Последовать примеру Всевышнего

Смысл благословения.

Последовать примеру ВсевышнегоБлагословение (салават) любимого Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) – это наша мольба, обращенная к Всевышнему Аллаху: «О, мой Аллах! Ты благослови (салават) и приветствуй (салям) Пророка!». Более полный смысл этой мольбы таков: «О, мой Аллах, Ты одари его особой милостью, связанной с его возвеличиванием, и Ты защити его от бедствий и вреда обоих миров и от всех недостатков!».

Благословение – это особая милость Всевышнего Аллаха, связанная с возвеличиванием. Наш Создатель избрал и возвеличил пророков из всех Своих творений и обособил, выделил их этой милостью. Она – специально для них, поэтому благословлять можно только пророков. Однако можно, благословляя их, упомянуть и других благочестивых людей. В частности, благословляя нашего любимого Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), можно упомянуть всех членов его семьи и его сподвижников. Это является сунной. Также является сунной благословлять и других пророков, но в этом случае рекомендуется вначале благословить Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), а затем и остальных. Например, благословляя пророка ‘Ису (мир ему), лучше и высокочтимее сказать: «Да благословит Аллах Пророка Мухаммада и ‘Ису и да приветствует их!».

Священный Коран о достоинствах благословения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)

Всевышний Аллах в Своем священном Коране говорит:

Смысл: «Поистине, Аллах и ангелы Его благословляют Пророка. О те, которые уверовали, вы также благословляйте его и приветствуйте усердно!». (Коран, 33: 56).

В этом священном аяте Всевышний Аллах повелевает нам и обязывает нас благословлять и приветствовать благородного Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). Поэтому мы обязаны благословлять Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) в каждом намазе и хотя бы один раз в своей жизни сделать это вне намаза. В остальное время постоянно благословлять его является сунной.

В указанном аяте Всевышний Аллах, прежде чем повелеть нам благословлять Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), сказал, что Он Сам и Его святые ангелы благословляют Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), более того, Всевышний сказал: «поистине благословляют», усилив тем самым его значимость. Затем Создатель обратился к верующим с ласковыми, пленяющими их сердца словами: «О те, которые уверовали!» Только после этого Он повелел, чтобы мы также благословляли его. Повелел не только благословлять, но и приветствовать. И не просто приветствовать, а приветствовать усердно.

Обратите внимание, дорогие мусульмане, как настоятельно Всевышний Аллах требует от нас, чтобы мы благословляли своего любимого Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). Ученые-богословы (алимы) и познавшие Всевышнего Аллаха (‘арифуны) самым высоким счастьем и радостью от благословения Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) считают выполнение указанного повеления Создателя, и кроме того, благословляя его, они также оказываются исполнителями того, что делают Всевышний Аллах и Его ангелы.

Эти достоинства, а также безудержная любовь и желание благословлять Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) и то счастье, которое заключено в нем, буквально опьянеют людей, приближенных к Аллаху и познавших Его.

В выполнении воли Господа всего сущего и в следовании тому, что делают Его ангелы, они видят высшую степень достоинства благословения и его самое большое счастье. Затем они принимают во внимание и свое желание оказаться в числе тех, кто хотя бы частично исполняет свой долг перед любимым Пророком (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), который был послан как милость для всех миров и стал поводом для получения человечеством стольких благ и милостей Аллаха. Ибо полностью исполнить этот долг перед ним мы не в состоянии, что бы мы ни делали. Также часто благословлять Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) их побуждает и сама огромная любовь, которую они испытывают к нему.

Ибн Касир в своем «Тафсире» пишет: «Всевышний Аллах, ниспослав этот аят, сообщил Своим рабам о том, какими достоинствами и величием Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) обладает перед ангелами. То есть Сам Господь выявил величие Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) перед Своими святыми ангелами и сообщил, что ангелы также благословляют его, а затем повелел джиннам и людям благословлять его и приветствовать». («Мухтасар Ибн Касир». Т. 3. С. 110).

В комментарии (тафсир) к Корану, принадлежащем перу Ибн ‘Аджиба, написано: «Ты знай, что благословение Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) является лестницей, ведущей к познанию Всевышнего Аллаха. Потому что частое благословение Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) обязательно влечет за собой любовь к нему. А любовь к нему вызывает любовь к Всевышнему, что, в свою очередь, приводит к любви Создателя к Своему рабу. Любовь же Господа притягивает, приближает раба к Нему. Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) подобен ближайшему визирю царя. Тот, кто желает пойти к царю, услуживает и приближается вначале к визирю, а потом визирь ведет его к царю».

Поэтому Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) подобен самым большим и широким вратам, ведущим рабов к познанию Творца. Того, кто желает отправиться к Всевышнему Аллаху, не войдя в эти врата, Он не принимает, а изгоняет. Джазули говорил: «Для того, кто желает приблизиться к Всевышнему Аллаху, одним из самых необходимых факторов является благословение Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям)». В комментарии к книге «Далаиль аль-хайрат» пишется, что в самом благословении Посланника Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) содержится несколько доводов в пользу того, что его благословение является особо важным и значимым деянием.

Во-первых, оно обозначает стремление совершить тавассуль (приближение) к Аллаху посредством Его самого любимого и избранного Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). Ведь Всевышний в священном Коране повелел: «Вы ищите василат, т. е. средства, пути приближения к Нему». И нет более достойного, большего и близкого пути, средства и причины для постижения Всевышнего Аллаха, чем Его самый любимый Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям).

Во-вторых, Всевышний Аллах повелел нам призывать на него благословение и обещал тому, кто часто благословляет его, большое вознаграждение и прекрасное пристанище – Рай. Следовательно, благословение Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) является самым полезным деянием, самой прекрасной речью, самым чистым состоянием, самым приближающим к Всевышнему действом, самым благодатным, всеобщим и благим деянием, вызывающим довольство Создателя, посредством которого обретаются высоты счастья в обоих мирах, и одним из тех деяний, благодаря которым Господь принимает мольбу (дуа) раба и возвышает его степень.

Поэтому Всевышний Аллах, обращаясь к пророку Мусе (мир ему), сказал: «О Муса, если ты хочешь, чтобы Я приблизился к тебе больше, чем твоя речь к твоему языку, твои помыслы – к сердцу, твое тело – к душе, твое зрение – к глазам, то благослови Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям)!»

В-третьих, Пророк Мухаммад (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) является самым любимым, самым высокочтимым рабом Аллаха. И потому Сам Господь и Его ангелы благословили его. Любить Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), которого любит Всевышний Аллах, для народа стало обязательным, так же как вменяется в обязанность стремление приблизиться к Творцу посредством проявления любви к Посланнику Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). Стало обязательным прилагать все свои усилия в выполнении своего долга перед ним, так же как стало обязательным для верующих благословлять его.

Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), поэтому и мы обязаны благословлять его. Благословение Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) Всевышним Аллахом и ангелами является более великим достоинством, нежели совершение земного поклона ангелами перед пророком Адамом (мир ему). Об этом мы поведали и выше.

В-четвертых, в многочисленных хадисах повествуется о достоинствах благословения Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). Многократно благословляющий Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) обретет достоинства этого и потустороннего миров и довольство Всевышнего Творца.

В-пятых, благословляя Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), мы выражаем ему свою благодарность. Всевышний повелел нам благодарить тех людей, которые делают нам добро. Все блага, которые мы получаем, предыдущие из них и последующие, известные и неизвестные, большие и малые, явные и тайные, даже наше сотворение Всевышним и существование, а также все другие мирские и потусторонние блага, которыми Всевышний одаривает нас, – причиной всему этому послужил святой Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). За это мы обязаны выражать ему благодарность, и поэтому нам подобает при каждом вдохе и выдохе благословлять его.

В-шестых, частое благословение Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) освещает сердца, увеличивает бдительность, внимательность. Потому и говорят: «Тот, кто не нашел истинного духовного наставника (муршид), пусть чаще благословляет Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям)». Однако для того, чтобы человек совершенствовался в Шариате и хакикате (истинное направление веры) и достиг уровней фанаъ и бакаъ, ему обязательно необходимо вступить под духовную опеку совершенного муршида». (В сокращении взято из тафсира Ибн ‘Аджиба. Т. 6. С. 53 – 55).

В своей книге «Ас-Саляту ‘аля ан-набиййи» Абдуллах Сираджуддин аль-Хусайни, давая толкование указанному аяту, пишет: «В этом священном аяте Всевышний сообщает Своим рабам о высокой степени любимого Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) перед ангелами и о том, что все ангелы благословляют его. Все это свидетельствует о высокочтимости Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) перед Всевышним, о его степени и величии.

Затем Всевышний Аллах повелел джиннам и людям благословить и приветствовать Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), чтобы тем самым удостоить его величия, достоинств и превосходств среди мира ангелов и мира джиннов и людей. Аллах объявил об избранности, степени и величии Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) в мире ангелов и распространил весть об этом на земле. То есть Он довел весть о величии Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) до всех Своих творений, чтобы они знали, каким достоинством Любимец (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) обладает перед Господом великого ‘Арша. Всевышний Аллах благословляет любимого Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), возвеличивая его, и ангелы Создателя благословляют его, чтобы посредством этого благословения получить благодать и достоинство, чтобы наслаждаться таинствами этого благословения и облагораживаться посредством его сияния (нур).

Содержание и структура аята свидетельствуют, что Всевышний и Его ангелы всегда благословляют его, и это будет продолжаться вечно. Само обращение Всевышнего: «О те, которые уверовали!», - подтверждает, что благословение Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) тесно связано с верой (иманом). Цель того, что Всевышний не назвал Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) по имени, как других пророков, а сказал, что Он благословляет этого Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), заключается в том, чтобы тем самым показать нам избранность и превосходство Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) над остальными пророками.

Его пророчество в духовном мире (в мире душ) является началом всех пророчеств, а в материальном мире его пророчество является завершающим пророческую цепь. А то, что Всевышний наряду со Своим именем упомянул ангелов, показывает, что они также являются очень ценными и любимыми рабами Аллаха. Количество этих ангелов не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха. Какими же должны быть величие, достоинство и степень Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), которого такие дорогие для Всевышнего ангелы благословляют беспрерывно!».

Таким образом, этот ученый на 22-й странице своей книги дает удивительную интерпретацию указанному священному аяту.

Похожие материалы: