Использование специальных носков (хуффайн)

18 Март 2014 5184

Хуффайн (ар. خفين) – это специальные прочные и водонепроницаемые носки, которые некоторые называют кожаными носками, хотя лучше использовать само слово хуффайн, ибо они бывают сделаны не только из кожи.

Протирание кожаных носков (хуффайн) является шариатским облегчением. Это облегчение распространяется как на мужчин, так и на женщин, как на больных, так и на здоровых людей, как в холодное время года, так и в теплое, дома или в пути.

Если на ногу надеть кожаные носки (хуффайн), соблюдая нижеприведённые условия, то для совершения омовения бывает достаточным лишь обтирание этих кожаных носков, вместо омовения  ног. Правой рукой проводят по правой ноге, левой – по левой. Обтирать хуффайн разрешается только для малого омовения (вудуъ), но не для полного (гусль).

Подобное действие разрешается лишь в тех случаях, когда выполнены все нижеследующие условия, позволяющие обтирать ичиги, когда они надеты. Если же какое-нибудь из условий нарушено, то кожаные носки необходимо снять и помыть ноги, как обычно:

1. Надевание кожаных носков после совершения полноценного омовения. Если человек омоет одну ногу, наденет на него кожаный носок, а потом помоет другую и наденет на неё носок, то такое надевание является недействительным. Ему следует снять надетый  вначале кожаный носок  и надеть его снова, т.е.  сначала  помыть обе ноги, а затем надевать хуффайн.

2. Чтобы кожаные носки прикрывали щиколотки и всю стопу, которую моют при омовении. Прикрывать ногу они должны со всех сторон, кроме верха. Следовательно, если голень кожаных носков широкая и из неё будет видна стопа, то такими хуффайн можно пользоваться.

3. Хуффайн должны быть сшиты из чистого материала. Если они сшиты из кожи мертвечины до дубления или из любого другого нечистого материала, то протирание (масху) из них не принимается.

4. Хуффайн  должны быть прочными и в то же время удобными, то есть такими, что возможно было бы  ходить в них. Следовательно, не разрешается делать носки из стекла, дерева и железа. Также не допустимо, чтобы носки были слишком тонкими, которые порвутся, если в них ходить по нуждам путника прежних веков. Например, если путник прежних времён останавливался в пути на привал, то он снимал с животного багаж, уходил по нужде, собирал дрова, сухую траву, разжигал костёр и т. д. Если кожаные носки будут такими, что в них невозможно было бы сделать всё перечисленное из-за их неудобства, или они порвались бы из-за того, что тонкие, то масху на такие хуффайн делать запрещается.

Не допускаются сшитые из шерсти или других материалов носки, которые не  защищают   ноги от проникновения внутрь  воды или влаги.

Разрешается использование хуффайн со шнурками, если вышеперечисленные условия соблюдены, например, использование  борцовок  или боксёрок, которые не противоречат вышеперечисленным условиям.

Фарзы протирания кожаных носков

Достаточно протереть хотя бы маленькую часть кожаных носков с верхней стороны. Хватит и того, чтобы просто поставить на хуффайн палец, даже если не сдвинуть его с места. Протирание только лишь боков либо только нижней части является недостаточным.

Сунна протирания кожаных носков

Желательно класть левую руку снизу на пятку, а правую на кончики пальцев ног. Так, с раздвинутыми пальцами руки проводят в направлении друг против друга – правую руку к голени, а левую – в сторону пальцев ног.

Нежелательно промывать кожаные носки, протирать их несколько раз или целиком.

Протирание кожаных носков нарушается в следующих случаях:

Когда нарушается омовение, то достаточно совершить омовение и, не снимая носки, протереть их. Но использование хуффайн аннулируется при следующих случаях:

1. Если кожаные носки снимутся с ноги или порвутся (или продырявятся) в любой области стопы вместе с щиколоткой.

2. Если истечёт срок носки. Кожаные носки можно носить только одни сутки тому, кто не в пути, и трое суток подряд тому, кто в пути. Время отсчёта начинается с того момента, как нарушится омовение после их надевания.

3. Если тот, кто надел кожаные носки станет (джунубом) т.е. будет должен совершить обязательное купание (жинабат), то право на масху отменяется. Ему следует снять хуффайн и надеть их  только  после полноценного ритуального очищения.

Если, например, находясь дома, надеть утром кожаные носки, а омовение испортится в обед, и до истечения суток, к примеру, вечером, выйти в сафар, то срок их  носки завершается с истечением одних суток с того момента, с которого они  начались дома, то есть в обед следующего дня.

Если путник прибыл домой через сутки, то он должен сразу снять их, а если прошло менее суток, то он может не снимать их до истечения  одних  суток. А если он прибудет домой после двух дней пути, то ему необходимо сразу же снять хуффайн. Совершённые в пути масху во вторые сутки не нужно возмещать.

Если человек совершил омовение с протиранием хуфффайн, а потом он снял их, или у него закончился срок масху, то он обязан промыть стопы, иначе его омовение будет считаться неполноценным.

Ахмад Магомедов

Преподаватель Дагестанского теологического  института им. Саида-афанди

Похожие материалы: 

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.