Польза и методы поминания смерти

12 Сентябрь 2011
1554

«О люди! Мы ведем себя, как буд-то смерть предписана другим, а не нам…»

Польза и методы поминания смертиВеликий ученый-богослов и имам аль-Газали, говоря о смерти, пишет, что, поистине, трудности расставания с этим миром очень мучительны, но еще страшнее то, что ожидает нас после смерти, если мы соответствующим образом не подготовлены к ней.

В поминании смерти есть большая польза. Оно заставляет человека отвергнуть бренный мир, возненавидеть его. Ненависть к мирскому и отсутствие желания и стремления к богатству – причина всех благ, равно как любовь к мирской жизни – причина всех бед и ошибок.

От поминания смерти есть две пользы: 1) отвращение от мирской жизни; 2) надежда на лучшее на том свете, любовь к вечной жизни.

Поистине, влюбленный во что-либо человек страстно желает его. Смысл страстного желания в чем-то ощущаемом заключается в усовершенствовании мечты, представления о нем, постепенно продвигаясь вперед к созерцанию и ясности. Поистине, страстно желающий что-либо, несомненно, постигает, понимает его посредством воображения, размышления, хотя он наяву посредством своих глаз этого и не видит. Так же и познавший Всевышнего Аллаха знает положения потустороннего мира и его блага, красоту Сущности Бога Всевышнего. Он знает все это так, как будто он смотрит через тонкую завесу на рассвете в то время, когда еще свет слабый. И он страстно желает усовершенствовать это более четкой ясностью и созерцанием, и он осознает, что постичь это он сможет только лишь посредством смерти. Потому он и не испытывает ненависти к смерти, ибо не питает ненависти к встрече с Создателем. И нет другой причины для занятости народа мирской жизнью, кроме того, что они мало размышляют о смерти.

А каким образом поминать смерть?

Отвечая на этот вопрос, имам аль-Газали пишет, что для этого необходимо временами заставить себя забыть все остальное, думать только о смерти, желательно в безлюдном месте. В первую очередь, вспомнить братьев, ровесников, которые умерли. Вспомнить их одного за другим, о бесплодных мечтах каждого, об их стремлении к высокому положению в обществе и мирским богатствам, об их жизни, о бесполезности даром прожитой жизни. Затем подумать о том, какой страх они испытывали при смерти, подумать об их телах, предающихся тлению в земле. Потом представить себя на их месте, сопоставить свои чаяния с их надеждами, свою смерть с их смертью, посмотреть на части своего тела и представить червей, поедающих каждую часть твоего тела, посмотреть на свой язык, как он разлагается и превращается в падаль во рту твоем.

Но это не все. Основная трудность заключается в том, чтобы держать ответ за свои поступки и перенести могильные мучения, а также и в Судном дне, когда никто не захочет помочь тебе, ибо каждый будет занят своими проблемами. После поминания смерти, таким образом, человек, по воле Аллаха, будет испытывать отвращение к мирской жизни, к мирским похвалам и станет счастливым в истинном смысле этого слова, и будет стремиться только к тому, что может помочь ему в жизни вечной. Ведь счастливый человек – это тот, кто извлекает урок от другого. Поэтому и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в хадисе, переданном аль-Байхаки, сказал: «О люди! Мы ведем себя, как буд-то смерть предписана другим, а не нам. Как будто другие обязаны исполнить долг смерти, но не мы. Как будто те, которых мы провожаем из умерших, являются путешественниками и вскоре к нам они вернутся. Мы помещаем их в их могилы и употребляем их имущество, как будто мы вечно пребудем в этом мире после них. Мы позабыли всякое наставление и уверены в своей застрахованности от всяких бед и невзгод. Великая радость и блаженство тому, кто занят и обеспокоен своими недостатками и кому нет дела до недостатков других людей», т. е. подобный человек не находит времени выискивать и заниматься чужими недостатками.

В хадисе, переданном Абу Нуаймом, аль-Байхаки и др., говорится: «Смерть – искупление для каждого верующего». Здесь имеются в виду истинные мусульмане, искренне верующие, которые не наносят вреда другим мусульманам ни языком, ни рукой. Они олицетворяют собой настоящее исламское поведение, и их задели лишь малые грехи – для

таких смерть будет очищением и искуплением после того, как они остерегались тяжких грехов и выполняли обязательные предписания религии. Да поможет Аллах!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.