Толкование суры «аль- Фалак»

27 Ноябрь 2014

Имам Ахмад сообщил, что 'Укба ибн 'Амир сказал: «Пока я вел Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по одной тропинке, он сказал мне: "Укба, не поехать ли тебе верхом?" Я боялся, что если откажусь, то это будет непослушанием. Потом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) слез, и некоторое время верхом ехал я, а потом снова он. И он сказал: "Укба, не научить ли мне тебя двум сурам, которые являются одними из лучших двух сур, которые читают люди?" Я сказал: «Конечно, Посланник Аллаха!» И он прочитал мне суру «аль-Фалак» (113) и суру «ан-Нас» (114). Затем мы совершили намаз, в котором он прочитал эти суры.

Аиша (да будет доволен ею Аллах)  рассказала, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читал эти суры, дуя на свои ладони, после чего протирал ладонями голову, лицо и переднюю часть тела.

Имам Малик также передал со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) чувствовал недомогание (или болел), он читал над собой две суры («аль-Фалак» и «ан-Нас») и дул на себя. А когда он испытывал сильную боль, то я сама читала над ним эти суры, брала его руку и проводила ей по его телу, ища благословения в его руке» (Передали имамы аль-Бухари, Абу Давуд и ан-Насаи).

Абу Саид сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) просил защиту от сглаза джиннов и людей, а когда были ниспосланы эти две суры, то после этого он стал читать только их для защиты (имамы ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа).

Смысл суры «аль-Фалак».

Во имя Аллаха, Милостивого на этом свете ко всем, и лишь к уверовавшим – в День суда! Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета, от зла того, что Он сотворил, от зла мрака, когда он наступает, от зла колдуний, дующих на узлы, от зла завистника, когда он завидует»;

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ  مِنْ شَرِّ مَا خَلَقَ  وَمِنْ شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ  وَمِنْ شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ  وَمِنْ شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ

«Аль-Фаляк “рассвет” - это заря сказал Ибн 'Аббас.   

«От зла того, что Он сотворил» - т.е. от зла всех созданий.

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «От Ада, Иблиса и его потомства».

«От зла мрака, когда он наступает» - Муджахид сказал: «Мрак значит ночь, наступающая после захода солнца».

Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщила: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) взял меня однажды за руку и показал мне нарастающую луну, а потом сказал: "Прибегай к защите Аллаха от зла её (луны), когда она наступает"» ( имам Ахмад, ат-Тирмизи и ан-Насаи).

Это не противоречит предыдущим высказываниям, так как луна является предзнаменованием ночи, так же как звезды появляются только ночью.

 «От зла колдуний, дующих на узлы» - Муджахид и 'Икрима сказали: «Это ведьмы, когда они читают свои заклинания и дуют на узлы».

В хадисе сообщается, что ангел Джибриль (мир ему) снизошел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Страдаешь ли ты от какого-нибудь недомогания, о Мухаммад?» Он ответил: «Да»; Джибриль сказал: «Именем Аллаха заклинаю тебя от всего того, что мучит тебя, и от зла всякой души или завистливого глаза, да исцелит тебя Аллах».

Это случилось, когда на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было наложено колдовство, и его исцелил Аллах. Тогда иудеи из зависти хотели наслать на него колдовство, но Аллах предупредил об этом Своего Посланника и спас его от них.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аиша! Знаешь ли ты, что Аллах ответил на мою просьбу? Два ангела (в образе человека) пришли ко мне и один из них сел у моей головы, в то время как другой сел у моих ног; Тот, что сидел у моей головы, сказал другому: "Что случилось с этим человеком?»; Другой ответил: «Он заколдован»; Первый сказал: «Кто его заколдовал?»; Другой ответил: «Лябид ибн А'сам; Он человек из племени бану Зурайк, сторонник иудеев и лицемер»;

Первый спросил: «А с помощью чего он заколдовал его?»; Другой ответил: «С помощью расчески и волоса с расчески»; Первый спросил: «Где все это?»; Другой ответил: «В высушенной коре финиковой пальмы под камнем в колодце под названием Зарван»;

Аиша сказала: «И он пошел к колодцу, чтобы вытащить это оттуда». А потом он сказал: «Это колодец, который я видел; Вода в нем была такая, как будто в ней промочили хну и его пальмовые деревья были словно головы демонов»; И он убрал то, что было там.

Тогда я ('Аиша) сказала: «Ты не станешь это разглашать?». Он ответил: «Аллах исцелил меня и мне ненавистно распространять о зле любому из людей». Похожий хадис передали имамы Муслим и Ахмад.

Из книги: «Тафсир ибн Касир»