Аз-Зухайли: Вероубеждение сподвижников и праведных предшественников

5 Октябрь 2015 1096

Выступление Мухаммада Мустафы аз-Зухайли на международной богословской конференции «Международный опыт в укреплении единства мусульман: современные формы и методы»

С именем Аллаха, милостивого ко всем в этом мире, и лишь к уверовавшим – на том свете. Вся хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье, сподвижникам, табиинам и всем, кто последует по их пути до Судного дня.

О Аллах, обучи нас тому, что принесет нам пользу, и дай нам пользу от тех знаний, которым Ты нас уже обучил, и приумножь наши знания! О Аллах, сделай нас теми, кто слушает наставление и следует ему!

Дорогие братья, прошу Аллаха, чтобы Он сделал эту конференцию благодатной для вас. И прежде всего, хочу передать приветствие республике Дагестан, государству, народу и богословам республики на этой благословенной встрече с богословами, которые являются наследниками пророков (мир им). Чувство самой большой радости охватывает меня каждый раз, когда посещаю какой-нибудь мусульманский регион. Потому что вижу величие Ислама, который распространился во всем мире, подтверждая сказанное в священном аяте Корана: «Мы послали тебя (о Пророк) лишь в качестве милости для миров» (сура «Аль-Анбия», аят 107).

Хочу также поблагодарить муфтия за его заботу и тех, кто работают бок о бок с ним, воплощая в жизнь сказанное Всевышним «Мы окажем тебе поддержку в лице твоего брата», за организацию этой конференции и за проводимую работу в республике в целом.

Я благодарю всех присутствующих здесь братьев за то, что нашли время для этой встречи. Это подтверждение сунны Умара (да будет доволен им Аллах), когда он запретил великим сподвижникам выходить из Медины, чтобы советоваться с последними относительно дел мусульман.

Уважаемые братья! До того, как я прибыл в Дагестан накануне вечером, я узнал, что сподвижники Пророка дошли до этих земель и что Ислам распространился на территории Дагестана еще со времен праведных халифов. Это повод для величия и гордости. И поэтому мы сейчас постараемся преодолеть путь из Египта, Сирии и других арабских стран, чтобы встретиться с вами и оживить сунну сподвижников, которые прибыли на эту благодатную землю.

Уважаемые братья! Доктор Мухаммад Махмуд говорил о фетве муфтиев, имамов и проповедников и сейчас мы дополним его лекцию, рассказав о том, что связано с исламским призывом, который мы все обязаны проводить, ибо это функция алимов всех времен. Всевышний Аллах возвеличил людей, отправив к ним пророков, которые призывают их к поклонению Всевышнему Аллаху: к единобожию и поклонению Богу. И это продолжалось до тех пор, пока не пришел Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), печать всех пророков, который взял на себя эту священную функцию призыва к единобожию, вследствие чего Ислам распространился во всем мире.

Ислам состоит из трех составляющих: вероубеждение (акида), этика (ахляк) и законодательство (Шариат). Доктор рассказал о фетве со стороны законодательства. Этика – черты человечности людей. И наш Господь сказал Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Воистину, ты обладатель великого нрава» (сура «аль-Калам», аят 4). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, я послан, чтобы усовершенствовать благие нравы» (Ахмад). Это две стороны. Я же остановлюсь на первой составляющей религии – вероубеждении (акиде).

Исламское вероубеждение – это основа этики и законодательства. Это вероубеждение легкое и ясное, Ислам отличается ясностью в вероубеждении. В этом и заключается успех распространения Ислама во всем мире, и люди с удовольствием принимают его в Африке, Европе и Америке. Исламская акида ограничивается нормами, которые можно перечислить на нескольких пальцах одной руки, это: вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, Его посланников (мир им), в Судный день и предопределение судьбы: будь она хорошей или плохой. Это вся наша акида. Основой этой акиды является вера в Аллаха, поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто скажет искренне: нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха – войдет в Рай» (аль-Бухарий, Муслим). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Лучшие слова, которые были произнесены мною и теми пророками, которые были до меня, это – “ля иляха илля-ллах” (нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха)» (аль-Бухарий).

Исламская акида, составляющая религии и ее основа, полностью заключена в Коране и Сунне и не требуется никаких дополнений и совершенствований. Акида, заключенная в Коране и сунне – это та акида, с которой пришел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники, табиины. Поэтому она и называется акидату ахли-с-суннати валь-джамаа (вероубеждение людей сунны и согласия общины). Причиной зарождения формулировки «ахлю-с-сунна валь-джамаа» является его появление после первого века хиджры, а во втором веке появились различные группы, радикальные и фанатичные, заблудшие, и я даже осмелюсь сказать – внедренные в Ислам для его разрушения.

Таким образом появились течения под названием «аль-джабрия», «аль-хашавияя», «аль-муджассима», а после появились и «хавариджи», вначале как политическая партия, а затем и как идеологическая, после дело дошло до появления «мутазиля». Все эти течения радикальные, заблудшие, фанатичные в акиде. В их отношении было много опровержений со стороны большинства богословов, девяноста процентов мусульман, которые стали строго придерживаться Корана и Сунны и после прославились под названием ахлю-с-сунна валь-джамаа. Основы акиды ахлю-с-сунна валь-джамаа взяты непосредственно из Корана и Сунны вместе с их правильным пониманием, которые разъяснил господин Пророк и его сподвижники. И этому пути последовали люди в первом и во втором веках.

Во времена правления Али появились хавариджи, которые обвинили в неверии Али и некоторых сподвижников. После них в третьем веке хиджры появились мутазилиты. Они имели власть над аббасидским государством, вследствие чего взгляды мутазилитов стали основными в этом государстве. Эти две группы: хавариджи – политически и в вероубежде-нии – и мутазилиты – идеологически и в вероубеждении – впали в крайности и фанатизм и затем исчезли.

Всевышний Аллах открытым текстом в Коране заявил, что взял на Себя сохранение этой религии, и тысячи алимов из числа сподвижников и табиинов взялись сохранить акиду, дать отпор радикалам и фанатикам: хавариджам, мутазилитам, муджаисмитам, джахмитам и кадаритам.

Это результат деятельности и стараний групп алимов первого и второго веков, итог их усилий в акиде и ее составляющих, в разъяснении акиды в первые 200 лет. В третьем веке появились великие имамы, которые собрали все нормы акиды. Они строго следовали ахлю-с-сунна валь-джамаа. Тогда появились два алима, из них более великий и известный это Абуль-Хасан аль-Ашари, который родился в Басре и умер в Багдаде в 324 году по хиджре. В этом веке Ислам был не только в Багдаде, Ираке и Хиджазе, и тогда же стал известен Абу Мансур аль-Матуриди в Самараканде и разъяснил всем, кто по ту сторону реки в Самарканде, акиду ахлю-с-сунна вальджамаа – взгляды сподвижников и табиинов в акиде. Он был ханафитом и умер в Самараканде в 333 году.

Абуль-Хасан аль-Ашари и Абу Мансур аль-Матуриди не придумали новую акиду, они собрали воедино взгляды сподвижников и табиинов в единую исламскую, правильную акиду. Не обращая внимания на их величину и известность, мазхаб (в акиде, – от Переводчи-ка) был назван аль-Ашария или аль-Ашаира. Мазхаб Абуль-Хасана аль-Ашари укрепили большинство алимов: шафииты, маликиты и ханбалиты, появившиеся в том же веке, что и Абуль-Хасан аль-Ашари. А мазхаба Абу Мансура аль-Матуриди в основном придерживают-ся ханафиты. Именно поэтому, когда просто говорят «ашариты» подразумевают все, что связано с аль-Ашари, а когда говорят «ашаира», то подразумеваются и ашариты и матуриди-ты вместе. Это есть мазхаб ахлюс-сунна валь-джамаа, и большинство – 90% богословов из 3 века хиджры вплоть до нынешних времен придерживаются мазхаба ашаритов: ашаритов и матуридитов. В убеждениях ашаритов и матуридитов нет никаких противоречий в отноше-нии всего, что есть в Коране и сунне.

Поэтому мы предостерегаем, даже подвергаем сомнению всех, кто пытается опорочить ашаритов в истории, ибо такой человек будто хочет вывести из Ислама 90% мусульман. Я хочу еще раз заявить, что основы ашаритов опираются на Коран, сунну, убеждения сподвижников и табиинов, хадисоведов 2 и 3 веков по хиджре, в числе которых и имам Ахмад, который укрепил этот мазхаб. Между ашаритами и матуридитами есть всего навсего небольшие разногласия, о которых мы расскажем.

Слово «ахль аль-хадис» (мухаддисы, знатоки в области хадисов) и имам Ахмад не указывает на то, что они были против ашаритов. Школа хадисов и хадисоведов появилась в противовес школе фикха. В противовес школе фикха, которая распространилась в Куфе, Басре и Ираке, зародилась школа ахль аль-хадис, которые изучили хадисы в Хиджазе, Мекке и в Медине. Таким образом зародилась школа хадисоведов, вот из этой школы и был имам Ахмад. Впоследствии у него появились последователи и те, кого называют ахль аль-хадис. Ахль аль-хадис не является мазхабом вероубеждения и не является оппонентом ашаритов и матуридитов, он входит в ахлю-с-сунна валь-джамаа мазхаба ашаритов.

Таким образом, дорогие братья, из этого следует, что истинно верующий в своем призыве к религии и пути приближения ко Всевышнему и соблюдении исламской этики непременно является последователем пути ахлю-с-сунна валь-джамаа и ашаритов. Это вероубеждение, соответствующее Корану, сунне и вероубеждению саляфу-с-салих, которое прочно устоялось в исламской истории повсеместно.

Последнее примечание – у слушателей может возникнуть вопрос: в чем же разница между ашаритами и матуридитами? Говоря вкратце, они едины в составляющих частях вероубеждения, в его основах и столпах, а расходятся лишь в второстепенных вопросах (джузъийят), даже с ахль аль-хадис и с теми, кто известен под названием «аль-мазахиб аль-акаидия аль-муасара» (современные школы вероубеждения), расходятся лишь в второсте-пенных вопросах. Само вероубеждение – одно и то же. Таким образом, разница между ашаритами и матуридитами лишь в девяти вопросах, по мнению некоторых ученых, их 10. Одни сказали, что даже с учетом практических методов ведения призыва между ашаритами и матуридитами разница не превысит 40 вопросов. Одним из вопросов, в котором есть разногласия между ашаритами и матуридитами, является вопрос об увеличении имана и его уменьшении. Матуридиты утверждают, что иман находится в сердце и на языке, и что они оба являются составляющими имана . Ашариты же утверждают, что иман бывает в сердце, а произнесение языком – его условие. Они едины в том, что необходимы и сердце, и язык, однако разногласие между ними лишь в том, является ли произнесение языком условием веры или же ее составляющей. Это никого из мусульман и находящихся здесь не волнует.

Второй пример: может ли иман увеличиваться? Имам аль-Ашари утверждает, что иман может как увеличиваться, так и уменьшаться, это понимается из прямого текста Корана: «иман верующих увеличивается…» («Аль-Фатх», аят 4). А Абу Мансур аль-Матуриди говорит, что иман – это вера в сердце, и этот иман не увеличивается и не уменьшается, человек либо верит, либо не верит, а в священном аяте говорится лишь об описании и степени. Иман – это вера в сердце, если человек верующий, то иман не увеличивается и не уменьшается.

Подобного рода вопросы не связаны со всеми мусульманами в целом, этими вопросами занимаются только в исламских учебных заведениях в целях обучения. Из этих же вопросов аяты «муташабихат» (неясные, иносказательные), такие же эпитеты, их разъяснение или понимание так, как они есть. Обычного мусульманина подобные вопросы никак не затрагивают, их незнание даже не препятствует чтению Корана. Поэтому рядовому мусульманину нет необходимости знать вопросы «муташабихат». В Коране говорится: «Не знает их (муташабихат) значения никто, кроме Аллаха» («Алу Имран», аят 7). Абу Мансур аль-Матуриди поставил точку после слов «не знает их значения никто, кроме Аллаха». А Абуль-Хасан аль-Ашари «варрасихуна филь-ильми» (ученые) связал со словом Аллах, то есть Аллах знает их значение и ученые тоже, это один из примеров. Однако даже среди самих ашаритов есть разные мнения. Абуль-Хасан аль-Ашари не трактовал «муташабихат», после него ученый аль-Бакиляни аль-Малики и стал трактовать их, чтобы людям было легче понимать Шариат. После него имам аль-Харамайни аль-Джувайни аш-Шафии тоже пошел по пути аль-Бакиляни и хорошо развил это направление. После появился худжатуль-Ислями (довод Ислама) имам аль-Газали, который посчитал, что нет необходимости в подобных трактованиях и удалил их. Он придерживался умеренности в вопросах «муташабихат», имана и эпитетах Всевышнего.

Завершая выступление, прошу Всевышнего укрепить, прежде всего, нас и после – всех мусульман на правильной акиде, основанной на Коране и сунне, которую разъяснили нам ашариты, по которой жили сотни тысяч мусульман, чтобы наша религия сохранилась до Судного дня по воле Всевышнего.

Перевел Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.