Горе от… языка

19 Май 2011
5547

О пользе и вреде разговоров.

Горе от… языкаБеда, исходящая от языка человека – одна из самых больших бед. Она включает в себя:

1. Ведение разговоров, за которые невозможно получить вознаграждение, и в то же время они не греховные. В хадисе сказано: «Из красоты Ислама человека является оставление им того, что его не касается, не приносит ему пользы» (ат-Тирмизи).

2. Разговоры, в которых нет необходимости. Хадис Пророка гласит: «Большое счастье и радость тому, кто воздерживается от лишних разговоров» (Багави, Байхаки, Базар).

Лишним разговором называется растягивание речи, в то время как её суть можно изложить в нескольких словах.

3. Ложная речь. В хадисе говорится: «В Судный день больше всех грехов у того, кто больше всех ведёт ложные разговоры» (ибн Аби ад-Дунья).

Ложной является речь, например, которую люди обычно ведут на годекане о политике или разговоры о женщинах, которые ведутся на сборищах, где употребляется спиртное и т. д.

4. Ссоры. В хадисе сказано: «Не впал в заблуждение народ после того как Всевышний наставил его на истинный путь, кроме как из-за ссор» (ат-Тирмизи).

Ссора - это обмен репликами с целью выявления недостатков другого человека.

5. Споры. В хадисе говорится: «Самым ненавистным для Аллаха является тот, кто спорит, проявляя упрямство».

Споры – это когда человек упорствует на том, что именно его мнение является правильным.

6. Пустословие, старание придать речи несуществующее красноречие. Хадис гласит: «Самыми плохими людьми в моей общине являются те, которые утопают в роскоши, употребляют изысканные блюда, носят изысканную одежду и посвящают много времени пустословию» (ибн Аби ад-Дунья, Байхаки).

7. Вульгарная, мерзкая речь. В хадисе говорится: «Вхождение в Рай запретен для каждого, кто ведёт мерзкую, неистовую речь» (ибн Аби ад-Дунья, Байхаки). Вульгарной называется та речь, которую неприлично, стыдно вести открыто, при людях. Например, открыто рассказывать о взаимоотношениях между мужем и женой или разговоры, связанные с половыми органами и т. п.

8. Проклятия. В хадисе сказано: «Верующий (мумин) не бывает проклинающим» (ат-Тирмизи).

Проклятиями считаются, например, такие выражения «да умрёшь ты неверным (кяфиром)!», «да попадёшь ты в ад!», «да будет тебе запретен Рай!» и т. п. Для того, кто проклинает другого, существует большая опасность, что это вернётся злом ему самому.

9. Песнопение. В хадисе говорится: «Лучше заполнить свою внутренность гноем, чем песнями» (Муслим). Однако можно петь панегирики (назму), хорошую хвалебную песнь, стихотворения, призывающие людей к добру.

10. Шутки. В хадисе сказано: «Один бросает реплику, слово, чтобы смеялись те, кто рядом, тем самым он попадает в огонь ада на расстояние большее, чем до звезды Плеяда» хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом).

Дозволяется шутить в меру, немного, не задевая чувств другого человека и говоря при этом только правду.

11. Насмешки и издевательства. В Священном Коране сказано:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لَا يَسْخَرْ قَوْمٌ مِنْ قَوْمٍ عَسَى أَنْ يَكُونُوا خَيْرًا مِنْهُمْ وَلَا نِسَاءٌ مِنْ نِسَاءٍ عَسَى أَنْ يَكُنَّ خَيْرًا مِنْهُنَّ (الحجرات، 11)

Смысл: «О вы, которые уверовали! Пусть одни не насмехаются над другими, ведь, может быть, те (над кем они глумятся) лучше их» (Коран, 49: 11).

12. Разглашение тайн. В хадисе говорится: «Если кто-то, рассказывая о чём-либо, станет оглядываться по сторонам, то, значит, он разглашает доверенное ему (аманат)» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).

Не оправдывать доверия – признак лицемерия.

13. Нарушение договора. В хадисе сказано: «Человек, который обладает четырьмя качествами, является лицемером, и одним из них является нарушение договора» (аль-Бухари и Муслим).

14. Ложь и ложная клятва. В хадисе говорится: «Остерегайтесь лжи, ложь ходит вместе с заблуждением, и они оба находятся в аду» (ибн Маджа, Насаи).

Однако, если не удаётся примирить супругов или братьев по вере, кроме как ложью, то в таком случае она допускается. А что касается ложной клятвы, то она причислена в хадисах к самым тяжким грехам.

15. Поклёп, хула. Хадис гласит: «Ростовщичество (риба) имеет более семидесяти типов. Самое маленькое из них (по греховности) подобно совершению прелюбодеяния со своей матерью. Поклёп на брата по вере - самое большое ростовщичество» (ибн Аби ад-Дунья, Байхаки).

Поклёп – это перечисление недостатков мусульманина в его отсутствие, разговоры о нём, которые ему могут не понравиться. Называть то, что действительно присуще мусульманину, будь то связано с его поведением, разумом, знаниями, речью, внешностью, семьёй и домочадцами, с его мирской жизнью, религией и т.п., что может ранить его сердце – всё это является поклёпом. Однако можно порицать человека, вводящего других в заблуждение, с целью предостережения их от его вреда.

16. Наговор, клевета. В хадисе говорится: «Человека, которого наговаривает на верующего, Аллах установит на кладбище рагбат до тех пор, пока он не очистится от этой клеветы» (Абу Давуд, ат-Табарани, Хаким).

Наговором называется приписывание кому-либо того, что ему вовсе не присуще. Самым большим наговором является, основываясь на всяких слухах, приписывание греха прелюбодеяния, порочного поведения.

Кладбище Рагбат – это место, где находится кровь, гной, моча, грязь, которые выделяют обитатели ада.

17. Злословие, сплетни. Хадис гласит: «Сплетник не войдёт в Рай» (аль-Бухари, Муслим). Злословие – это когда человек распространяет сплетни между братьями по вере, или друзьями, родными, близкими, передавая слова одного другому, для того, чтобы испортить между ними отношения, привести их к конфликту.

18. Двуличие. В хадисе сказано: «У двуличного человека в Судный день будет два огненных языка» (аль-Бухари, Абу Давуд).

Двуличие – это когда человек, идя к каждому из враждующих между собой, восхваляет каждого, чтобы представить себя перед ними в лучшем свете, а также распространяет между ними сплетни.

19. Восхваление кого-либо в его присутствии. В хадисе говорится: «Бросьте землю в глаза тому, кто восхваляет человека в лицо» (Муслим).

Восхвалять кого-то в его присутствии является порицаемым деянием, если эта похвала вызывает в сердце восхваляемого хоть немного высокомерия.

20. Обсуждение и вопросы о Сущности и качествах Всевышнего, которые мы не в состоянии постичь. Это может привести человека к неверию.

Кто хочет подробно ознакомиться со всеми бедами языка, может прочитать третью часть книги имама аль-Газали (да смилуется над ним Аллах!) «Ихья улюм ад-дин».

Да поможет нам Аллах вести полезные разговоры и отказаться от бесполезных! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.