Сам человек является частью природы поскольку был создан из глины.
Вся природа создана Всевышним для комфортного существования человека. Благодаря Своей безграничной милости и щедрости Всевышний создал окружающий нас мир в наипрекраснейшем виде.
Весь этот тончайший и гармоничный мир, в котором сосуществуют вирусы, бактерии, грибы, растения и животные, и сам человек, создан Аллахом. Доказательством тому служат десятки аятов Священного Корана. Мы ограничимся лишь некоторыми из них:
(смысл): «Вся хвала Аллаху, Который создал небеса и землю» (сура «аль-Анам», аят 1).
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ
(смысл): «Воистину, ваш Господь - Аллах, Который создал небеса и землю» (сура «аль-Араф», аят 54).
إِنَّ رَبَّكُمُ اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ
(смысл): «Разве они не знают, что Аллах Тот, Кто создал небеса и землю?!» (сура «аль-Исра», аят 99).
أَوَلَمْ يَرَوْا أَنَّ اللَّهَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ
Всевышний в Священном Коране более чем в 700 аятах призывает нас изучать связь между флорой и фауной, размышлять над природными явлениями дабы тем самым познать нашего Творца – Аллаха.
Коран (смысл): «Воистину, в сотворении небес, земли, и всего того, что находится в них, есть знамения для разумных людей» (сура «аль-Имран», аят 190).
إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ لَآيَاتٍ لِأُولِي الْأَلْبَابِ
Аллах сотворил всё сущее и сделал человека наместником на земле. Всевышний дал человеку это право потому, что лишь он способен думать и рассуждать.
Коран (смысл): «Упомяни, о Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям), то, что сказал Господь твой ангелам: Я установлю на земле моего наместника» (сура «аль-Бакара», аят 30).
وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً
Как бы то ни было, всё сущее в этом мире взаимосвязано, и сам человек является частью природы, поскольку был сотворен из глины.
Коран (смысл): «Воистину, Мы сотворили человека из глины» (сура «аль-Муминун», аят 12).
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ مِنْ سُلَالَةٍ مِنْ طِينٍ
Аллах сотворил и доверил человеку животных, птиц, растения, воду и неживую природу. Коран (смысл): «Воистину, Мы предложили аманат [все предписания и запреты] небесам, земле, горам [дав им разум и дар речи] и все они отказались взять на себя аманат Всевышнего. Однако человек взял на себя этот аманат. Воистину, он [человек] подверг себя риску наказания, не зная об этом (сура «аль-Ахзаб», аят 72).
إِنَّا عَرَضْنَا الْأَمَانَةَ عَلَى السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَالْجِبَالِ فَأَبَيْنَ أَنْ يَحْمِلْنَهَا وَأَشْفَقْنَ مِنْهَا وَحَمَلَهَا الْإِنْسَانُ إِنَّهُ كَانَ ظَلُومًا جَهُولًا
В свою очередь, долгом человека является хорошо и бережно обращаться с доверенными ему творениями Всевышнего, дабы не проявить неблагодарность и грубость по отношению к Творцу. Исходя из этого, мы должны всячески стараться сохранить то, что Всевышний вменил нам в доверие.
Широко известно, что в наши дни флора и фауна находятся не в лучшем состоянии, можно даже сказать, в плачевном. Так, многие виды растений и животных уже навсегда исчезли, другие же находятся на грани исчезновения. Виной тому неразумное вмешательство человека в природу, неследование канонам и принципам Ислама в отношении с природой. В исчезновение некоторых видов растений и животных внесли свой «вклад» браконьеры и любители охоты, которые охотятся лишь ради наживы и забавы, увеличения числа своих трофеев, ни на миг не задумываясь, что каждый меткий выстрел - невосполнимая утрата для живой природы. В уничтожение немалого количества видов животных свою лепту внесли и любители меховых изделий, а также строительство в гигантских масштабах заводов и фабрик, сузившее природные ареалы обитания тех или иных видов.
Всевышний, рассказывая о создании фауны, в Коране говорит (смысл):
«Он - Тот, Кто взрастил сады, в которых растения с подпорками [для них] и без подпорок [для них], финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками на вид и вкус, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи [на вид] и не похожи [на вкус]» (сура «аль-Анам», аят 141).
وَهُوَ الَّذِي أَنْشَأَ جَنَّاتٍ مَعْرُوشَاتٍ وَغَيْرَ مَعْرُوشَاتٍ وَالنَّخْلَ وَالزَّرْعَ مُخْتَلِفًا أُكُلُهُ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُتَشَابِهًا وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ
В другом аяте Аллах клянётся инжиром и оливковым маслом (сура «Ат-Тин», аят 1). В Коране упомянуто много разных деревьев и плодов. Это призыв к тому, чтобы мы ценили эти блага и были бережливыми ко всем природным богатствам. Говоря о достоинстве посадки деревьев и растений можно привести хадис Пророка:
«Кто бы из мусульман не посеял что-то или не посадил какое-нибудь дерево, и [этот посев или плоды дерева] вкусит птица, человек, домашнее животное, зверь или любое иное животное [например, рыба], ему [посеявшему, посадившему] это засчитается как садака (милостыня)» (Джамиуль-ахадис, 20715).
ما من مسلم يزرع زرعا أو يغرس غرسا فيأكل منه طير أو إنسان أو بهيمة أو سبع أو دابة إلا كان له به صدقة
Всевышний в Священном Коране подробно разъяснил людям, как относиться ко всему, что окружает их на земле, в том числе, и к миру растений и животных. Многие аяты призывают охранять и изучать растительный и животный мир, видя в этом проявление Божьего созидания и поучительный пример уважительного отношения даже к бессловесной твари.
Коран также поясняет, какую пользу может получить человек от мира животных и как надо их (животных) содержать. Даже некоторые суры имеют названия животных: «Слон», «Пчёлы», «Корова», «Скот».
Развивая и комментируя содержание аятов Корана, мусульманские учёные всегда уделяли должное внимание изучению животного мира. Так, ими созданы уникальные труды: «Хаятуль-хайван аль-Кубра» - «Большая книга о жизни животных, «Китабуль-хайван» - «Книга о животных», «Аджаибуль-махлукат» - «Чудеса созданий», и многие другие.
Милосердную позицию Ислама по отношению к животному миру демонстрирует то, что в Священном Коране каждый вид и род животных считается «общиной», приближаясь в этом к людям. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Нет животного на земле и летающей птицы, которые не были бы общинами, подобными вам. Мы не упустили в книге (Хранимые Скрижалии) ничего, потом к Господу они будут собраны и воскрешены» (сура «аль-Анам», аят 38).
وَمَا مِنْ دَابَّةٍ فِي الْأَرْضِ وَلَا طَائِرٍ يَطِيرُ بِجَنَاحَيْهِ إِلَّا أُمَمٌ أَمْثَالُكُمْ مَا فَرَّطْنَا فِي الْكِتَابِ مِنْ شَيْءٍ ثُمَّ إِلَى رَبِّهِمْ يُحْشَرُونَ
Если каждый вид или род животных считается отдельной общиной, то этим обуславливается и его право на существование среди всех других общин. В связи с этим Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) в одном из хадисов сказал: «Если бы собаки не были общиной из общин, то я приказал бы уничтожить их» (Сунан ат-Тирмизи, 1410).
لَوْلَا أَنَّ الْكِلَابَ أُمَّةٌ مِنْ الْأُمَمِ لَأَمَرْتُ بِقَتْلِهَا
В другом хадисе Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Однажды один из пророков сел под деревом и его укусил муравей. Он приказал сжечь муравейник. После этого Аллах ниспослал ему откровение, сказав: «Неужели лишь из-за одного муравья?!», т. е. неужели по причине того, что тебя укусил лишь один муравей, ты повелел сжечь общину из общин, которая восхваляла Аллаха (Сахих аль-Бухари, 3072).
نَزَلَ نَبِيٌّ مِنْ الْأَنْبِيَاءِ تَحْتَ شَجَرَةٍ فَلَدَغَتْهُ نَمْلَةٌ فَأَمَرَ بِجَهَازِهِ فَأُخْرِجَ مِنْ تَحْتِهَا ثُمَّ أَمَرَ بِبَيْتِهَا فَأُحْرِقَ بِالنَّارِ فَأَوْحَى اللَّهُ إِلَيْهِ فَهَلَّا نَمْلَةً وَاحِدَةً
Во многих аятах Священного Корана Всевышний поясняет, для чего Он сотворил животных. Например, в суре «аль-Муминун» говорится (смысл): «Воистину, для вас в животных есть назидание: Мы поим вас тем, что у них в животах (молоко), для вас в них обильная польза (шерсть, перья и т.п.), и от них вы питаетесь, и на них как на корабле вы переноситесь» (сура «аль-Муминун», аяты 21, 22).
وَإِنَّ لَكُمْ فِي الْأَنْعَامِ لَعِبْرَةً نُسْقِيكُمْ مِمَّا فِي بُطُونِهَا وَلَكُمْ فِيهَا مَنَافِعُ كَثِيرَةٌ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ. وَعَلَيْهَا وَعَلَى الْفُلْكِ تُحْمَلُونَ
Ещё в одной суре говорится (смысл): «И скот Он создал для вас, в нём тепло для вас и польза (потомство, молоко, езда верхом и т. д.), и от них вы питаетесь. Для вас в них - красота, когда вы их (по вечерам) гоните на покой и когда выпускаете их (на поле днём). И переносят они ваши грузы в страну, которой вы бы не достигли без утомления. Поистине, Господь ваш Милосердный, Милостивый! Он создал и коней, и мулов, и ослов, чтобы вы на них ездили, и для украшения. И творит Он то, чего вы не знаете (т. е. все современные виды транспорта, автомобили, самолёты и т. д.)» (сура «ан-Нахль», аяты 5-8).
وَالْأَنْعَامَ خَلَقَهَا لَكُمْ فِيهَا دِفْءٌ وَمَنَافِعُ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ . وَلَكُمْ فِيهَا جَمَالٌ حِينَ تُرِيحُونَ وَحِينَ تَسْرَحُونَ . وَتَحْمِلُ أَثْقَالَكُمْ إِلَى بَلَدٍ لَمْ تَكُونُوا بَالِغِيهِ إِلَّا بِشِقِّ الْأَنْفُسِ إِنَّ رَبَّكُمْ لَرَءُوفٌ رَحِيمٌ . وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً وَيَخْلُقُ مَا لَا تَعْلَمُونَ
В этих аятах Всевышний говорит о пользе, которую мы получаем от животных: питьё, питание, согревание, перевозка грузов и нас самих, наслаждение красотой животного мира. Поистине, Великий Аллах сотворил животный мир и подчинил его человеку и наделил животных столь многими полезными свойствами. Естественно, мы должны быть благодарны Всевышнему за это. Благодарность же выражается не только в восхвалении Всевышнего, но и в использовании дара таким образом, как велел Он Сам. А Всевышний в Священном Коране указал основное требование к человеку не уничтожать то, что приносит пользу. В противном случае мы должны будем понести суровый ответ и подвергнемся жестокому наказанию.
В одном из хадисов говорится, что «одна женщина попала в ад по причине того, что она уморила голодом кошку до смерти, связав её, не кормила и не отпускала, чтобы та сама питалась насекомыми» (Джамиуль-ахадис, 14085).
عذبت امرأة فى هر ربطته حتى مات ولم ترسله فيأكل من خشاش الأرض فوجبت لها النار بذلك
В другом хадисе, приводимом Джабиром (да будет доволен им Аллах), говорится:
«Однажды мимо Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) прошёл осёл с выжженным на морде клеймом, тогда Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Аллах проклял того, кто сделал это», т. е. выжег клеймо на морде осла (Сахих Муслима, 3953).
و حَدَّثَنِي سَلَمَةُ بْنُ شَبِيبٍ حَدَّثَنَا الْحَسَنُ بْنُ أَعْيَنَ حَدَّثَنَا مَعْقِلٌ عَنْ أَبِي الزُّبَيْرِ عَنْ جَابِرٍ
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَرَّ عَلَيْهِ حِمَارٌ قَدْ وُسِمَ فِي وَجْهِهِ فَقَالَ لَعَنَ اللَّهُ الَّذِي وَسَمَهُ
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Один человек в дороге почувствовал сильную жажду. Отыскал колодец, спустился в него, напился воды и вылез. Тут он заметил умирающую от жажды собаку, которая пожирала мокрую землю. Он сказал себе - это собака так же хочет пить, как и я. Он вновь спустился в колодец, наполнил свою обувь водой, поднялся наверх, держа обувь во рту, и напоил собаку. Аллах вознаградил его, простив ему грехи (Сунан Аби-Давуд, 2187)
Да поможет нам Всевышний ценить и беречь то, что Он нам даровал, в том числе и природу! Амин.