Почему средний возраст современного человека 60-70 лет?

9 Апрель 2011 6379

Пророк Мухаммад (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) дал ответ на этот вопрос.

Почему средний возраст современного человека 60-70 лет?В сборнике хадисов «Сахихуль Бухари», приводятся слова Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), общий смысл которых такой: «Вы (мусульмане), останетесь на этой земле на время, подобное времени перед закатом до заката солнца, в то время как иудеи оставались проживать на этой земле на время, подобное времени с утра до обеда, а христиане – с обеда до наступления предзакатного часа». (См. «Сахих уль Бухари», 7029).

Если поразмыслить над этим хадисом, становится ясно, что прежним общинам Всевышний даровал продолжительную жизнь. Ведь по сравнению с промежутком времени с утра до обеда, данного иудеям, и с обеда до сумерек – данного христианам, промежуток времени от сумерек до захода солнца, данный мусульманам, очень мал. И к тому же срок жизни прежних общин намного превышал срок жизни, данный общине мусульман. Жизнь некоторых, насчитывала тысячу лет!

К примеру, известно из истории пророков, что пророк Нух (‘алайхи-ссалям) прожил 950 лет, призывая свой народ к поклонению Аллаху. Всевышний в Коране об этом сообщает следующим образом:

Смысл: «И оставался он (Нух) среди них тысячу лет без пятидесяти» (сура «Аль-анкабут», аят 14).

Воспользовавшись столь продолжительной жизнью, разумный человек из прошлых общин имел колоссальную возможность набрать большой багаж благих деяний, который поможет ему в Судный день. Пребывание же на этом свете уммы по сравнению с прежними общинами очень и очень малое. Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) говорит:

Смысл: «Продолжительность жизни моей уммы насчитывает от шестидесяти до семидесяти лет, и мало кто проживает дольше этого» (см. «Сунануль кубра лиль Байхакий», 6759).

Данный хадис говорит о большинстве случаев, т. е. что большинство живут от 60 до 70 лет. Потому что мы видим, что есть люди, которые и не доживают до 60, а есть и те, кто живет дольше 70 (см. к примеру «Тухфатуль Ахузи», «Фатхуль Бари» и др.).

Исходя из вышесказанного, кто-то может подумать: «Прошлые общины имели возможность за столь длительный срок жизни насладиться ею, вкусить все её блаженства и услады, а также совершить больше благих деяний, что будет большим плюсом в Судный день, в отличие от нас, которые живут только чуть больше половины века. А ведь Судный день будет для каждого сына Адама (‘алайхи-ссалям), к какой бы общине он не относился и за каким бы пророком он не последовал! Так почему же и нам не дали долгой жизни, чтобы и у нас была возможность насладиться мирскими благами, и накопить побольше благих дел?».

Давайте рассмотрим, правильно ли такое суждение? Действительно ли мы обделены и лишены тех благ, которые получили прежние общины?

Во-первых, подумайте над словами Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям): «Бренный мир по сравнению с миром вечным на¬столько же ничтожен, насколько по сравнению с морем ничтожна влага, остающаяся на пальце одного из вас, окунувшегося в море» (Муслим).

Спрашивается, довольны ли вы и согласны ли променять вечность, которую Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сравнивает с морем, на этот мир, который подобен влаге? Ведь это указывает на незначительность и ничтожность сего мира по сравнению с Тем светом. Каким же неразумным должен быть человек, чтобы не видеть разницу и не выбрать лучшее?!

В одном из хадису-ль кудси говорится: «Если бы этот мир имел вес перед Всевышним хотя бы с крылышко комара, то неверующий и глотка воды не выпил бы на этом свете».

В другом хадисе Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) говорится:

Смысл: «Мирское – от его халяля (дозволенного) будет отчёт, от харама (запретного) – наказание».

И поэтому Аллах проявил почтение к нам, дав малый срок жизни, для того, чтобы не было для нас долгих мучений и строгих отчётов, которые могут отдалить от блаженного Рая. И именно по причине того, что с этой общины не будет большого спроса, как с предыдущих общин, она первой войдет в Рай.

И поэтому Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал:

«Мы последняя община, пришедшая на землю, и первая, которая войдёт в Рай».

Что же получается в итоге? Итог следующий: из-за ничтожности этого мира и ради возвеличивания нашего Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) Аллах дал нам короткую жизнь и сделал нас последней общиной для того, чтобы в могиле в ожидании Судного дня мы не находились дольше других общин.

Но и за столь краткий срок жизни некоторые, в том числе и мусульмане, обманываясь, умудряются ослушаться Его и не задумываются о скоротечности этой жизни.

И именно поэтому Всевышний призывает нас и говорит в Священном Коране:

Смысл: «И пусть не обманет вас эта мирская жизнь» (сура «Лукман», аят 33).

Во-вторых, да, правда, что наша жизнь коротка по сравнению с жизнью предыдущих общин, но неправда, что мы обделены Всевышним возможностью совершать деяния, равные деяниям прежних поколений, ссылаясь на то, что они жили дольше. «Почему?» – спросите вы. Да потому, что из-за милости к нашему Пророку (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) Всевышний умножает воздаяние за наши благие поступки в семисоткратном размере и больше, чего не было в прежних цивилизациях и поколениях. В хадисе Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) говорится:

«Ваш пример и пример людей Писания подобен человеку, который нанимая для работы работников, спрашивает: «Кто будет работать у меня с утра до обеда за один кират (мера веса драгоценных камней)?». И за эту работу берутся иудеи. Затем работодатель спрашивает: «Кто будет работать с обеда до предзакатного времени за один кират?». И эту работу берут на себя христиане. Затем спрашивает: «Кто будет работать с предзакатного часа до захода солнца за два кирата?». И эту работу на себя берёте вы, мусульмане. Иудеи и христиане проявят недовольство и спросят: «А почему мы много работаем и мало получаем?», на что он отвечает: «Разве я уменьшил положенное вам?». На что те ответят: «Нет». «А то, что я дал им, то это из-за моего достоинства», – отвечает нанимавший. (Сахих Бухари, 2148, «Сунануль Кубра лиль Байхаки», 11978).

Этот хадис даёт чёткое понимание того, что прежние общины за долгую жизнь совершали благие деяния и им записывалось равное содеянному. Нас же Всевышний наделяет за малые наши деяния и поступки воздаянием, увеличенным многократно. И самое малое увеличение доходит до десяти раз.

Аллах в Коране говорит:

Смысл: «Тому, кто совершил благое, воздастся в десятикратном размере. А тому, кто совершил скверное, такое же воздаяние» (сура «аль-Анам», аят 160).

И это не предел, потому что в хадисах, переданных Бухари и Муслимом, говорится:

«За всякое благое деяние, совершаемое человеком, увеличивается вознаграждение от десяти до семисот раз, кроме поста. Поистине, он (пост) для Меня и Я даю воздаяние за него», – говорит Всевышний» (см. Бухари, Муслим). Т.е. воздаяние за пост никто не знает, кроме Аллаха.

Такое же неограниченное вознаграждение Всевышний даёт не только за совершение благих поступков, но и за проявление терпения. Ведь Всевышний, рассказывая о вознаграждении проявляющих терпение в бедах и невзгодах, в Священном Коране говорит:

Смысл: «Поистине, терпеливым воздастся за их терпение без отчёта» (сура «Аз-замр», аят 10).

В книге «Шарху Булюгиль марам» передаётся, что Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Меня известили о сроке проживания моей общины и прежних умматов, и я посчитал срок, данный моей умме, очень маленьким, потому что жизнь моей общины длится от 60 до 70 лет, а у прежних общин длилась намного больше. И я подумал о том, как моя умма сможет за столь короткий срок получить большую долю в Раю. И тогда Всевышний, успокаивая меня, ниспослал суру «аль-Кадр», в которой есть следующий аят:

Смысл: «Священная ночь Лайлат уль Кадр лучше тысячи месяцев».

Давайте подумаем над этим аятом. Одна благословенная ночь месяца Рамазан, называемая Лайлат уль Кадр, лучше тысячи месяцев. А тысячу месяцев, если перевести в годы, то получается около 83 лет. т. е. одна эта ночь, дарованная нам Всевышним, лучше 83 лет служения. И только одна ночь сравнивается с тысячей месяцев. А если поклоняться двенадцать таких ночей, то получится 996 лет поклонения. А общины прошлых времен, как мы упоминали выше, проживали до тысячи лет. Так что же получается в итоге? В итоге человек может своим богослужением в течение двенадцати ночей Лайлат уль Кадр получить воздаяние, которое народы прошлых лет получали в течение тысячи лет непрерывных богослужений. Это великая милость для мусульманской общины.

Хотя нашей общине и дана короткая жизнь, видя превосходства и достоинства, дарованные нам, сам пророк Муса (‘алайхи-ссалям) желал быть в нашей общине. Это достоверно понятно из его диалога со Всевышним:

– О Аллах, я нахожу в Скрижалях общину, которой делают заступничество и которая будет заступаться за других. Сделай её моей общиной.

– Это община Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям).

– О Аллах, я нахожу в Скрижалях общину, прощением грехов у которой является совершение пяти намазов. Сделай её моей общиной.

– Это умма Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям).

– О Аллах, я нахожу в Скрижалях общину, которая очищается водой и землёй. Сделай её моей общиной.

– Это община Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям).

– О Аллах, я нахожу в Скрижалях умму, которой, благое деяние, когда она вознамерится совершить его, но так и не совершит, записывается как совершённое. А когда она совершает благое деяние, воздаяние достигает от десяти- до семисоткратного размера. Когда она вознамерится совершить скверное, но так и не совершит его, то Ты ничего не записываешь им за это. А когда они совершат скверное, то им записывается одно плохое деяние. Сделай же эту общину из тех, кто последует за мной.

– Это община Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям).

И тогда Муса (‘алайхи-ссалям), сам пожелав стать членом общины Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), обращаясь ко Всевышнему, говорит: «О Аллах, сделай тогда меня одним из последователей Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям)!».

На что Всевышний говорит:

Смысл: «О Муса (‘алайхи-ссалям), Я избрал тебя над людьми Моим посланием и общением со Мной. Возьми же то, что Я дал тебе, и будь из числа благодарных Мне». И Муса (‘алайхи-ссалям) стал довольным (см. «Танбихуль Гафилин», стр. 333, Ибн Касир, 2/250).

Подумайте же, люди, над тем, кто такой Муса (‘алайхи-ссалям)? Это избранный Всевышним пророк для донесения до людей Его послания, это пророк, который входит в категорию Улюль азми. А кто входит в умму Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссалям)? Те, кто искренне, от всего сердца произнёс формулу единобожия «АШХАДУ АЛЛА ИЛЯХА ИЛЛЯ ЛЛАХ ВА АШХАДУ АННА МУ¬ХАММАДА РАСУЛЮЛЛАХ» (смысл: Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, помимо Всевышнего Аллаха, и что Мухаммад (‘алайхи-ссалям) является Его посланником). Т. е. это мы с вами. И что же просит великий пророк Муса (‘алайхи-ссалям) у Всевышнего? Он желает стать одним из последователей Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссалям). Вы только подумайте над этой милостью, дарованной Всевышним – быть одним из последователей Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям)! Поэтому нам не следует проявлять недовольство тем, что нам дана короткая жизнь, напротив, мы должны безмерно благодарить Всевышнего за ниспосланное нам благо.

Конечно, можно продолжить список аятов Священного Писания и хадисов Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) об увеличении воздаяния за благие поступки, но суть одна. Мы должны понимать важность, мудрость и самое главное – милость дарования нам короткой жизни, и спешить совершить как можно больше благих дел. Ведь к этому нас призывает Господь в Священном Коране:

Смысл: «Спешите делать добро» (сура «аль- Бакара», аят 148).

Так давайте же последуем призыву нашего Творца, Который создал нас самыми любимыми из всех Своих творений и Который желает нам только добра. Будем совершать как можно больше благих дел!

Да поможет нам Аллах Всемогущий в этом! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.