Постоянство в поклонении

4 Апрель 2016
2864

Мы в течение дня, недели, месяца, года или всей жизни совершаем то или иное поклонение, за которое получаем определенное вознаграждение. Но если мы будем совершать это поклонение периодически, то есть несколько раз в день или каждую неделю, месяц и так далее, то мы можем получить больше награды, потратив, соответственно, меньше времени и труда. Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предпочитал постоянство в малом поклонении разовому большому поклонению.

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передают, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошёл к ней в то время, когда у неё находилась одна женщина, и спросил (её): «Кто это?» (Аиша) сказала: «Такая-то», — и стала рассказывать о том, как она молится (эта женщина очень много молилась, изнуряя себя и полностью выбиваясь из сил). Что же касается Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он сказал:

مَهْ عليكُمْ بِما تُطِيقُون، فَوَاللَّه لاَ يَمَلُّ اللَّهُ حتَّى تَمَلُّوا وكَانَ أَحَبُّ الدِّينِ إِلَيْهِ ماداوَمَ صَاحِبُهُ علَيْهِ. متفقٌ عليه

«Прекрати! Вы должны делать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллах не утомится, пока сами вы не утомитесь». А больше всего он (Пророк) любил такие религиозные дела (поклонения), которые совершающий делал постоянно». (Бухари; Муслим)

Слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «Аллах не утомится» (ля йамаллюЛлаху) означают, что Он не перестанет вознаграждать вас и воздавать за дела ваши и не будет относиться к вам как тот, кто тяготится, «пока сами вы не утомитесь» (хата тамаллю) и не прекратите, следовательно, надлежит браться за то, что человек в состоянии совершать постоянно, чтобы Всевышний Аллах постоянно награждал вас и оказывал вам Свои милости.

В комментарии к этому хадису Мухаммад Ибн Аллян в своей книге «Далиль аль-фалихин» приводит слова Имам Ан-Навави: «Если человек постоянствует в малом поклонении, получается, что он постоянствует в поминании, служении, искренности и в приближении ко ВсевышнемуАллаху.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَلاَ تَكُونُواْ كَالَّتِى نَقَضَتْ غَزْلَهَا مِن بَعْدِ قُوَّةٍ أَنكَـثًا

«И не уподобляйтесь той (женщине), которая распустила пряжу после того, как свила её!» («Ан-Нахль», 92).

От Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) также передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عن عمرَ بن الخطاب رضي اللَّه عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّه صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم: منْ نَامَ عَنْ حِزْبِهِ مِنَ اللَّيْل، أَو عَنْ شَيْءٍ مِنْهُ فَقَرأَه مَا بينَ صلاةِ الْفَجِر وَصلاةِ الظهرِ، كُتب لَهُ كأَنما قرأَهُ مِن اللَّيْلِ.رواه مسلم

«Тому, кто заснёт, не прочитав того, что он обычно читает ночью (имеются в виду добровольные ночные молитвы, чтение Корана и т.д.), или же часть этого, но прочитает то же самое между утренней и полуденной молитвами, это будет записано так, будто он читал ночью». (Муслим)

В комментарии к этому хадису Мухаммад Ибн Аллян в своей книге «Далиль аль-фалихин» также приводит слова Имам Ан-Навави: «В этом хадисе сообщается, что следует соблюдать постоянство в чтении вирдов».

Также от Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

وعن عبدِ اللَّه بنِ عمرو بنِ العاص رضي اللَّه عنهما قَالَ: قَالَ لي رسولُ اللَّه صَلّى اللهُ عَلَيْهِ وسَلَّم: يَا عبْدَ اللَّه لاَ تَكُنْ مِثلْ فُلانٍ، كَانَ يقُومُ اللَّيْلَ فَتَركَ قِيامَ اللَّيْل. متفقٌ عَلَيهِ

Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне:

«О Абдуллах, не уподобляйся такому-то, который (прежде) всегда молился по ночам, а потом перестал делать этот намаз». (Аль-Бухари; Муслим)

В книге Аль-Фатх передается от Ибн Аль-Араби:

«В этом хадисе рассказывается о желательности постоянствовать в совершении того или иного благого деяния, которое обычно совершает человек. Также можно сделать вывод, что, соответственно, нежелательно прекращать совершение такого деяния, даже если это не является обязательным поклонением».

Постоянство в поклонении, если даже оно совершается малое количество раз, имеет очень много положительных сторон. Если человек периодически совершает тот или иной благой поступок, он этим показывает свою постоянную покорность Всевышнему Аллаху. После совершения этого деяния у него автоматически появляется намерение совершить его в следующий раз и в следующий раз, а за намерение Аллах тоже дает воздаяние. Более того, в хадисе говорится:

و فِي حَدِيثِ نِيَّةُ الْمُؤْمِنِ خَيْرٌ مِنْ عَمَلِهِ أَيْ إِنَّ أَجْرَهُ فِي نِيَّتِهِ أَكْثَرُ مِنْ أَجْرِ عَمَلِهِ لِامْتِدَادِ نِيَّتِهِ بِمَا لَا يَقْدِرُ عَلَى عَمَلِهِ انْتَهَى

«Намерение муъмина (искренне верующего человека) лучше, чем его деяния». (Суюти)

Поэтому таким деяниям, которые совершаются систематически, в исламе уделяется особое внимание – начиная от пятикратного обязательного намаза, азкаров, которые читают после этих намазов, и заканчивая самими простыми поступками, которые человек взял себе в привычку. Такое же значение имеют и вирды, которым учат своих учеников наставники суфийских тарикатов. Главное в исполнении вирда – постоянство его выполнения, так как это самое приятное служение для Аллаха, даже если исполняется в небольшом объёме.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.