Иногда люди ведут разговоры о речи Всевышнего Аллаха – Коране, о буквах Его речи: созданные они или нет, в то время, когда их обязанностью является следование тому, что предписано им в Коране. Причиной этого является то, что совершение праведных дел для нафса тяжело, а заниматься излишними разговорами легкое дело для сердец. Обычному человеку могут доставлять радость долгие разговоры о знаниях, ибо шайтан заставляет его думать, что он относится к числу алимов и знающих, и может продолжать внушать ему любовь к подобным вещам, пока такой человек, сам того не подозревая, не станет произносить слова, свидетельствующие о неверии. Для обычного человека очень опасно вести разговоры о знаниях, особенно, если они касаются Всевышнего Аллаха и Его атрибутов. Обязанностью обычных людей является поклонение Всевышнему, быть убежденными во всё то, что ниспослано в Священном Коране и следовать за тем, с чем к нам пришли пророки, без каких-либо обсуждений и вопросов. Это является самим наилучшим из качеств обычных людей и самым ценным из их поступков.
Расспрашивать о том, что не касается поклонения – это проявление неуважения к Всевышнему и Всемогущему Аллаху с их стороны, тем самим они могут попасть под гнев Аллаха и подвергают себя опасности неверия. Это подобно вопросам крестьянина о тайнах королей, подвергая себя наказаниям.
Порицания заслуживает каждый спрашивающий о неясном из числа обычных людей, если он ещё не способен понять это. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы не расспрашивайте меня, в то время, когда я не обращаюсь к вам с повелением и запретом. Воистину, те, кто были прежде вас, погибли от множества вопросов и из-за их противоречия пророкам. Того, что я вам запретил, остерегайтесь, и следуйте за тем, что я вам повелел, по мере возможности». В рассказе о Мусе (мир ему) и Хизри (мир ему) указывается на то, что не следует задавать вопросы преждевременно[1]. В этом рассказе сообщается, что Хизри (мир ему) сказал Мусе (мир ему): «Если уж ты последовал за мной, то не спрашивай меня ни о чём, пока я сам не заговорю с тобой об этом», а когда Муса (мир ему) задал вопрос о корабле, Хизри (мир ему) выразил ему свое порицание. Муса стал оправдываться и сказал: «Не укоряй меня за то, что я забыл, и не обходись со мной так, чтобы мне было трудно». Когда же у Мусы (мир ему) не хватило терпенья, и он задал вопрос в третий раз, Хизри (мир ему) сказал: «Это значит, что мы должны расстаться», после чего он покинул Мусу (мир ему). Таким образом, вопросы обычных людей о тонкостях религии относятся к числу величайших бедствий и является одной из причин, вызывающих смуту, поэтому их следует удерживать от этого. Человек, расспрашивающий о буквах Корана, похож на того, которому король написал письмо с приказом выполнить конкретное поручение и который, вместо точного исполнения высочайшей воли, сидит и гадает, из какой бумаги сделано это письмо и когда было сделано. Этому подобны невнимательность, отступление обычного человека от законов Корана и его занятость его буквами, думая, безначальные они или сотворённые.
Несказанное слово находится в нашей власти, а сказанное – властвует над нами.
Достопочтенный шейх Мухаммад-афанди аль-Батлухи
[1] В суре «Кахф», а также в одном из хадисов приводится рассказ о Мусе и Хизри, мир им обоим, которых во время их совместного путешествия, матросы взяли на корабль. В пути Хизри выломал доску из борта ко¬рабля, причина чего была непонятна Мусе и что, впоследствии, объяснил ему Хизри.