Наука, изучающая стремление к искреннему поклонению

Тот, кто отличается от тебя взглядами, может быть лучше тебя в следовании предписаниям Корана и Сунны…

Наука, изучающая стремление к искреннему поклонениюСуфизм как учение является частью истории Ислама, его последователи есть как в Дагестане, так и во многих странах мира. Суфизм активно стал  распространяться в период широкого освоения мусульманами других стран. И когда из-за  стремления к мирскому богатству люди ослабли духовно, именно суфийская волна защитила их веру и духовный мир Ислама.

Данная наука стала щитом от мирских соблазнов. Её многочисленные последователи вели  аскетический образ жизни.

О суфизме – науке, изучающей стремление к искреннему поклонению Аллаху, в мире узнали благодаря таким великим мусульманским учёным, как Хасан аль-Басри, Ибрахим ибн Адхам, Бишр бин Харис и многим другим известным праведникам.

Суфизм нацелен на очищение внутреннего мира человека и его воспитание, что является важным аспектом нашей религии. Этим была ознаменована и деятельность Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Всевышний Аллах в Коране говорит: (смысл):

 لَقَدْ مَنَّ اللَّهُ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ إِذْ بَعَثَ فِيهِمْ رَسُولًا مِنْ أَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَفِي ضَلالٍ مُبِينٍ
[آل عمران:164 ]

«Аллах оказал милость первым верующим сподвижникам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), когда выявил среди них посланника из них самих, который читает им айаты Аллаха, очищает их и учит их знанию Корана и Сунны. До Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) они пребывали в темноте, невежестве и заблуждении» (сура «Алю Имран», аят 164).

Очищение нафса (собственного эго) очень важно, и точка зрения тассаввуфа и его ученых на воспитание – общепринятая и естественная, и не является исключительной. Мы не выделяем каких-то ученых и не отделяем их от других. И не приписываем им то, что несвойственно людям.

Мир таков – он разный, в нём масса различных убеждений и мнений. Это могут быть разные методы, в чём-то отличающиеся друг от друга. Кто-то может иметь взгляды, неприемлемые для других. Но проблема не в том, что мы отличаемся своими взглядами, и даже не в том, что мы разные, а в том, как мы относимся друг к другу, как ведём диалог и как наставляем друг друга. Обходимся ли без приписывания друг другу куфра и  заблуждений.

Ведь может быть  и так, что тот, кто отличается от тебя взглядами, лучше в следовании предписаниям Корана и Сунны. Человек должен улучшать мнение о других.

Как известно, Пророк (мир ему и благословение) определил два вознаграждения тому, кто оказался правым в своем вынесенном решении, и одно тому, кто ошибся в нём.

Достойна внимания позиция «золотой середины» во взаимоотношениях со всеми институтами религии, которая сохранялась как в далёкой истории Ислама, так и в наше время. Все религиозные институты в Исламе отличаются лишь тем, что одни уделяют больше внимания изучению знаний, другие  – благотворительности, третьи – воспитанию, четвёртые – поклонению и т. д.

Мы никого слишком не возвеличиваем и не унижаем. Мусульманин никого не должен унижать, оскорблять и совершать зло по отношению к кому-либо.

В суфизме есть очень много хорошего. И лучшее – это  то, что его последователи оберегают веру. Большинство общин, следующих данному учению, сохранили духовную связь с Господом и другие хорошие качества. Мы знаем пример тариката санусия, представители которого были в первых рядах защищавших Северную Африку от оккупантов во времена колониальных войн.

Также суфизм имеет чёткие позиции по вопросам  знаний, воспитания и защиты уммы.

Справедливость заключается в том,  что все дела людей взвешиваются на весах, имеющих две равные чаши. А на действительность нужно смотреть двумя глазами, а не одним. И отношения с людьми надо строить через это справедливое равновесие. А также стремиться к изучению своей религии. Надо помнить: лишь диалог и обсуждение вопросов религии приведут нас к истине.

Статья подготовлена по материалам выступления доктора Мустафы Махдума

Перевел с арабского Магомедрасул Загиров

Похожие материалы: