила Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям)».

Что означает этот сон? А то, что этому человеку облегчают муки по понедельникам из-за того, что он обрадовался рождению Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Эта радость принесла пользу неверующему, и о его неверии вынесено решение в Коране.

Это человек, которому вынесли такое решение, ибо он кяфир – и вот ему Аллах облегчает муки по понедельникам из-за проявленной радости по случаю рождения Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). А что ты думаешь о радости мусульманина по случаю рождения Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям)? Проявление радости Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям) это от веры, по единогласному мнению учёных.

Если радость о Пророке (салляллаху аляйхи васаллям) принесла пользу кяфиру – то какое же облегчение будет мусульманину за радость о Мухаммаде (салляллаху аляйхи васаллям)!? Он получит воздаяние – иншааллах – от Всевышнего.

Группа противников мавлидов приводит хадис: «Дело того, кто внесёт в наше дело то, что не имеет к нему отношения – будет отвергнуто». А что не имеет к нему отношения? Если это из религии – то это хорошее новшество, без сомнений. Так обучили нас и саляфу-салихины. Мы должны брать пользу от хорошего и оставлять плохое – но всё же мы отвлекаемся на эти вещи. И вынуждены обсуждать именно такие вопросы!

Проповедь Муфтия Египта: Али Джумаа.

Перевод с арабского: Гаджимурад Омаргаджиев.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.