Разрешается ли поздравлять христиан с рождеством?

21 Январь 2016 10355

Христиане и представители иных религий являются нашими соседями, коллегами по работе, одноклассниками, однокурсниками детей мусульман. Мусульмане являются частью гражданского общества России, поэтому каждому из них важно сознавать, что его поведение должно соответствовать требованиям шариата и способствовать установлению гармоничных и добрососедских отношений со всеми членами современного общества.

Каковы нормы поведения, предписанные шариатом, которые должен соблюдать мусульманин при взаимодействии с христианами в различных ситуациях?

В вопросах взаимодействия для мусульман не все христиане находятся на одном уровне. То есть взаимодействие с ними различаетсяв зависимости от их отношения к мусульманам.

Мы здесь хотим разъяснить, что в этом вопросе христиане делятся на три категории:

1)«Аль-мукатилун»– те, кто находятся с мусульманами в состоянии войны;

2) «Аль-мусалимун»–это те христиане,с которымиу мусульман хорошие добрососедские отношения; они помогают друг другу в мирских делах, имеющих добро для обеих сторон, и их объединяют некоторые общие мирские цели.

3) «Аль-мухайидун» – те, кто не относятся к первой группе, но вместе с этим не имеют с мусульманами связей и общих дел, которые имеет вторая группа.

Ученые в вопросе поздравления христиан с их религиозными праздниками разделились на два мнения:

Первое – это мнение ученых, которые дозволяют поздравлять христиан с их праздниками и относят это действие ккатегории «мубах» (дозволенное). Согласно этому мнению, такие поздравления подходят под раздел поддержания добрых взаимоотношений с христианами.

Второе– это мнение ученых, которые относятся к этому вопросу очень строго и запрещают поздравлять христиан с их праздниками. Они ограничили всякое взаимодействие с христианами, включив его в вопросы акыды (исламского вероубеждения).

К большим ученым, которые подтверждают первое мнение, относятся:

Шейх Мустафа Аз-Зарка (да смилуется над ним Аллах)– он является одним из больших ученых современности, которого прозвали факихом Шама, -

علامة العصر بلا منازعة وفقيه الشام بلا مدافعة الشيخ مصطفى الزرقا – رحمه الله تعالى – حيث يقول :

 " إن تهنئة الشخص المسلم لمعارفه النصارى بعيد ميلاد السيد المسيح عليه الصلاة والسلام هي في نظري من قبيل المجاملة لهم والمحاسنة في معاشرتهم¡ وأن الإسلام لم ينهانا عن مثل هذه المجاملة أو المحاسنة لهم ..."

 (فتاوى مصطفى الزرقا: ص355- 357)

«Поистине, поздравить знакомого христианина с праздником рождения пророка Иса (мир ему), по моему мнению, является одним из видов доброго отношения к ним. Ведь ислам нам не запрещает подобное отношение к ним…»

(Фатава Мустафа Аз-Зарка, 355)

Шейх Наср Фарид Мухаммад Васил– Муфтий Египта в прошлом:

"... وعلى ذلك فإن دار الإفتاء المصرية ترى أنه لا مانع شرعاً في مجاملة غير المسلمين وتهنئتهم أو مواساتهم في أي مناسبة تحل بهم. وأن هذا هو التطبيق الأمثل للإسلام وليس في ذلك خروجاً عن الدين أو فيه نوع من الحرمة

(489( انظر نص الفتوى كاملاً في كتابه: الفتاوى الإسلامية: ص482-

«...Согласно всему этому, Египетский Дом фетв (Даруль-Ифта) считает, что нет запрета в Шариате в проявлении учтивости к немусульманам и в поздравлении или в соболезновании их по разным поводам, которые постигают их. Поистине, это будет более подходящей для ислама практикой. И в этом нет выхода из религии, а также нет никакого запрета».

 («Аль-Фатава аль-исламийя»,482)

Мухаммад Саид Рамадан Аль-Бути –всемирно известный ученый-алим, автор книг по вероубеждению и сире Пророка (мир ему и благословение Аллаха), доктор шариатских наук:

«Решение Шариата относительно поздравления праздником Рождества:

не запрещается мусульманину поздравить своего соседа христианина с его праздником, при этом не признавая противоречащие исламской религии убеждения. Например, мусульманин может сказать ему: поздравляю тебя с праздником Рождества или с наступлением Нового года по григорианскому календарю».

Имам Ахмад сказал, что передается от Абдуллаха Ибн Зубайра (да будет доволен им обоими Аллах):

«Мать жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха)Катиля, будучи неверной, прибыла с подарками к своей дочери Асма (да будет доволен ею Аллах), а Асма отказалась от этих подарков и не впустила ее в дом. Тогда Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила об этом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в это время Аллах ниспослал следующий аят:

: { لا ينهاكم الله عن الذين لم يقاتلوكم في الدين ولم يخرجوكم من دياركم أن تبروهم وتقسطوا إليهم إن الله يحب المقسطين } . [سورة الممتحنة8

(Смысл):«Аллах не запрещает вам поддерживать добрые отношения к неверным, не находящимся с вами в состоянии войны в религии и не выселяющими вас из ваших домов, делать им добро и проявлять к ним справедливость, ведь Аллах любит справедливых» (сура Аль-Мумтахина: 8)

Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел ей принять подарки и впустить ее в дом». (Имам Ахмад, Ибн Джарир, Ибн Абу Хатам)

Ибн Касир в толковании этого аята приводит хадис от Асмы, дочери Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах):

«В то время, когда с Курайшитами был мирный договор, моя мать, будучи неверной, прибыла в Медину. Я подошла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросила: «О посланник Аллаха, моя мать прибыла ко мне и желает возобновить со мною родственные связи. Как мне быть?» Он ответил: «Да, конечно, поддержи с ней родственные связи». (Бухари, Муслим, Имам Ахмад)

(МухтассарТафсир Ибн Касир)

Также имам Аль-Бухари приводит от Анаса (да будет доволен им Аллах):

«Пророку (мир ему и благословение Аллаха) служил мальчик иудей. Когда он заболел, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посетил его. Он сел у головы этого мальчика и сказал ему: «Прими Ислам». Мальчик посмотрел на своего стоящего рядом отца, а отец сказал ему: «Подчиняйся Абулькасиму (мир ему и благословение аллаха)», и он принял Ислам. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел от него, говоря: «Хвала Аллаху, который спас его от огня Ада». (Бухари)

Аль-Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) относительно этого хадиса сказал:

- قال الحافظ ابن حجر - رحمه الله تعالى - : وفي الحديث جواز استخدام المشرك وعيادته إذا مرض وفيه حسن العهد... ( فتح الباري بشرح صحيح البخاري: ج3 ص586

В данном хадисе имеется разрешение для мусульман нанимать на работу неверных (мушриков), а также разрешение посещать их, когда они болеют. В нем также имеется проявление доброго взаимодействия с ними…

(Фатх аль-Бари, ибн Хаджар аль-Аскаляни)

Учитывая, что сегодня во всем Мире, в том числе и в России, тридцать миллионов мусульман живут бок о бок с христианами, Всевышний Аллах не запрещает им поддерживать с ними хорошие добрососедские отношения. Если сегодня мусульманин поздравит христиан с их религиозными праздниками, то, согласно решению вышеупомянутых ученых, в этом нет запрета. Но следует знать, что в число тех, кого разрешается поздравлять, входят только вторая и третья группы, о которых мы выше писали и обусловливается отсутствием в словах поздравления того, что противоречит основам шариата.

Аллах знает лучше!

Нурмухаммад Изудинов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.