Умоляйте Бога, чтобы Он наградил вас кротостью

19 Апрель 2014 1734

''О знающий! Гнев из души изгони!''

Юсуф Баласагуни (поэт, мыслитель, философ)

Гнев – чувство сильного возмущения, негодования. Суровый – холодный, неблагоприятный для жизни, угрюмый, сердитый, очень строгий, серьезный.

К болезням души (к дурным качествам человека) относятся также гнев и суровость (фазаза ал-калб). По преданию Табарани, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: ''Гнев портит веру, как горькое растение вредит меду''.

Человек в гневе теряет самообладание и готов бывает произнести преступные и обидные слова, а также способен отомстить лицу, вызвавшего гнев, что, конечно, служит причиной к обоюдному усилению вражды. Тот, в свою очередь, тоже готовится причинить вред, и последствием этого становится смущение и расстройство, утрата спокойствия как в делах гражданских, так и благочестивых, духовных. Такая утрата – самая важная. В порыве сильного гнева данная тебе Богом красота принимает безобразный вид, похожий на образ зверя, готового с яростью накинуться   на тебя. Здесь уместно привести ещё раз хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): ''Если хочешь увидеть дьявола, то посмотри на себя в зеркале, когда в твое сердце приходит гнев''.

Пророк (мир ему и благословение) и Коран достойным и благочестивым людям внушают необходимость укрощать свой гнев и в обращении к другим быть мягкими, приятными и снисходительными. Так, по словам Анаса (да будет доволен им Аллах), Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: ''Если кто укротит гнев свой, то  Бог в дни страшные отгонит от него муки страшные''.

Против суровости рекомендуется  использовать  кротость, мягкость, сострадание, сочувствие при виде страданий других и гуманность (аш-шафакъ).

Кто сам не милосерден к другим –  к тому и Бог не милостив, кто не прощает, тому  тоже не простят. Кто, несмотря на возможность мести, прощает и отклоняет свой гнев, того Бог возвеличит.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: ''Умоляйте Бога, чтобы Он наградил вас кротостью (ар-рифк)''. Когда же собеседники спросили о том, в чём состоит рифк, он сказал: ''Посещать тех, которые прекратили с тобой всякие от отношения, оказывать щедрость тем, которые немилосердно отказали тебе; извинять, прощать, тех, которые по причине невежества причинили тебе гнев''.

Но гораздо более ценным, чем укрощение гнева  считает  Пророк  (мир ему и благословение) приветливость (ал-хилм). Повседневной молитвой его было: ''О Боже мой! Обогати меня знаниями, награди меня приветливостью, почти меня благочестием, украшай меня благоденствием!''

Приветливость – это есть верный признак глубокого ума и самообладания, а по сему от людей с богатым духовным миром реже можно ожидать вспыльчивость, суровость, напротив, люди менее совершенные в духовном плане чаще попадаются с этими качествами. Например, у женщин и людей старческого возраста и больных большей частью замечаются вспыльчивость и гнев.

''Гнев и страсть – необузданные животные свойства'', – пишет Ибн Махафа, – знание  и мудрость – человеческие достоинства. Брось под ноги гнев и страсть, чтобы смог ты вновь человеком стать''.

Известный философ Сократ говорил: ''У всякого, кого одолевает гнев, язык ничего кроме абсурда и бессмыслицы не будет произносить, ибо люди, всецело охваченные гневом, в ярости не в силах контролировать не только себя, свои действия, но и речь''.

Так обстоит со всеми разгневанными людьми, которые в ярости не представляют все позорные последствия этого наихудшего свойства человека, пока сами не столкнутся и не испытают омерзительные и достойные осуждения последствия его в собственной жизни или не окажутся жертвой его.

Алибег Хираясулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.