Муджизат, карамат, сихр – как их отличить?

6 Апрель 2015
9280

Вопрос: Как отличить карамат от муджизата и сихра? Ведь и карамат и сихр и муджизат – это что-то сверхъестественное, и простой человек, увидев нечто такое, может обмануться этим и посчитать это караматом или вообще муджизатом.

Ответ: Во-первых, мы должны знать, что такое муджизат, карамат и сихр.

В книге «Шарх Сави аля Джавхарати тавхид» написано: «Муджизат – это некое сверхъестественное событие, которое сопровождается заявлением о пророчестве, и оспорить которое не сможет никто».

То есть претендующий на пророчество показывает что-то необычное, и это не может повторить противник или тот, кто бросает вызов пророку. Например, раскалывание луны – никто не смог это опровергнуть и никто не смог показать такое же чудо.

В этой же книге написано: «К тому, что не соответствует этим условием, относится:

1. Ирхас (предварительное чудо) – проявление чего-то необычного от пророка до пророческой миссии [Например, еще до начала Откровения за нашим любимым Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, следовало облако, создавая ему тень.]

2. Карамат (чудо вали) – проявление чего-то необычного от праведного человека.

3. Мауна (помощь) – проявление чего-то необычного от обычного человека.

4. Истидрадж (искушение) – проявление чего-то необычного от нечестивца по его замыслу. [Например, Даджаль (Антихрист) разрубит человека напополам, а затем снова оживит его].

5. Ихана (унижение) – проявление чего-то необычного от нечестивца не по его замыслу. [Например, когда к лжепророку Мусайлиме пришел человек с невидящим глазом, а он коснулся его, то и второй его глаз ослеп.]».

В книге «Шарх аль-мафруз» написано: «Карамат – это проявление чего-то необычного, которое не сопровождается притязанием на пророчество и исходит от праведного человека, следующего за Пророком, на которого возложена обязанность доносить до людей Шариат, и который имеет правильное вероубеждение и праведные деяния, знаем мы о том или нет»[1].

 

А как же различить их?

Ибн Хаджар аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, пишет: «Разница между караматом и сихром в том, что когда сверхъестественное явление исходит от праведного человека, не претендующего на пророчество и соблюдающего все права Аллаха и права Его творений, то это является караматом; а если оно исходит от того, кто не является праведником, то это сихр или же истидрадж (искушение).

Имам аль-Харамайн, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это не вывод разума, это то, в чем единогласны ученые».

 

А то, как различить праведника и неправедника, не является тайной, так как вид [неправедника] не такой, как у праведника, его этикет не такой, как у праведника. Также когда неправедный человек приступает к совершению того, чем он хочет одурманить людей, то непременно [от его сихра] начинает исходить дурной запах (то есть признак), которым можно будет отличить его от праведника»[2].

 

Признаки искушения и обмана

Мухаммад Тахир аль-Карахи пишет: «Признаком искушения является то, что тот, у кого проявляется сверхъестественное, превозносит себя перед другими; он думает, что это поможет ему преодолеть все трудности. А тот, у кого проявляется карамат, боится, что это может быть искушением и обманом, поэтому праведные люди боялись подобных сверхъестественных дел и состояний, дабы не оказаться в числе обманутых людей».[3]

 

Почему во время сподвижников караматов было мало, а в наше время много?

На этот вопрос имам Таджуддин ас-Субки отвечает следующим образом: «Если тебе скажут: “Почему караматов во время сподвижников было мало, а после них у авлия (любимцев Аллаха) их много”, то ответим на это словами имама Ахмада: “Потому что сила их имана не нуждалась в караматах, и начальное время (Ислама) было полно светом (нуром). И разве не видел ты, что у лампы не выявляется свет среди света ламп, также у звезд не выявляется свет вместе со светом солнца”».[4]

Муса Багилов

________________________________________

[1] Мухаммад Тахир аль-Карахи, «Шарх Мафруз», 122 стр.

[2] Ибн Хаджар, «Фатава Хадисия», 560 стр.

[3] Мухаммад Тахир аль-Карахи, «Шарх Мафруз», 122 стр.

[4] Аль-Манави, «Аль-Кавакиб ад-дуррийя фи тараджим ас-садат ас-суфийя», мукъаддима.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.