Требования Шариата к выносящему фетву

2 Октябрь 2015
2586

Выступление профессора, проректора Египетского университета Аль-Ахзар Мухаммада Махмуда Ахмада Хашима на международной богословской конференции «Международный опыт в укреплении единства мусульман: современные формы и методы» в Махачкале.

Хвала Аллаху, Господу миров. Да благословит Аллах и приветствует нашего Господина Мухаммада, его семью и сподвижников.

Выражаю благодарность главе республики, правительству Дагестана и народу за гостеприимство, за эту конференцию и богословское собрание. Хочу также поблагодарить досточтимого Муфтия республики и Духовное управление за организацию этой конференции. Выражаю благодарность и присутствующим на конференции уважаемым ученым: доктору Мухаммаду аз-Зухайлий, доктору Усману Умару, доктору Усману Абдуррахими.

Воистину, в настоящее время, свидетелями которого мы являемся, исламская община нуждается в подобных конференциях. В наше время исламская община испытывает много сложностей, существуют группировки, которые совершают от лица Ислама некоторые (негативные) дела, в то время как Ислам чист от этого. Они выносят решения от лица Ислама, под лозунгом Ислама, даже не опираясь на мнение имамов мусульман и ученых общины. Этим самым они вредят всем мусульманам.

Они забыли, что Ислам – это религия милости, прощения друг друга и легкости. Ислам – это послание для всего мира, как сказал Аллах: «…Мы послали тебя (о Мухаммад) всему человечеству». И это послание останется до Судного дня, как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «…на мне завершилось пророчество».

Ислам охватил всех людей, невзирая на расу, национальность и место проживания. Поэтому мы призываем тех, кто взялся за вынесение фетв, к соблюдению правил их вынесения, следованию по пути того, кто имеет право выносить решения, или следования за муфтием. Потому что фетва есть шариатское решение, которое исходит от муфтия.

Раньше вынесением решений и шариатским судом занимался один человек, то есть судью и муфтия олицетворял один человек. В наше время муфтий занимается религиозными решениями, а шариатский судья занимается проблемами людей, порядком и политикой.

Человек, который взялся за вынесение фетв, должен знать Коран, его толкование, сунну Пророка (мир ему и благословение), понимать смысл хадисов, знать исламскую юриспруденцию, «усуль аль-фикх», то есть методику вынесения решений из аятов Корана и хадисов, отменяющие (насих) и отмененные (мансух) аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение), арабский язык и науки, связанные с ним, как, например, риторику и ее отрасли (очевидное (баян) и метафора (маджаз)) и так далее. Он должен хорошо разбираться в правовых школах Ислама, в основополагающих и слабых мнениях школы. Тот, кто не обладает хоть одним из этих условий, не имеет права выносить решения.

Фетва делится на два вида: общая и частная. Частная фетва – это та, которая связана с людьми, их омовением, молитвами, богослужением, вопросами развода и т. д, то есть связанная с обществом. Такую фетву имеет право выносить только тот, кто соответствует всем перечисленным условиям.

Что касается общих фетв, связанных с народом в целом: вопросы джихада, халифата, вынесение решения о неверии какой-то группы и т.д., то по таким вопросам человек должен обратиться во всемирный исламский конгресс по делам народов. То есть подобные фетвы выносятся на съезде ученых исламского мира, которые занимаются проблемами народов.

Всевышний Аллах связал шариатское решение с тем, кто пригоден для его вынесения. А его пригодность зависит от возможности, знаний и потребности в этом. Если что-то из упомянутых аспектов будет упущено, то и шариатское решение в отношении него меняется.

Примером и руководством для нас является Сунна Пророка (мир ему и благословение). Выносящий решения обязан следовать его примеру. Как в примере Маиза (да будет доволен им Аллах), в отношении которого Пророк (мир ему и благословение) вынес решение по поводу совершенного им прелюбодеяния. Это было первым в Исламе решением за совершенный грех прелюбодеяния. Говорят, что когда Маизу уже вынесли приговор, и во время казни первый камень попал в него, он встал и убежал, но его поймали, вернули и привели в исполнение казнь. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) узнал про то, что тот сбежал, и его насильно привели, то Пророк разгневался и сказал: «Почему вы не оставили его?!». Потому что Маизу вынесли решение по собственному признанию, а не согласно свидетельству четырех человек, и, возможно, он отрекся от своего свидетельства.

Также Умар отменил наказание вора в период сильной засухи. После завоевания Ирака в период правления Умара он не разделил его территорию между воинами, которые участвовали в его покорении, а распределил между мусульманами и отдал богатства в общую казну, а воинам отдал налог с этих земель.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отправлял Муаза в Йемен, то спросил его: «На основе чего ты вынесешь решение?» Тот ответил: «На основе Корана». Пророк спросил: «А если ты не найдешь в Коране решения?» Тот ответил: «На основе сунны». Пророк спросил: «А если и в сунне не найдешь?». Тот ответил: «Тогда вынесу решение, проявив для этого усердие (используя свои знания, ум)». Он сказал, что не будет чрезмерен и фанатичен в своем мнении, однако отдаст все усилия в вынесении решений для людей, стараясь правильно понять эту чистую религию. Тогда Пророк (мир ему и благословение) похлопал рукой по груди Муаза и сказал: «Вся хвала Всевышнему за то, что Он дал понимание посланцу Посланника Аллаха».

Поэтому я побуждаю тех, кто собирается выносить решения, прежде всего изучать цели шариата и учитывать интересы Ислама. О вынесении решений в хадисе говорится: «Самый смелый из людей в вынесении решения – самый смелый и на пути в Огонь».

Призываю тех, кто выносит решение, соблюдать милосердие, прощение и облегчение в соответствии с Шариатом. Не усложнять и не проявлять фанатизма в своем мнении, тем самым вводя людей в заблуждение.

Вынесение решения без знания целей Шариата является заблуждением людей согласно хадису: «Всевышний не забирает знания одним разом, а забирает путем умерщвления ученых». И тогда решение шариата переходит к невеждам, которые начинают выносить решения в соответствии со своим невежеством и вводят людей в заблуждение.

Повторю, нам нельзя забывать, что Ислам – это послание для всего мира, которое будет действительно до дня Суда. Поэтому выносящему фетву нужно учитывать изменения людей, народов, стран и времён.

Хочу завершить своё выступление словами благодарности всем участникам конференции, ученым, правительству Дагестана и еще раз поблагодарить Муфтия Республики Дагестан и Духовное управление.

Вассалам алейкум!

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.