Стремящиеся к достойному, лучшему, полезному

Выступление досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави на мавлиде в селении Чиркей 24.04.2010 года.

О многом можно говорить, однако обо всём вряд ли можно рассказать до конца. К примеру, бывает такое, что человек, с целью покончить с жизнью, вонзает в себя нож или стреляется из пистолета. После того, как он ранил себя, у него ещё остаётся время на покаяние (тавбу) и совершённый им грех прощается, если он сожалеет о случившемся и раскаивается. Но бывает, что человек покончил с жизнью, повесившись.

Я читал то ли в книге ханафитского мазхаба, то ли в тафсире, или же это была другая книга, утверждение, что за таким самоубийцей нельзя совершать заупокойную молитву (джаназа-намаз). Запрет налагается из-за того, что такой человек умер в неверии, ведь за умершим мусульманином джаназа-намаз совершают. У человека же повесившегося не остаётся времени на покаяние. Люди, которые взрывают себя, подобны им. Они не то что не увидят Рая, они даже запаха Рая не почувствуют. Поверьте! Они очень сильно обманывают людей. Как говорили здесь, они подготавливают чужих мальчиков и девочек и якобы отправляют их в Рай. Но почему же сами туда не идут? Разве они не хотят Рая? Они лучше нас с вами знают, что не попадут туда, но поступают так из-за глубокого заблуждения.

Самый радостный день

В жизни молодых людей бывают радостные дни. Например, когда рождается ребёнок, это празднуют. Раньше отмечали выпивкой, но сейчас, хвала Аллаху, празднуют чтением мавлида. Если молодой человек поступил в институт, этот день для него радостный, когда окончит институт – тоже радостный. Но эти радостные минуты в нашей жизни быстро заканчиваются, и от них мало пользы. В последнее время из-за большого наплыва желающих вступить в тарикат порой на всех не хватает листков с разъяснением тарикатского задания и чёток. Хвала Аллаху, люди идут в тарикат подобно ливню и большинство - молодые люди. Для них радость предыдущих дней ничто по сравнению с этим днём. Нет радостнее дня, чем день вступления в шазалийский тарикат и получения разрешения на его исполнение. Это день самой большой радости, потому что человек встал на истинный путь. Какой же день может быть лучше этого?

Я столкнулся со следующим фактом, наверное, как и вы. До того как вступить в тарикат, я пытался взять на себя что-то, к примеру, каждый день по сто раз произносить «Ля иляха илляллах» или читать сто раз суру «аль-Ихлас», но у меня это никак не получалось. Пытался совершать, потом оставлял. Совершать возмещаемые намазы после обеденного и предзакатного четырёхракаатных намазов мне казалось трудным делом. Но после вступления в тарикат всё изменилось. Вы тоже это заметили, какими вы были до вступления в тарикат, и какими стали после. Каждый, кто получит хоть немного бараката, увидит это.

Достоинство тариката

Мы не в состоянии рассказать обо всех достоинствах шазалийского тариката. К примеру, многие спрашивают: «Нельзя ли самому читать зикр, не посетив устаза? А что, если я сам буду читать зикр?». Конечно можно, но ведь мы стремимся к достойному, лучшему, полезному. Однократное прочтение зикра под руководством духовного наставника подобно стократно прочитанному самостоятельно. Это я услышал из уст устаза. Почему так? Потому что в первую очередь за обучением зикру стою не я, обучение идёт от Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), и за ним стоят все устазы по цепочке (сильсиля) тариката. Вот одно достоинство. Во-вторых, мюриды произносят «Астахфируллаха ллязи ла иляха илля хуваль хайяль кайюма ва атубу иляйхи». Хайуль и Кайюм – это имена Аллаха. Большинство учёных утверждает, что они являются Исмуллахиль азам – Великими именами Аллаха. Однократное прочтение этой молитвы превышает стократное чтение «Астахфируллах» из-за того, что в ней содержатся имена Аллаха. Третье достоинство: Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Самым любимым служением для Аллаха является постоянное служение, каким бы маленьким оно не было». Например, сегодня, если есть свободное время, прочитали 2-3 джуза Корана, совершили намазы и т.п. А когда свободного времени не будет, это служение не совершают. Так поступают те, кто не в тарикате, и мы это видим. Когда мы вступаем в тарикат, мы обязуемся читать данные нам молитвы по сто раз. Мы же делаем их прочтение обязательным для себя. Такое служение становится самым любимым для Всевышнего, ибо совершается постоянно каждый день утром и вечером. Вот вам ещё одно достоинство.

Рабита

Много вопросов поступает насчёт совершения рабиты в шазалийском тарикате. Я говорю всем, что принцип совершения рабиты описан в листке с тарикатским заданием и тот, кто может, пусть совершает его, а кто не может, пусть не делает. Потому что не все люди одинаковые: кто-то любит совершать рабиту, а кому-то она может быть в тягость. Поэтому совершение шазалийской рабиты оставляют на усмотрение мюрида. Некоторые говорят, что в шазалийском тарикате вообще нет рабиты. Это неправда. Я слышал, как устаз говорил: «Есть, сын мой, в шазалийском тарикате и рабита и муракаба». Я сам слышал, как он это говорил. И сейчас ещё раз повторю: у кого есть желание и возможность, пусть совершает рабиту.

Среди тех, кто совершает рабиту накшбандийского тариката, также есть испрашивающие разрешения на совершение шазалийской рабиты. Им достаточно совершать лишь накшбандийскую рабиту, но если они желают совершать и шазалийскую, то могут это делать. Совершающего две рабиты можно сравнить с тем, кто доит двух коров. От одной коровы получаем одно ведро молока, а две коровы дадут два ведра. Одним словом, совершать обе рабиты разрешено, но необходимо совершать их по очереди, не совмещая.

Для разъяснения сути рабиты можно привести следующий пример. Водители используют выражение «аккумуляторы сели», это означает, что нет электричества. Что нужно делать в этой ситуации? Необходимо ставить аккумуляторы на зарядку. И мюриду также необходимо духовно подзаряжать сердце. К примеру, утром совершил шазалийскую или накшбандийскую рабиту – поставил сердце на зарядку – этого духовного заряда хватит до предзакатной молитвы. После предзакатной молитвы совершил рабиту – заряда хватит до утра. В рабите заключена большая благодать (баракат).

Кажется, в прошлом году мы ездили на зиярат в Узбекистан. Нам рассказали, что из-за засухи жителям пришлось вторично засеять огород, который высох после первого посева. Обмелели реки и каналы, не было воды. Разве прорастёт зерно из засушливой земли? Подобно этому есть правило: вступившему в накшбандийский тарикат первые 2-3 месяца поручать совершать только рабиту, не обучая сердечному зикру. Почему? Потому, что сердца не бывают одинаковые, у большинства они подобны высохшей земле, где нет влаги. Как зерно, посеянное в сухую землю, пропадёт зря, так и сердечный зикр, которому обучают при таком сердце, не даст эффекта. Ведь перед тем как засеять огород, копают грядки, проводят воду, поливают землю. Подобно этому, чтобы хоть немного оживить сердце, подготовить его, оставляют на рабите, не обучив сердечному зикру. Это тоже следует понять.

Лекарство от грехов

Получать образование мы начинаем со школьной скамьи, развиваясь по мере усвоения знаний, по окончании поступаем в институт, университет и т.д. Подобный процесс проходит и вступивший в тарикат. К примеру, студенты-медики в процессе обучения увеличивают багаж знаний по медицине за счёт чтения, прослушивания лекций, практических занятий, общаясь с докторами, наблюдая за их действиями и т.п. Их знания растут, и мы это можем наблюдать. Подобно этому растут и знания мюридов. Однако знания, приобретаемые медиками, служат для излечения телесных недугов, тогда как знания, обретаемые в тарикате, служат для излечения болезней души, для защиты от грехов. К примеру, на Хадже вместе с нами бывают и врачи. Я не видел ни одного доктора, который бы там болел и вы тоже, наверное, не видели. В Хадже мы болеем, страдаем от насморка, кашля и других недугов. Но врачи от этого защищены. Если их и затронет болезнь, они же доктора, у них есть знания, они лечатся. А у нас нет этих знаний. Как отличаются врачи от людей, не имеющих познаний в медицине, так же отличаются те, кто в тарикате, от тех, кто не вступил в него. То, чему обучают в тарикате, является лекарством от грехов.

Довольствоваться тем, чему научил устаз

Хотелось сделать акцент вот на чём. Когда мюриды достигают уровня маията, бывают жалобы, особенно у женщин. Во время устаза Хасана-афанди женщин и мужчин, которые не умели читать и писать, не обучали следующим после маията муракабам. Так как наступило такое время, людей стало много, получилось так, что их обучали и доводили до конца. Теперь нам не разрешено этого делать. Мужчин и женщин, не умеющих читать и писать по-арабски, следует останавливать на уровне маият и это лучше для них самих, но они этого не понимают. А что значит маият? Это очень высокий уровень. Например, в Коране Всевышний говорит (смысл): «Где бы вы ни были, Я бываю вместе с вами» (Могущество, Воля Всевышнего всегда с нами). Обратите внимание, каждый, достигший уровня маият, должен осознавать, что Аллах знает обо всех его помыслах, слышит всё, что он говорит, видит все его поступки. Такое состояние должно его охватывать, он должен привыкнуть к этой мысли. Если человек поистине знает, что Аллах слышит, о чём он говорит, что Аллах видит его поступки, знает об этом, будет ли он убивать людей, воровать или станет ли он делать смуту, зная, что от Аллаха ничего не скрыто? Ведь от подобного воздерживаются, если даже это видят люди. Задумайтесь над этим. Какая разница между животными и теми, кто беспрерывно вершит насилие, убивает, ворует, грабит, ведёт разгульный образ жизни, и не раскаивается? Вот такая великая вещь уровень маията. Тем людям, которые находятся на маияте, не делать муракаба нельзя, потому что их уже обучили этому устазы. Но лучше было бы ограничиться маиятом, потому что не могут делать и потому что маият достаточен. Да поможет Аллах! Самое лучшее для вас довольствоваться тем, чему научил устаз. Особенно женщины бывают подвержены зависти. Если одну научить, а другую нет – обижаются. Этого не должно быть. Раньше скрывали то, чему обучил наставник. Я сам слышал, как шейх Абдулхамид-афанди из Инхо говорил одному мюриду: «Если тебя спросят друзья, до какого уровня ты дошёл, не рассказывай». А сегодня количество мюридов увеличилось, и скрывать не получается. Когда кого-то обучают очередному заданию, это слышат все присутствующие. Куда же их всех отправишь, на улицу, что ли? Вот такое положение дел. Лучше для вас совершать то, чему обучил устаз.

Воспитание детей

Когда мои дети были маленькими, мне устаз говорил: «Сын мой, приучи детей к чтению три раза истихфара и салавата, дабы знали, когда подрастут». И вам, родителям, тем, кто захочет, разрешено поступать так же, приучая детей чтению истихфара и салавата, чтобы к взрослению они уже выучили их. Разве это не лучшее в воспитании, которое родители дают детям?

Когда наш Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) был вознесен на мирадж, он попросил Аллаха дать возможность увидеть одну из 12 общин пророка Мусы (аляйхи салям), находящуюся за Китаем. В книгах пишется, что они по сей день находятся там. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) встретился с ними. Он приветствовал их саламом, и они ответили на приветствие. Когда они поинтересовались, кто он, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Я - Мухаммад». Они спросили: «Не тот ли ты Мухаммад, о котором пророк Муса (аляйхи салям) говорил, завещая передать ему салам?». «Да», – ответил Пророк (салляллаху аляйхи васаллям). И они передали ему приветствие от пророка Мусы (аляйхи салям). Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил на приветствие. Они спросили: «Кто это с тобой?». «А вы его видите?» – спросил Пророк (салляллаху аляйхи васаллям). «Видим», – ответили они. «Это ангел Джабраил», – сказал Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Люди этой общины тоже видели Джабраила (аляйхи салям). Мы же его не видим, но видели бы, если бы были такими, как они. Потом Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) увидел опечаленных людей, стоящих в стороне и спросил: «Что с ними стряслось и почему они опечалены?». «У них родился ребёнок», – ответили они. «Разве печалятся, когда рождается ребёнок?», – спросил Пророк (салляллаху аляйхи васаллям). Ему ответили, что их печаль оттого, что они не знают, какой будет конец у ребёнка и боятся, не попадёт ли он в заблуждение. В день рождения ребёнка уже заботятся о том, как он умрёт: в истине или в заблуждении. Если с этого момента воспитывать ребёнка, он редко становится плохим.

Как было сказано, этот мир и религия держатся не на нас. Нам просто надо как можно крепче держаться за Ислам, за тарикат. Милость Аллаха к нам больше будет по мере нашей правдивости. Нужно восхвалять Аллаха. Сколько мы проводим таких мавлидов, мажлисов алимов! Пожалуй, в каждом селе, особенно в аварских, проводятся хатму и салават. Таких мажлисов и такого бараката нет нигде. Поэтому мы обязаны делать шукр. Да сохранит нас Аллах! Дай Аллах видеть только благое! Амин.


Материалы по теме: